Пребывание ЧФ в Крыму — это угроза не только для национальных интересов Украины. Жители Севастополя понимают, что это еще и непосредственная угроза для их личной безопасности, когда несанкционированно и бесцеремонно перевозятся по городу ракеты, а базы содержатся в ужасном состоянии. Интересно, что выступают против ратификации харьковских соглашений и в регионах, где нынешняя власть традиционно имеет высокий уровень поддержки. Понимает ли Виктор Янукович, что, действуя в угоду Кремлю, он может очень быстро потерять свой электорат?
«День» продолжает публиковать мнения экспертов относительно «харьковского пакта».
«Де-факто наличие этой военной базы означает, что Украина является военным союзником России»
Решение Президента Виктора Януковича заключить с Россией новый договор по Черноморскому флоту, несомненно, является, с одной стороны, вполне ожидаемым, с другой — шагом, который разрушает весь существующий в Украине баланс сил.
Во-первых, это де-факто означает окончательную смену политических ориентиров страны, потому что данное решение при всех хороших отношениях НАТО с Россией означает совершенно иной статус Украины в международных отношениях. Сейчас трудно оценить, насколько это повлияет на ситуацию, но, без сомнений, это резко изменит наши отношения со странами Балтии, Грузией и Польшей.
Во-вторых, это решение принято без малейшего изменения нынешнего положения дел с Черноморским флотом, на которое закрывали глаза в силу того, что оставался небольшой срок до окончания договора. Однако именно наличие этих неразрешенных вопросов превращает присутствие Черноморского флота в Севастополе в серьезную проблему для Украины. Прежде всего, потому что не существует реального статуса иностранной военной базы в Украине.
Черноморский флот находится в Севастополе в положении де-факто флота СССР в советском городе. Украина не просто сдает в аренду базу. Фактически флот занимается всеми вопросами поддержки и организации судоходства в этом регионе. На сегодняшний день, в частности, гидротехнические сооружения находятся под контролем российских военных моряков. И статус этих объектов на сегодня так и не определен, и, судя по тому, что договор перезаключен, вряд ли можно ожидать изменения статуса этого объекта.
Разумеется, можно говорить, что конфликты вокруг маяков и гидрологических объектов были вызваны коварными амбициями националистов. Но это — ложь! Форма и острота конфликтов была вызвана, конечно, радикализмом молодых националистов, но проблема вполне реальная. И продлевать договор без решения вопросов суверенности украинского судоходства в этой части страны — это мощнейший удар по правовой базе судоходства Украины.
Ну и, в-третьих, на сегодня де-факто наличие этой военной базы означает, что Украина является военным союзником России. Именно так, не просто страной, предоставившей свою территорию для военно-морской базы другой стране, а именно военным союзником.
Специфика вопроса заключается в том, что Украина никак не может контролировать военно-политические задачи, которые ставятся перед Черноморским флотом. Договор, в принципе, не предусматривает каких-либо ограничений для деятельности флота. Украина становится заложником военно-политических планов Кремля, как это было во время войны с Грузией.
Во всех странах мира, где есть военные базы, существуют жесткие ограничения на те цели, для которых база может использоваться. Между Украиной и Россией даже не поднимался вопрос о том, в какой мере Россия может использовать базу для решения своих военно-политических задач. В ситуации, когда Россия не проводила жесткой военно-политической линии, этот вопрос был малоинтересен и не поднимался вообще, например, во время переговоров Кучмы и Ельцина. Однако теперь, после войны с Грузией, этот вопрос становится принципиальным. Участие ЧФ в войне с Грузией означает, что Украина помимо своей воли стала участником этих событий.
Можно было бы принять различные меры, регулирующие этот вопрос. Однако сегодня договор подписывается без принятия соответствующих норм, и так как теперь такие нормы не приняты, то вряд ли можно говорить, что они будут приняты в дальнейшем. То есть фактически не решена ни одна из военно-политических задач, которая могла бы поставить взаимоотношения ЧФ в цивилизованное русло, зато срок действия военной базы продлен на большой период.
Ну, и самое главное. Решение принято без согласия в обществе, без достижения компромисса, без попытки провести хотя бы опрос общественного мнения, не говоря уже о референдуме, как это должно было быть по проблеме НАТО. Президент Янукович самолично принимает такое решение. Это означает презрение к той части Украины, которая относится с недоверием к России. И, что самое важное, даже те, кто поддерживает это решение, исходя из необходимости достичь договора относительно газа и других экономических соображений, даже они должны понимать, что продление договора без изменения его формальной стороны наносит сильнейший политический удар по Украине.
Договор принимался в то время, когда фактически это был флот совместный. Хотя Россия и Украина уже существовали как независимые государства, но фактически все действующие нормы были еще советского периода. И ситуация не поменялась до сегодняшнего дня. Это является негативным даже для тех, кто может положительно отнестись к самому факту продления этого договора.
Вопрос стоит так: перед нами прецедент, который показывает, что Президент Янукович готов вести к узурпации своей позиции, а значит, к узурпации власти. Насколько способна оппозиция противостоять этой позиции, насколько она сумеет разумно выстроить свою линию, с тем, чтобы объединить не только ярых противников России, но и тех, кто относится с пониманием к интересам России, но считает необходимым поддерживать их в рамках цивилизованных договорных отношений. Это в данном случае — тайна не только для Януковича, сколько для оппозиции.
