На прошлой неделе Киев посетил необычный гость — французский философ Мишель Онфре. Деятель, который у нас известен мало, зато очень популярен на родине. Этот 51-летний человек успел написать около 50 книг, многие из которых стали интеллектуальными бестселлерами. Онфре исповедует гедонизм в философии, соединенный с анархизмом в политической сфере. Он жестко критикует разные формы порабощения, обмана, насилия, причем делает это достаточно радикально, чтобы постоянно наживать себе врагов, среди которых не последний, — президент Николя Саркози. В Киев Онфре приехал по случаю перевода его книжки на украинский язык.
«Трактат атеології» (издательство «Ніка-центр») посвящен критике религий, прежде всего, христианства, ислама и иудаизма. 25 марта Мишель Онфре презентовал издание в Могилянке на тематической конференции «Призрак Бога», а 26 числа пришел в книжный магазин «Є» в рамках общего проекта книжного магазина, издания «Український тиждень» и Французского культурного центра «Европейский опыт: Франция». Если на конференции главной темой был атеизм, то на следующий день разговор сосредоточился, скорее, вокруг общественного проекта Онфре — так называемых Народных университетов. Восемь лет тому назад философ с несколькими друзьями учредил такое заведение в городке Кан, кардинально противопоставляя его устоявшимся институтам: в этом университете нет оплаты за обучение, поступления, оценок, экзаменов и тому подобное. Послушать и подискутировать приходит кто угодно: от старшеклассников до пенсионеров. Проект имеет популярность, ведь Онфре впоследствии открыл подобное заведение в родном Аржантане, а в других городах за аналогичное дело берутся местные энтузиасты. В этом смысле философ может смело называть себя просветителем.
Что же касается «Трактата атеології», то его цель также просветительская. В оригинале он вышел в 2005 году и получил массу противоречивых отзывов, достигнув тиража в 500 тысяч экземпляров. С того времени во Франции написано целых пять книг в ответ на «Трактат», преимущественно со стороны христиан: настолько мощной показалась атака Онфре. Что же в ней такого? Философ исходит из того, что мы живем не в атеистические, а в нигилистические времена. И время настоящего атеизма еще только должно наступить, хотя уже существовало много образцов «христианского атеизма» — слишком зависимого от христианства, чтобы предлагать ему реальную альтернативу. В частности, марксизм-ленинизм с его энтузиазмом к богоборству Онфре причисляет именно к такому христианскому атеизму.
Большую часть «Трактата» занимает жесткая критика трех монотеистических религий — христианства, ислама и иудаизма. Онфре пишет об их исторической почве, анализирует священные книги, выясняет сущностные принципы. Впрочем, его тон не является отстраненно-научным: это резкий голос полемиста и памфлетиста. Не жалея риторических средств, он ярко изображает мировоззрение трех религий, которое во всех случаях предусматривает суеверия, отказ от разума, порабощение женщины, ненависть к верующим других религий, закрепощение собственного тела и вообще самоунижение в надежде на роскошество в другой жизни. Ключевые ценности для Онфре — ум, свобода, равенство, телесность, так или иначе, оказываются отрицаемыми в монотеистических религиях (других он обстоятельно не касается, но говорит о потребности вообще отказаться от веры в сверхъестественное).
Большая часть критики «Трактата атеології» неопровержима и доказана научными исследованиями, на которые автор ссылается. Однако кое в чем труд выражает откровенную слабость. Онфре достаточно непоследователен в критике, часто обращаясь к неуместным аргументам, скажем, выдумывая патологии для святого Павла. Такие же слабые доказательства того плана, что церковь сотрудничала с нацистами или Магомет затевал ожесточенные войны. Автор жестоко высмеивает священные писания и черные пятна в истории религий, но пропускает очень важный пункт — почему люди все же верят, даже невзирая на знание всего того, о чем написано в «Трактате»? Почему так много полностью рациональных людей, тем не менее, ходят в церковь, мечеть, синагогу? Полемизируя с архаичными текстами, Онфре не дал ответов на важные вопросы современности. Однако «Трактат» все равно достоин прочтения — за живой, увлекательный стиль (прекрасно переданный переводчиком Андреем Репой), за немало интересной информации, за искреннее стремление к более свободному и более разумному миру. «Трактат атеології» — однозначно лучшее доступное у нас обоснование атеизма, особенно учитывая непопулярность темы в постсоветские времена. Интересно будет и верующим, и неверующим и тем более тем, кто не определился.