Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Фейерверк фуэте для Елены Потаповой

18 апреля в Национальной опере к 80-летию выдающейся танцовщицы и педагога будет показан балет «Спящая красавица»
14 апреля, 2010 - 18:39

У Елены Михайловны красивая творческая биография, временами окутанная легендарностью и необычностью. Дебютировав шестнадцатилетней девочкой в балетном спектакле на киевской сцене, она вот уже шестьдесят пять лет (!) дарит свой талант одному из самых очаровательных художественных жанров — хореографии. Сначала как блестящая исполнительница классического репертуара, потом как выдающийся педагог, передавая свой опыт, мастерство и традиции классической балетной школы новым поколениям артистов.

Потаповой выпало начинать творческую биографию в нелегкие послевоенные годы, формировать свой исполнительский стиль и технически совершенствоваться среди блестящей плеяды бывших воспитанников московской и ленинградской академических хореографических школ. Елена уверенно преодолевала ступени мастерства — прошла путь от кордебалета до прима-балерины, талантом и исполнительским мастерством которой восхищались не только в Киеве, но и во многих балетных столицах мира.

Елена Потапова почти случайно попала в балетную студию Куйбышевского дворца пионеров, которой руководила бывшая ученица прославленной Вагановой Н. Данилова. Эта встреча стала для Елены знаковой. Поскольку опытный педагог сумела разглядеть в своей воспитаннице не только хорошие данные, но и привить настоящую любовь к танцу, балету.

Скоро Елена Потапова уже выступала на разных конкурсах и олимпиадах, а родители настраивались на то, что дочь поступит в одно из хореографических училищ. Однако эти планы пришлось отложить. Началась война. Было не до мечты о танцах. Между тем в Куйбышев эвакуировали московский Большой театр. Тогда девочка смогла не только впервые увидеть балетные спектакли столичного коллектива, но и прославленных балерин. Могла ли она подумать, что скоро ей выпадет удивительная удача и самой принять участие в спектакле Большого театра. Как лучшую ученицу, ее пригласили станцевать партию маленького амура в спектакле «Дон Кихот» с участием Лепешинской, Мессерера и Гусева. То выступление, которое запечатлелось в ее памяти навсегда, можно считать дебютом на профессиональной сцене, судьбоносным событием, определившим всю последующую жизнь.

В 1944 году Елена Потапова с матерью и сестрами — Анной и Варварой, которые также учились в балетной студии, — переехали из Куйбышева в Киев. Учебу в хореографическом училище девушки Потаповы совмещали с выступлениями в кордебалете, временами готовили небольшие партии. Педагогом Елены становится также бывшая воспитанница Вагановой Наталия Верекундова, которая и по окончании учебы остается ее репетитором и наставником.

Большое влияние на формирование художественно-эстетичного мировоззрения молодой балерины оказал замечательный хореограф, тогдашний главный балетмейстер театра Сергей Сергеев, который почти сразу после учебы и блестящего выступления на выпускном концерте (исполнила па-де-де из третьего акта «Лебединого озера») порекомендовал выдающемуся российскому хореографу Федору Лопухову привлечь Елену Потапову к новой постановке «Лебединого озера» на сцене Киевского театра. Восемнадцатилетней балерине было поручено готовить партию Одетты-Одилии. И Сергеев, и Лопухов увидели у Елены Потаповой не только большие технические возможности, но и тонкое чутье романтической природы классического танца, выстроенного на кантиленной линии, выразительном арабеске, душевном ощущении дуэта и адажио.

Дебют молодой исполнительницы был триумфальным. Стало очевидно, что киевская балетная сцена пополнилась яркой творческой личностью, балериной, которая стремится иметь собственный исполнительский почерк, блестяще владеет техникой классического танца, ее тело, словно скрипка, может раскрывать всю глубину музыкальной партитуры.

Более трехсот раз за свою сценическую биографию исполняла Елена Потапова эту партию в разных постановках разных балетмейстеров, на разных сценах и в разных странах, каждый раз даря зрителям незабываемую радость сопереживания с прекрасным образом девушки-птицы, внутренней возвышенности и огромной душевной боли, причиненной изменой.

С именем Елены Потаповой связаны этапные страницы воплощения украинской национальной хореографии, расцвет которой пришелся на 50—60-е годы, когда на шевченковской сцене появились прекрасные художественные воплощения балетов «Лилея», «Лесная песня», «Маруся Богуславка», «Ростислава». В этих балетных спектаклях главные партии исполняла Елена Потапова, которой удавалось с глубоким психологизмом раскрывать поэтическую душу-судьбу украинской девушки, передавать весь лиризм и чистоту ментальности украинской женщины.

