Говорят, что настоящая дружба проверяется временем. Это правило также касается и отношений, которые возникли между новой украинской властью и российским руководством. Прошло менее четырех месяцев — а это очень малый срок — после смены власти в нашей стране, но уже сейчас нынешнее руководство постоянно заявляет, что именно ему удалось вывести украинско-российские отношения на новый уровень. В подтверждение этому приводится факт, что за последние несколько месяцев Президент Украины Виктор Янукович провел семь встреч с главой Российского государства Дмитрием Медведевым. Со своей стороны, российский президент заявляет о росте товарооборота между странами и говорит о том, что ему хорошо сотрудничать с новым президентом.
Конечно, Медведеву нравится новая украинская власть, которая продлила базирование Черноморского флота на 25 лет, вплоть до 2042 года, о чем не могла идти речь при предыдущем президенте. Также российский президент несколько кривит душой, сваливая вину на предыдущую власть, из-за которой была потеряна динамика в отношениях между обеими странами. Часть вины лежит на российской стороне, которая тогда не желала общаться с украинским президентом, зная, что у того нет шансов победить на следующих выборах. И возможно, экономический кризис не так бы задел обе страны, если бы российская власть по настоящему хотела развития взаимовыгодных отношений с нашей страной.
Поэтому, кажется, ныне рано говорить, что отношения между нашими странами становятся равноправными и взаимовыгодными. И харьковские соглашения вовсе не являются подтверждением равноправия сторон, а тем более, братских отношений. Ведь братские отношения, если они такими являются, не покупаются и не продаются. Медведев заявил вчера, что харьковские соглашения предусматривают передачу Украине эквивалента 40 миллиардов долларов. Недаром некоторые европейские депутаты назвали эти соглашения признаком сдачи Киевом части своего суверенитета России. И, более того, это соглашение суживает маневр для Украины. Ведь неизвестно, какая ситуация сложится в мире через 15—20 лет, а Украина уже связана этим соглашением вплоть до 2042 года.
Кроме того, сюрпризы может подносить и сама Россия и при этом говорить с Украиной на достаточно жестком языке. Примером этого является заявление управляющего делами президента России Владимира Кожина о том, что Россия настаивает на признании Украиной права собственности Российской Федерации на имущество бывшего СССР за рубежом. «Наша позиция была и остается неизменной: Россия приняла на себя все долги союзных республик и выплатила их полностью. При этом вся зарубежная собственность также переходила РФ. Здесь нет поля для компромисса, потому что Россия взяла на себя огромный долг и взяла в самые тяжелые времена, и мы все выплатили. Поэтому нужно просто выполнить все договоренности и соглашения, которые в свое время были заключены, достигнуты, и все с ними согласились», — заявил Кожин в эфире «Радио «Эхо Москвы».
Сообщение об этом в украинской прессе прозвучало в тот момент, когда российский президент Дмитрий Медведев пытался очаровать украинских студентов во время часовой лекции в Киевском национальном университете имени Шевченко. Медведев достаточно легко перевоплотился в лектора. В начале лекции он вспомнил, что в конце развала Советского Союза он впервые как преподаватель побывал в университете Шевченко на юридической конференции. Медведев рассказал, что именно здесь он почувствовал атмосферу низвержения авторитетов и «отпраздновал» завершение конференции в парткоме, чего раньше нельзя было себе представить.
После трехминутного вступления российский президент сразу стал отвечать на вопросы студентов. Чувствовал себя он достаточно уверенно, и ни один вопрос не сбивал его с толку. Даже последний вопрос от студента международника о том, желает ли Россия присоединения Украины к ОДКБ, Медведев назвал не острым. А вопросов, которые касались международной безопасности было немного. И в целом украинские студенты не были критичными по отношению к российскому гостю. Они аплодировали каждому его ответу.
Хотя, например, ответ Медведева, что база Черноморского флота в Севастополе — это элемент европейской системы безопасности, и то, что эта база никому не мешает и сохраняет статус-кво — заслуживает как минимум уточнения. Равно как заверение российского президента, что Россия не будет использовать Черноморский флот для нападения на смежные государства. А что было в случае российско-грузинского конфликта? Разве не российские корабли выходили из Севастополя и потом уничтожили грузинские корабли и катера?
