Для Одессы «Юморина», пожалуй, главная дата в году наравне с Днем города. В этот раз к празднику приковано особое внимание. Прежде всего это связано с тем, что все чаще раздаются призывы к бойкоту Дня смеха. К этому призывает, в первую очередь, православная церковь. Еще три недели назад митрополит Одесский и Измаильский Агафангел обратился к мэру Одессы Эдуарду Гурвицу с просьбой отменить празднование. Митрополит обосновывал свою просьбу тем, что в текущем году 1 апреля приходится на страстной четверг, который предваряет Пасху. Одесский городской голова Эдуард Гурвиц отказал митрополиту, ссылаясь на то, что власть не в силах отменить светскую традицию, которая складывалась десятилетиями. Митрополита поддержал лидер комик-труппы «Маски» Георгий Делиев.
На днях в Южной Пальмире состоялся крестный ход, когда около полутысячи человек прошли по центру города, выразив свой протест против празднования Дня смеха. А на столбах появились сотни плакатов с призывом к одесситам бойкотировать праздник. Но помимо протестных мнений религиозного характера в городе бытует стойкое мнение, что «Юморина» выродилась. По последним социологическим исследованиям, большая часть одесситов все-таки за проведение Дня смеха. Вопрос в том, в каком виде этот праздник должен быть. Ведь не секрет, что многие одесситы 1 апреля предпочитают проводить дома или за городом.
Ныне в Одессе все чаще говорят о том, что праздник отошел от тех канонов, которые вложили в него создатели. С одним из главных создателей и идеологов первоапрельской «Юморины» Леонидом Сущенко мы решили поговорить о прошлом и настоящем Дня смеха в Одессе. Он известный телеведущий, является одним из создателей одесского КВН. У Леонида Леонидовича особый колорит. Если в расхожем понимании настоящий одессит — еврей с Молдаванки, то Сущенко — не еврей, а коренной одессит, который родился и прожил на Французском бульваре. Глядя на него, понимаешь, почему команда КВН Одесского университета называлась командой «Джентльменов».
— Давайте вспомним, как и кому пришла идея создать «Юморину»?
— Создание «Юморины» связано с игрой КВН, в которую одесситы очень успешно играли. Эта игра зародилась в 1966 и до1970-х годов была очень популярна. После того, как программу сняли с тогдашнего Центрального телевидения, пришла мысль организовать 1 апреля 1973 года мероприятие, которое связано с юмором. Первое апреля — это ведь день смеха. Собрались люди, которые возглавляли КВНовское движение в нашем городе: Валерий Хаит, Георгий Голубенко, Аркадий Цикун, Марк Водовозов, Олег Сташкевич, Борис Зильберман и я. Идея назвать праздник «Юмориной» пришла Олегу Сташкевичу, который был режиссёром КВН, а впоследствии стал литературным секретарем писателя Михаила Жванецкого. Были, конечно, проблемы, связанные с различными согласованиями с партийными органами, но и в советские времена находились люди, которые горячо поддержали нашу идею и во многом помогли. Подготовка заняла чуть больше месяца.
— Довольно быстро, по сегодняшним параметрам подготовки к подобному мероприятию.
— Тогда ведь не ждали финансирования. Это движение происходило снизу. Организации, учреждения и ВУЗы с удовольствием откликнулись на наше предложение и сами проявляли инициативу, из подсобных материалов делали плакаты, украшали свои колонны. Это было не с таким лоском, как если бы это делалось за деньги. Потому что нужно было проявить чувство юмора, а не чувство глубокой материальной заинтересованности. Это было просто, естественно и с хорошим вкусом. Ведь многое было основано на одесской истории. Кстати, тогда возродилась начатая Сергеем Уточкиным традиция съезжать на чем-нибудь по Потемкинской лестнице... Сначала это сделал знаменитый в прошлом капитан КВН Ярослав Харечко. Он съехал по лестнице на лыжах. На другой «Юморине» известный одесский таксист Ефим Выдомский преодолел путь от Дюка до улицы Приморской на «горбатом» запорожце.
— А почему «Юморину» запретили?
— Появилась определенная степень остроты. Потом появились другие города, где также решили проводить «Юморину». И этот процесс стало сложно контролировать. Поэтому «Юморину» в том виде, в котором она проходила, под различными благовидными предлогами решили запретить. 10 лет (с 1976 по 1986 годы) «Юморины» в классическом ее виде не было. Но мы нашли неофициальные формы празднования. Во Дворце студентов отмечали, к примеру, дни рождения Гоголя. Проходили интересные события, выступали сатирики. Ведь Гоголь — это неисчерпаемый источник совершенно необычного юмора. Несмотря на запрет, каждый год 1 апреля во многих одесских институтах, клубах, школах проходили КВНы, конкурсы юмористов. Работал «Клуб веселых встреч», Объединение молодежных клубов. Поэтому «Юморина» осталась, но не в тех масштабах, что изначально. Без многолюдных шествий — в залах. В 1987-м, в горбачевские времена, на перестроечной волне «Юморину» в Одессе снова разрешили, но она уже стала другой...
Еще в 80-е годы, при формальном открытии шлюзов, была заметна потеря качества. А юмор — «вещь» штучная. Как и любой другой продукт творчества. Лишь только становится на поток и коммерциализируется, он изменяется, и, к сожалению, не в лучшую сторону. Сейчас «Юморина» имеет мало общего с тем, что было с самого начала. И дело здесь в мироощущении. После того, как все стало разрешено, мы потеряли ощущение того, как сохранить лучшее, и стали заискивать перед широкими массами населения. Могут сказать: «Но это же потребляется».... Вот тут и начинается потеря по качеству. Для того, чтобы удержать процесс в рамках, нужна особая степень самосознания. Этого не произошло. Да и Одесса изменилась. Та Одесса, о которой писали Бабель и Катаев, ушла... Лучшее проявление одесского юмора — это не способ выпендриться, а способ мышления. То, что в последнее время качество «Юморины» ухудшилось — результат того, что за последние десятилетия очень многие одесситы уехали и не вернулись. К тому же в любом творческом процессе важна преемственность — а в контексте «Юморины» налицо разрыв времясвязующей нити. Здесь важно сохранение интеллектуального потенциала. В этом смысле показателен и одесский КВН. Например, одесский КВН 1980-х преемственность сохранил, а дальше связь была потеряна. Я не хочу сказать, что нет остроумных ребят. Знаете, есть такое жаргонное молодежное словечко «типа». Так вот сейчас и современный КВН, и «Юморина» — это «типа». Все дело в том, что наше поколение обладало самоцензурой: мы никогда не позволяли себе опуститься ниже определенного интеллектуального уровня, тем более ниже пояса. Сегодня те, кто делают «Юморину», такого чувства не имеют. Это размывает критерии и понижает качество. Итог — то, что мы видим на улицах. Я не против того, чтобы Одесса зарабатывала на «Юморине». Когда в 1970 годы на «Юморине» появились консервы с надписью «Одесский воздух», — это было скорее не желание заработать, а способ пошутить. А когда сейчас продают тысячами штампованные накладные носы и уши — это следствие желания заработать и скудности мышления. Плюс стандартный набор кочующих по Украине артистов. Я сравнил бы нынешнюю «Юморину» со свадьбой. Когда на свадьбе работает покупной тамада, у которого этот процесс поставлен на конвейер, я думаю, — это не самая лучшая свадьба. А самые лучшие свадьбы — такие, где все устраивают свои, а не приглашенные люди. Тогда чувствуется душа.