Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Хорошая политика для больших стран

19 мая, 2010 - 20:48
ХИЛЛАРИ КЛИНТОН: «МЫ ПРИСТУПАЕМ К МОБИЛИЗАЦИИ МИРОВОГО СООБЩЕСТВА В ПОДДЕРЖКУ СИЛЬНОЙ РЕЗОЛЮЦИИ О САНКЦИЯХ, КОТОРАЯ ПОШЛЕТ БЕЗОШИБОЧНЫЙ СИГНАЛ ОТНОСИТЕЛЬНО ТОГО, ЧЕГО ОЖИДАТЬ ОТ ИРАНА» / ФОТО РЕЙТЕР

Мы сейчас находимся в затянувшемся периоде международных преобразований, которые начались более двух десятилетий назад с окончанием холодной войны. Эра стратегического соперничества между Соединенными Штатами и Советским Союзом сменилась на ситуацию, когда США стали обладать большим влиянием, чем какая-либо другая страна, и пользоваться беспрецедентным влиянием.

Этот американский однополярный период сменился на мир, который лучше было бы описать как неполярный, в котором власть распределена между примерно 200 станами и десятками тысяч негосударственных действующих образований, от «Аль-Каиды» до «Аль-Джазиры» и от банка «Голдман Сакс» до Организации Объединенных Наций.

Но что отличает исторические эры друг от друга, так это не столько распределение власти, сколько степень порядка между государствами и внутри них. Порядок никогда не возникает просто так; это результат осознанных усилий самых могущественных мировых субъектов.

В то время как США остается единственной наиболее могущественной страной, они не могут самостоятельно поддерживать и тем более распространять мир и процветание между народами. Они слишком перегружены, они зависимы от ежедневного импорта долларов и нефти, и их вооруженные силы задействованы в жестких конфликтах в Афганистане и Ираке. США не хватает средств и политического согласия, для того чтобы принять на себя больше обязательств в отношении глобальной ответственности. У них также не хватает сил, чтобы заставить других следовать за собой.

Более того, современные проблемы — например, противостояние распространению веществ и оружия массового поражения, поддержка открытой мировой экономики, замедление изменения климата и борьба с терроризмом — не могут быть уменьшены, а тем более решены, самостоятельно ни одной страной. Только коллективными усилиями можно справиться с общими проблемами. Чем более глобален ответ, тем больше вероятность, что он будет иметь успех.

Короче говоря, США нужны партнеры, если XXI век собирается стать эрой, в которой большинство людей во всем мире будут наслаждаться относительным миром и удовлетворительными стандартами жизни. Но партнерские отношения, которые существовали во время холодной воды — между США, Западной Европой и несколькими азиатскими странами, включая Японию, Южную Корею и Австралию — уже не находятся на надлежащем уровне. У этих стран нет ресурсов и, часто, воли, чтобы справиться с большинством мировых проблем.

Таким образом, старым партнерам нужны новые. Развивающиеся страны имеют потенциал, чтобы удовлетворить эту потребность. Вопрос в том, что Китай, Индия, Бразилия и другие страны готовы делать со своей растущей силой.

Страну делает великой не размер территории, население, армия или экономика, а то, как она использует свое могущество для формирования мира за пределами своих границ. Страны, которые являются сильными, но все еще развиваются, имеют тенденцию рассматривать внешнюю политику как некий вариант неиспробованной домашней политики и средство для получения доступа к рынкам и ресурсам, жизненно важным для быстрого развития.

Точка зрения вполне понятная, но не дальновидная. Растущие страны не могут ни обособлять, ни изолировать себя от того, что происходит за пределами их границ. Осознают они это или нет, но они составляют часть мирового порядка.

Возьмем Китай, по многим показателям самую значимую развивающуюся страну. Он хочет сохранить привилегированный доступ к энергетическим ресурсам Ирана, но если из-за ядерных амбиций Ирана возникнет конфликт, Китай заплатит за те ресурсы намного больше. Перспектива угрозы стабильности на Среднем Востоке и прекращения поставок нефти должны побудить Китай поддержать разумные санкции против Ирана. Но непонятно, осознают ли это китайские лидеры и будут ли они действовать в собственных долгосрочных интересах своей страны.

По существу, Китай не единственный. Такие же проблемы касаются Индии и Бразилии. И не только развивающиеся страны должны пересмотреть свой подход к устройству мира. США также должны это сделать. В то время как много было сказано и написано по поводу призыва Америки к Китаю стать заинтересованной стороной, Китай так просто не наймется стать опорой задуманного Америкой мира. Он хочет помочь установить правила и создать учреждения для приведения их в исполнение.

Это предстоит решать США, работать ли с Китаем и другими странами, чтобы это воплотить. И это требует американской открытости к предпочтениям других и их желаниям играть более значительную роль. Расширение прав и возможностей Большой двадцатки является шагом в этом направлении, но нужно еще больше перемен, включая реструктуризацию ООН, Международного валютного фонда и Всемирного банка таким образом, чтобы они также отражали новое распределение власти. Взамен, развивающиеся страны при новой организации должны принимать большее участие в решении проблем изменения климата, больше платить за поддержание мира и за построение государства, обеспечивать свободную торговлю и вводить санкции против тех, кто поддерживает террор или разрабатывает оружие массового поражения.

Основные государства нынешней эры, как развитые, так и развивающиеся, имеют возможность достигнуть согласия по определяющим вопросам сегодняшнего дня. Их желание сделать это определит, когда и как закончится этот глобальный переходный период и что за ним последует.

КСТАТИ

Несмотря на согласие Ирана обменять свой низкообогащенный уран на топливо для исследовательского реактора, ему не удастся избежать новых санкций. На рассмотрение полного состава Совета Безопасности ООН был внесен проект новой резолюции по Ирану. Как заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон, проект получил поддержку всей «шестерки»: России, Америки, Китая, Великобритании, Франции и Германии. Теперь с ним ознакомятся непостоянные члены Совбеза. Проект резолюции рассчитан на ужесточение уже имеющихся санкций против Ирана. США призывают членов ООН «быть бдительными» в отношении денежных переводов с помощью иранских банков. Такая осторожность, по их мнению, сможет предотвратить оказание поддержки ядерной программе Ирана. Также в тексте документа содержится призыв пресекать открытие филиалов иранских банков, если есть подозрения, что они имеют отношение к ядерной программе.

Ричард Н. ХААС — бывший директор отдела политического планирования в Госдепартаменте США и президент Совета по международным отношениям. Автор книги «Война по необходимости, война по выбору: воспоминания о двух иракских войнах».

Ричард Н. ХААС. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