Также можно поставить под сомнение слова Медведева, что «настоящие гарантии — это система международных отношений, это наши обязательства внутри ООН в соответствии с международными конвенциями», а также его заверение, что Россия не будет пренебрегать международными обязательствами, поскольку это для нее невыгодно. А как тогда быть с признанием Россией, в частности, лично Медведевым, независимости Южной Осетии и Абхазии в нарушение Хельсинского акта?
Медведев признался, что Россия была бы счастлива присоединению Украины к Организации договора о коллективной безопасности. «Решение по этому вопросу должна принимать сама Украина. Если интересно принимать участие в ОДКБ — welcome. Если есть какие-то сомнения — мы с уважением к этому относимся», — подчеркнул российский президент. Вместе с тем он прибавил, что его «как президента России абсолютно устраивают слова Януковича о внеблоковом характере Украины, потому что это в полной мере обеспечивает наши интересы».
Многие украинцы сомневаются, что внеблоковый характер отвечает национальным интересам, как и продление базирования на украинской территории Черноморского флота РФ. Однако украинская власть к этому пока что не прислушивается и действует по собственным расчетам. Хотя вряд ли это рационально. Но за «братскую» дружбу придется рано или поздно заплатить.
КОММЕНТАРИЙ
Григорий ПЕРЕПЕЛИЦА, доктор политических наук, профессор Киевского национального университета им. Т. Шевченко:
— Именно Украина выдвигала свои претензии относительно права собственности на имущество бывшего Советского Союза за рубежом. Этот вопрос затрагивался еще с начала 90-х годов и до времени прихода Виктора Януковича к власти, но он бесперспективен. Россия все равно не отдаст заграничное имущество бывшего СССР. Поэтому признание или непризнание Украиной того, что право собственности принадлежит России, реальных последствий иметь не будет. Я полагаю, что и сам Виктор Янукович пойдет на то, чтобы признать такое право за Россией.
Что касается слов Дмитрия Медведева о том, что соглашение по Черноморскому флоту связано с европейской системой безопасности, то я скажу, что ЧФ скорее имеет отношение к безопасности России. Какое отношение имеет Черноморский флот к европейской системе безопасности, вы увидели во время августовского российско-грузинского конфликта 2008 года. На мой взгляд, Медведев, в первую очередь, видит в соглашении стабильность доминирования России в Черноморском регионе. Для Украины ЧФ был и остается дестабилизирующим фактором. И история пребывания этого флота на территории Украины четко указывает на это. Что касается вопроса ОДКБ, то я хочу отметить, что Россия хоть завтра готова нас туда принять без всяких референдумов и требований. Если завтра Президент Янукович подаст заявку на членство в ОДКБ, уже послезавтра нас туда примут. Здесь нет никаких проблем со вступлением. Что касается проблем для граждан, то это уже другое дело.
Когда Медведев говорит о том, что европейский выбор украинцев принадлежит исключительно им самим, то он абсолютно уверен, что Украина еще, как минимум, 40 лет не имеет никакой перспективы быть членом Европейского Союза, а от членства в НАТО мы сами отказались в угоду России. Если бы у нас действительно была перспектива, то, считаю, Медведев говорил бы несколько иначе.
Соглашения, подписанные позавчера между украинской и российской сторонами, действительно не несут угрозы национальным интересам Украины, ее национальной безопасности. Скажем, соглашение о демаркации границ — это безусловный успех Украины, потому что еще с 2003 года наша страна поднимала вопрос о демаркации. Были созданы рабочие группы, но Россия медлила с этим, и под конец она все же подписала соглашение, которое даст нам возможность иметь полноценную границу. По крайней мере, в правовом смысле. Что касается других соглашений, то, я полагаю, там был определенный компромисс. Соглашения о мероприятиях двустороннего сотрудничества в области культуры и туризма, в сфере образования — больше в пользу России, но в целом баланс интересов соблюден.
Что касается общих заявлений президентов России и Украины по поводу усовершенствования системы европейской безопасности, урегулирования приднестровской проблемы и по вопросам безопасности в Черноморском регионе, то я могу сказать, что там, в принципе, нет никаких обязательств Украины. Следовательно, эти заявления не дестабилизирующие, но, с другой стороны, там четко подтверждена солидарность Украины со взглядами России на европейскую, черноморскую безопасность, на урегулирование приднестровского конфликта. Поэтому мне кажется, что это уже не является самостоятельной позицией Украины.