Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

С верой в Украину

Почти 70 лет жил и творил во Франции уроженец Черниговщины художник Александр Савченко-Бильский (1900—1991)
2 апреля, 2010 - 00:00
«ГОПАК» / «АВТОПОРТРЕТ» «ГЛАВНАЯ УЛИЦА КОЛЬМАРА» 1921 ГОД. ОДНА ИЗ РАБОТ ТУРЕЦКОГО ПЕРИОДА ХУДОЖНИКА «ЦЕРКОВЬ СЕН-ЖЕРМЕНСКОГО АББАТСТВА В ПАРИЖЕ»

Он относился ко второй волне украинской эмиграции, сформировавшейся в течение 20 — 30-х годов в Западной Европе и большей частью обусловленной революционными потрясениями в России.

Происходил он из старинного казацко-старшинского рода, который берет свое начало от Саввы Бильского, шляхтича из Литвы, который в 1582 году пришел на Запорожскую Сечь. Его сын Кондрат уже назывался Савченко-Бильским, а внук Никита положил начало еще двум ветвям рода, одна из которых владела землями около Чернигова, в Олышивке — малой родине Александра Савченко-Бильского.

Родители художника — Василий Александрович и Неонила Ивановна (урожденная Третьякив, связанная с гетманской семьей Дорошенко) в 1912 году переехали в Чернигов. Именно здесь все пятеро детей — четыре дочки и сын — учились в гимназии.

Художественные способности Александр Васильевич унаследовал, наверное, от отца, который хотя и не был профессиональным художником, но активно участвовал в художественной жизни города. В частности, о его графических работах есть упоминание в газете «Черниговские губернские ведомости» за 1895 год.

Повезло Александру Савченко-Бильскому и с учителем: рисованию его учил преподаватель Черниговского реального училища Николай Тарловский. Во время учебы на живописном отделении Киевского художественного училища Петербургской академии наук состоялся удачный дебют А.Савченко-Бильского на выставке Общества черниговских художников в конце 1917 года, о чем упоминается в мемуарах Зиновия Горбовца: «Несмотря на молодой возраст, у него уже были картины сложной композиции со многими действующими лицами и аксессуарами, где композиция, цвет и форма были хорошо согласованы, и можно было много ожидать от этого хорошего начала, но, к сожалению, о Савченко-Бильском как о художнике ничего не слышал и не знаю».

Это и неудивительно, потому что уже в 1919 году он был мобилизован в ряды армии Деникина. А дальше, как свидетельствуют его личные записи, «в конце ноября 1919 года покинул Черниговскую губернию. В 1920 году 1 ноября покинул Крым на пароходе «Саратов» и оказался в Стамбуле».

С этого времени начинается эмигрантский период жизни Александра Савченко-Бильского, который и на чужбине не изменял себе, своему призванию, оставаясь украинцем до последнего вздоха.

Трехлетнее пребывание в Турции было, по-видимому, самым тяжелым периодом в жизни мастера. Но ни тяжелое ранение, ни горечь поражения, ни тяжелый труд ради выживания не сломили гордого юношу. Пригодилось и художественное образование, полученное сначала в Киевском художественном училище, а позже — в Украинской академии искусств у Федора Кричевского, о чем вспоминается в письме А. Савченко-Бильского к сотруднице Черниговского художественного музея Т. Слобожаниной в начале 1984 года.

Чувства и переживания выплескивались в многочисленных зарисовках, портретах тех лет, бережно сохраненных автором. По большей части это изображение друзей, знакомых, выполненных карандашом на оберточной бумаге, которые поражают психологической напряженностью, звучащей в каждом штрихе, каждой линии. Рисовал и на заказ, зарабатывая на хлеб, совершенствуя свое мастерство, потому что не оставлял мечты о последующей учебе. Поддерживали и отцовские установки, которые приходили в письмах из далекой Черниговщины:

«Будь тверд и смело смотри вперед. Верь, дорогой Мой, в свое светлое будущее и сохрани самое главное в жизни — это здоровье и силу физическую, и бодрость духовную, и никогда — слышишь, никогда не падай духом», — писал любящий отец в одном из писем, которое Александр Савченко-Бильский сохранил вместе со многими другими от родных и близких.

В 1923 году ему повезло переехать во Францию, в Марсель, где его сразу приняли в местную Академию искусств. Но из-за безденежья пришлось вместо учебы несколько лет тяжело работать, сначала — на стройке, а позже — на железной дороге в Камбре. Собрав немного денег, переезжает в Париж, который был и оставался художественной Меккой.

Интересно, что уже в 1925—1926 годах А. Савченко-Бильский принимал участие в выставках русских художников. Но наиболее плодотворным периодом были для него, наверное, 30—40-е годы. Свидетельством этому являются каталоги вернисажей на Монпарнасе и Пикадилли, где экспонировались его портреты и гравюры вместе с произведениями Бессонова, Лапшина, Полуэктова.

Поддерживая тесные связи с земляками, Александр Васильевич входил в так называемую парижскую группу украинских художников. Организованные Святославом Гординским в Ассоциацию независимых украинских художников, представители этой группы, а именно такие известные художники, как Н.Глущенко, В.Хмелюк, М. Андриенко, Ф.Кричевский, М.Борачек, Р.Турин и другие, приняли участие в первой выставке АНУМ осенью 1931 года во Львове. На следующей общей выставке украинских, французских и итальянских художников в 1933 году во Львове Александр Савченко-Бильский представил также свои работы, в частности, две его акватинты вспоминаются в каталоге этой выставки, как отмечает зав. отделом Львовской галереи искусств Вита Сусак.