Полнокровные образы создала балерина и в новейшем балетном репертуаре, первых постановках на киевской сцене балетов «Ромео и Джульетта» (Джульетта), «Каменный цветок» (Хозяйка Медной горы), «Бахчисарайский фонтан» (Мария), «Шурале» (Сюимбике), «Легенда о любви» (Ширин). И даже в таких довольно посредственных как по музыке, так и по хореографическому прочтению балетах, как «Юность» (Даша), «Под небом Италии» (Лючия) созданные ею партии отличались интересными находками, стремлением к раскрытию внутреннего мира, чувств современной девушки.

Елена Потапова покоряла своих зрителей удивительной исполнительской выразительностью танца, его естественностью и внутренней наполненностью. Танцевала очень эмоционально, но без надрыва, блестяще владела техническим хореографическим арсеналом, но никогда не использовала в своей сценической палитре ничего лишнего и немотивированного для раскрытия образа, особенно когда это касалось лирико-романтических классических партий. И до сих пор остаются в памяти людей, видевших спектакли с участием Елены Потаповой, ее фантастически выразительные и эмоциональные, как вспышки фейерверка, фуэте, графически выразительные позы, перетекающие одна в другую единым течением танца. Легкость и уверенность на сцене всегда делали ее желанной партнершей в спектаклях для всех тогдашних премьеров. С Еленой Потаповой охотно танцевали Николай Апухтин, Анатолий Белов, Валерий Парсегов, Федор Баклан, Роберт Клявин, Веанир Круглов, Валерий Ковтун, Николай Прядченко...

Елена Потапова относится к плеяде киевских балетных исполнителей, которые первыми продемонстрировали яркие достижения украинского хореографического искусства в Европе, в частности внесли значительный вклад в то, чтобы Киевская балетная труппа после гастролей в Париже (1964) была удостоена «Золотой звезды» — высшего знака отличия Французской Академии танца, а в последствии была признана одной из лучших в мире. Исполнительское мастерство ведущей балерины киевской труппы высоко оценили Серж Лифарь, Юрий Григорович, Константин Сергеев, Ростислав Захаров, Петр Гусев, Наталья Дудинская, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Екатерина Гердт, Павел Вирский. В 1970 году за выдающиеся творческие достижения и создание ярких сценических образов Елена Потапова была удостоена звания «Народная артистка СССР».

А завершила свою исполнительскую биографию балерина спектаклем «Жизель» в 1978 году. Это было довольно символично. Ставилась точка в завершении большого и яркого периода творческой жизни, но балет и театр оставались альфой и омегой ее последующей жизни. Елена Потапова каждый день приходила в репетиционный зал. Теперь уже как балетмейстер-репетитор, педагог, наставник. Она заканчивает отделение балетмейстеров-репетиторов Московского института театрального искусства им. Луначарского.

Елену Михайловну приобщали к возрождению балетов «Доктор Айболит» (постановка незабываемого Сергея Сергеева, с которым она начинала творческую биографию), «Голубой Дунай», к новой интерпретации «Лебединого озера», которую осуществлял Анатолий Шекера. Но главным делом стала работа с балеринами над ведущими партиями классического репертуара. Все, с кем работала Потапова, становились не просто солистками театра, а яркими творческими личностями. Она умела не только помочь преодолеть технические трудности, отшлифовать мастерство, но и значительно больше — пробудить импульсы творческого поиска, глубинного проникновения в образ, учила синтезировать технику танца с душевным состоянием в раскрытии образа. Ее ученицами были Анна Кушнерева и Елена Филипьева, которые вместе с ней подготовили свои самые яркие творческие интерпретации партий, а впоследствии получили высшие награды на многих престижных международных конкурсах, стали звездами мирового балета. Они продолжили и обогатили исполнительские традиции своего педагога, а значит и украинской хореографической школы.

Елена Потапова была членом жюри второго, третьего и четвертого Московского международного конкурса балета, ряда Всесоюзных конкурсов молодых артистов и балетмейстеров, возглавляла конкурсную комиссию Всесоюзного смотра хореографических училищ СССР. Ее педагогический талант получил признание и за рубежом. Работала педагогом-репетитором в Национальной опере Турции (Анкара), более десяти лет отдала воспитанникам японских балетных школ в Нагое (Международный центр классического танца имени Анны Павловой и Вацлава Нежинского «Очи-Балет») и в Осаке («Атсуко-балет»), выведя европейскую балетную школу в Японии на качественно новый уровень.

Сегодня об уроках и репетициях Елены Потаповой с благодарностью вспоминают многие японские артисты балета, которые приобрели в ее классе такое мастерство, которое позволяет им выступать на самых престижных сценах не только родной страны, но и Европы, Америки...

У Елены Потаповой много знаков отличий и наград, наивысшие почетные артистические звания, знаки отличия конкурсов, ордена и медали. Но самая большая для нее награда — служить искусству, отдавать ему свой талант и свое вдохновение. Выдающаяся балерина и педагог продолжает оставаться в мировом балетном пространстве, так же активно продолжает творить искусство, которому посвятила жизнь.

Василий ТУРКЕВИЧ, заслуженный деятель искусств Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