КОММЕНТАРИИ
Игорь ТОДОРОВ, профессор кафедры международных отношений и внешней политики Донецкого национального университета, заместитель директора Научно-информационного центра международной безопасности и евроатлантического сотрудничества ДонНУ:
— В Донецке, к сожалению, харьковское соглашение было воспринято абсолютно спокойно. К сожалению, большинство людей считает, что на них это решение непосредственно не влияет, главное, чтобы не уменьшали пенсию, решались другие социальные проблемы. Но не хочу, чтобы показалось, что это весь Донецк. Есть категория людей, и она лишь в относительном меньшинстве, которые думают с точки зрения национальных интересов, а не удовлетворения бытовых потребностей. В частности, общественная организация, которую я имею честь представлять, — «Донецкий институт социальных исследований и политического анализа» — присоединилась к заявлению общественной лиги «УКРАИНА — НАТО» относительно этих событий. И я лично тоже поддерживаю это заявление. Хотя я пытаюсь рационально воспринимать аргументы тех, кто «за» продление настоящего договора. Но есть сугубо юридические мотивы, скажем, продолжение соглашения происходит без учёта соглашения 1997 года, которое рассчитано на 20 лет. Там четко выписан юридический механизм, каким образом это соглашение может быть продолжено. Преференции относительно газа — до 2019 года, а пребывание ЧФ вплоть до 2042 года! Россию можно понять — для нее пребывание Черноморского флота в Севастополе, вообще на территории Украины, — это признак собственной геополитической значимости.
Николай ВЛАДЗИМИРСКИЙ, координатор общественного комитета «Украинский Севастополь»:
— Очевидно, что в современном миропорядке, который быстро изменяется, подписание межгосударственных условий на такое длительное время является делом недальновидным и таким, что ставит страну в многолетнюю зависимость от России, а, значит, отбрасывает государство в колониальную или постколониальную зависимость. Харьковские соглашения противоречат не только здравому смыслу, но и Конституции Украины, которая прямо запрещает расположение на территории Украины иностранных военных баз. К сожалению, все украинские президенты традиционно любят нарушать главный Закон государства, хотя и должны гарантировать его выполнение. Такие соглашения, которые связывают абсолютно разные явления — военную безопасность Украины и газовые вопросы, если они будут одобрены большинством в Верховной Раде и не встретят отпор в Конституционном Суде, — задержат развитие и государства, и гражданского общества, потому что который раз продемонстрируют пренебрежение закона со стороны власти. Еще одним важным аспектом является спокойное созерцание киевской властью невероятного роста сепаратистских и антиукраинских настроений в Крыму и Севастополе. Недавно прозвучали даже антигосударственные заявления по поводу перебазирования украинского флота из Севастополя в другое место. Мы надеялись, что с приходом к власти волевого президента на антигосударственные акции будет соответствующее реагирование. Но этого нет. Такие действия и заявления были бы невозможными, если бы сепаратисты не чувствовали информационной, моральной и материальной поддержки со стороны Черноморского флота. ЧФ России продолжает оставаться дестабилизирующим фактором в Крыму и в Украине. Намерение законсервировать эту нестабильность еще на 30 лет является ошибочной и антигосударственной политикой.
Богдана ПРОЦАК, председатель Союза украинок Севастополя:
— Подписание в Харькове соглашения о продлении аренды — черное дело против Украины. Было очевидно, что Россия так или иначе, но собирается выводить свои войска из Севастополя в 2017 году, и уже вела приготовление к этому. Тогда это событие могло бы поставить все на свои места — Украина и Россия стали бы в действительности дружественными и равноправными государствами, которые могли бы равноправно и взаимовыгодно сотрудничать во всех сферах, как в оборонной, так и в энергетической. А теперь все изменилось — Украина Януковича (не путать с Украиной свободной и независимой!) добровольно пытается уже навечно стать вассалом России и в отношениях с Москвой быть прислужницей московских интересов. Очень грустно, что украинская власть сама сдает позиции, уже завоеванные в течение веков кровью и потом поколений борцов за независимость Украины.
Мы, украинцы, здесь, в Севастополе, очень переживаем это событие. Это адские дни для нас. Например, Валентин Мищенко, которого я только что навестила, даже заболел на этой почве и очень переживает за судьбу Украины, он говорит, что причиной болезни является моральное унижение, которое он пережил от харьковского соглашения Януковича и Медведева.
Это неправда, что все севастопольцы поддерживают пакт Януковича — Медведева. Украинцы города против настоящего договора, просто русские хотят задавить нас численно и не дать нам высказаться, хотят перекричать наш голос, чтобы нас не услышали в мире. Русские все привыкли делать силой и забрасывать всех шапками, слышать только их, потому что их здесь больше, и российские СМИ транслируют только их. Украина должна бороться за независимость и самостоятельность, только тогда мы будем с русскими настоящими равными братьями, которые ведут свои дела без зависти и без обид.
Подготовили Анна ПАРФИМОВИЧ, «День», Николай СЕМЕНА, Севастополь