Принимал участие Савченко-Бильский и в Международной выставке в 1933 году в Чикаго во время первой украинской презентации А. Архипенко в павильоне «Украина».

В графике Александр Савченко-Бильский работал много и плодотворно, что было обусловлено, по-видимому, как его индивидуальным вкусом, так и влиянием его выдающихся учителей — Ф.Кричевского и Г.Нарбута, которые исповедовали идею синтетизма и универсализма в искусстве.

Первым, кто акцентировал внимание на этой особенности творчества Александра Савченко-Бильского, был известный исследователь украинского искусства в зарубежье Владимир Попович. Благодаря ему в 60-е годы ХХ века появились многочисленные статьи и монографии, в которых на основе фактов и документов были выстроены биографии А.Архипенко, М.Андриенко, С.Левицкой, П.Омельченко, С.Зарицкой, М.Паращука и других.

Статья В.Поповича «Александр Савченко-Бильский» с многочисленными иллюстрациями была напечатана в 1973 году в журнале «Авангард», издании центральной управы СУМ в Париже, обложку которого также украшали рисунки А.Савченко-Бильского.

Отмечая, что художник был очень трудолюбивым, доктор Попович перечисляет его «сферы художественной активности». Это и сотрудничество с издательствами, для которых он делает иллюстрации к газетам, журналам, книжкам, художественным открыткам, в частности, с видами Парижа. Непосредственно для украинских издательств пишет портреты гетманов, писателей и политических деятелей, гербы украинских земель и городов, разные святочные открытки. Иллюстрировал он и парижское издание «Мойсея» И.Франко.

Парижские торговые дома, со слов В.Поповича, заказывали у Бильского разные декоративные, цветные композиции для украшения хат.

В течение многих лет он работает для торговой графики: компонует различные орнаменты и украшения, упаковки люксовых товаров, дорогих коробок для конфет или шоколада, рисует проекты конвертов музыкальных пластинок, проектирует фирменные знаки и рекламу.

Было время, когда Бильский немало труда вложил в художественный промысел, проектируя разные формы стеклянной посуды, ваз, рюмок. Он не только придумывал абсолютно новые и модерные формы посуды и ваз, но и проектировал орнаменты для них. Для кожаной промышленности Бильский изготовлял проекты орнаментов для рельефного выдавливания в коже (альбомы, обложки дорогих книг, женские сумочки).

Приходилось нашему художнику проектировать даже домашнюю мебель, декоративные ткани и устройства интерьера помещений.

Широкий диапазон в тематике дополнялся у Савченко-Бильского и разнообразием техники исполнения — рисунок карандашом, тушью, пастель, офорт, пошуар, гуашь и масло. Заслуживают внимания иконописные произведения художника, в частности, иконостас, созданный в 40-е годы ХХ века для церкви святого Владимира Великого на Сен-Жермен в Париже, который ныне украшает украинский храм святых Сергея и Вакха и Жировицкой Богородицы в Риме. Второй, как выяснилось недавно, находится в украинской церкви городка Шалетт, где Александр Савченко-Бильский завещал похоронить себя в братской могиле побратимов-украинцев, среди которых такие известные фигуры, как Вячеслав Прокопович — премьер-министр УНР, Николай Шульгин — советник миссии УНР, Владимир Савченко-Бильский (родной дядя Александра Васильевича) — адмирал Черноморского флота.

Если графические произведения, как правило, выполнялись художником на заказ, то живописные работы — натюрморты, портреты, пейзажи —писались большей частью для души. Тонкое ощущение натуры, увлечение окружающим миром, мягкий нрав художника помогали создавать завершенные станковые произведения, в которых голубое небо, градации зеленого цвета и горячее солнце страны, которая стала его второй родиной, объединились, чтобы надолго остаться в памяти благодарных зрителей.

На склоне лет, в 1983 году, Александру Савченко-Бильскому повезло побывать на Родине, да и то в качестве туриста. Он так и не увидел родную Олышивку, но решил передать большую часть своих графических произведений 20 — 50-х годов в Украину, которые, к счастью, попали в новосозданный Черниговский художественный музей. Попытка работников музея развернуть через год персональную выставку земляка-эмигранта закончилась не только запрещением, но и изъятием КГБ части работ «националистической направленности».

И только в 2003 году после успешных контактов с дочерью художника Ирен Годийо, которая привезла из Франции многочисленные живописные полотна, состоялась персональная выставка мастера, который никогда не сомневался, что Украина, наконец, станет независимой. Залогом этого были его несокрушимая вера и искренняя любовь к родному краю.

Дочь не просто считает себя украинкой, она и является ею. Долгое время возглавляла Ассоциацию украинцев во Франции. И до сих пор занимается опекой детей-сирот в Украине. Привела в порядок семейный архив, бережно хранит произведения отца. Хотя без этого она и не представляет своей жизни, но уже думает о том, что их место на Родине, в музее: в апреле этого года подарила еще около сорока произведений отца, которые пополнили музейную коллекцию.

Они вернулись к нам вместе с именем их автора — яркого представителя украинского изобразительного искусства ХХ века Александра Савченко-Бильского.

Ирина РАЛЬЧЕНКО, директор Черниговского областного художественного музея
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