В тот день я направлялся в Одессу на своем автомобиле. Увидев надпись «Полковниково», решил остановиться, размять окоченевшие мышцы и в то же время узнать, почему так называется населенный пункт. Обратился с этим вопросом к дедушке, который грелся на солнышке на скамейке у своего дома. Он улыбнулся и рассказал такую историю.
Два века назад здесь осел один полковник, который за военные победы получил титул дворянина и в придачу к нему землю. Выписал несколько солдат-ветеранов, с которыми служил в одном полку. Это поселение, основанное этим полковником, и стало его названием...
Пересказал дочке этот разговор, а она мечтательно сказала: «Представляешь, если бы ты жил в те времена, то был бы дворянином, получил имение». Ответил, что меня полностью удовлетворяет и рабоче-крестьянское происхождение. Хотя должен был признать: когда-то звание полковника было не только в высоком почете, но и в целом обеспеченно значительными материальными благами.
Вспомнил, как в свое время с коллегами «обмывал» свои полковничьи звезды. Один из друзей по этому поводу «просветил»: «А ты знаешь, что полковники бывают трех категорий? К первой принадлежат те, к кому обращаются: эй, полковник, достань, принеси! Так называют тех из них, которые по несколько человек сидят в одном штабном кабинете. Представители второй категории уже имеют свой кабинет, поэтому к ним обращаются: «полковник». А у кого есть служебный автомобиль и секретарша, то величают «господином полковником».
Дружно посмеялись над такой градацией представителей этого воинского звания. Но не могли не согласиться, что есть некоторая правда-матка в этой басне о разных полковниках. Она в какой-то степени отражает суть того явления, когда из-за большой на то время численности тех же полковников наблюдались определенные признаки девальвации больших звезд на погонах.
Могу утверждать, что пик звездопада, а с ним обесценивания воинских званий пришелся на годы правления Л. Брежнева. Став маршалом Советского Союзу, он начал осыпать высокими звездами в первую очередь обладателей властных кабинетов московских штабов. Странные были должности, рассчитанные на генеральские звания. Я встречался с начальником библиотеки ВМС в звании контр-адмирала, главным военным охотником — генерал-лейтенантом, главным военным туристом — тоже с двумя генеральскими звездами на погонах.
Не удивительно, что в то время было больше генералов, чем в действующей армии в годы Великой Отечественной войны. Между тем, чем дальше от Москвы служил офицер, тем тяжелее было получить эти большие звезды на погоны. Вспоминаю строки нашего училищного поэта Валерия Фимина: «Ведь эти звезды не хватают с неба. Их на земле подковами куют». Объясню, что он имел в виду. Тогда в наше училище принимали лишь военнослужащих. Каждый из нас на пути к будущим лейтенантским звездам успел в солдатских сапогах, подбитых железными подковами, пройти много километров на полковых плацах, полигонах. А потом путь к новым звездам на погонах для представителей моего поколения пролег через службу в «горячих точках», заполярных, сибирских, забайкальских, высокогорных гарнизонах.
Когда начался процесс строительства Вооруженных сил Украины, не отказались от советского опыта необоснованного повышения воинских званий для большинства штатных категорий в управленческих структурах. Приведу пример того, к чему это привело. Так, в 1999 году на каждого украинского солдата (курсанта) приходился один офицер или прапорщик. Диспропорция возникла и в офицерском корпусе, при которой количество старших офицеров превышало долю младших. Как ни странно, способствовало этому и общее сокращение отечественной армии. Для сохранения должностей полковников и генералов создавались «карликовые» воинские формирования, количество которых достигало более тысячи. Были среди них такие части, в которых служило несколько десятков военнослужащих, а возглавляли их командиры с большими звездами на погонах. А над ними «стояла» громоздкая и затратная система управления. Так, когда на базе военных округов создали оперативные командования, то управленческий аппарат новых структур значительно превышал численность командования штабов округов, хотя общее количество войск сокращалось. Возникла ситуация, которая не вписывалась в рамки опыта армий других стран мира. Взять США. Численность сухопутных войск была в то время втрое больше такого же вида Вооруженных сил Украины. Но управление ими в Америке осуществлял значительно меньший кадровый персонал.
За годы независимости численность армии была сокращена почти втрое. Но количество, говоря современным языком, менеджеров в погонах (офицер в переводе с иностранного — должностное лицо) сокращалось медленно. Я знал полковников, которые командовали учреждениями и организациями, которые не имели ни одного военнослужащего. Это, например, тогдашние начальники отделов военных совхозов, военного туризма Министерства обороны Украины. И подобных должностей было много.
Лишь за последние годы приняли решительные меры по изменению ситуации, при которой офицерский корпус напоминал перевернутую пирамиду, сверху которой было огромное количество старших, снизу — меньшинство младших офицеров. Для этого четыре года назад было принято решение о переводе более тысячи должностей старших офицеров в категорию младших. Такая радикальная реформатская мера в значительной степени улучшила ситуацию и приблизила соотношение старших и младших офицеров к мировым стандартам. Способствует этому и курс на замещение офицерских должностей гражданскими специалистами. Мы постепенно уже привыкли к тому, что и в высших эшелонах управления руководители без погон успешно работают на должностях, на которых еще недавно находились люди с большими звездами на погонах. И резервы для такого замещения, по-видимому, еще не исчерпаны.
На престиж военной службы влияет «цена» каждой звезды на погонах. Когда поднимался по ступенькам от лейтенанта к полковнику, то разница в размерах оклада между этими воинскими званиями составляла почти сто советских рублей. В то время эта сумма превышала уровень зарплаты врачей, учителей, продавцов, водителей и многих других категорий работников. А сегодня «цена» украинских звезд на погонах офицеров явно занижена. Как и разница между воинскими званиями. Я не знаю, в какой еще армии существует такая пропорция, при которой, например, разница между звездами полковника и генерал-майора определялась стоимостью трех-четырех буханок хлеба.
Вообще, уровень денежного обеспечения — одна из самых актуальных проблем национальной армии. Покажу это на примере отдельного Киевского полка Президента Украины, который является своеобразной визитной карточкой Вооруженных сил Украины. Командир полка в воинском звании «полковник» с выслугой в 20 лет получает сегодня... 2850 гривен 20 копеек. А командир взвода — 1600 гривен. Согласитесь, для столицы это не деньги. На рынке труда такие зарплаты офицеров явно проигрывают даже малоквалифицированным специалистам. Неслучайно в этой элитной части некомплект офицеров первичного звена — взвод-рота составляет более 30. Ни один из тех, кто служит в нем, не имеет жилья. Как и перспективы получить его в ближайшее время: последний раз в полку справило новоселье несколько офицеров... в 2002 году.
Падения престижа, мотивации к военной службе отражаются на отношении офицеров, особенно молодых, к ней. Так, в прошлом году более 560 из них уволилось из рядов Вооруженных сил Украины.
Для поднятия престижа офицерской службы, обеспечения большей значимости звезд на погонах давно назрела потребность реформирования системы денежного обеспечения. В частности, увеличение окладов за воинские звания. Они должны стать одной из составляющих всего уровня денежного обеспечения военнослужащих.
В предвыборных программах почти все кандидаты на пост президента Украины обещали «золотые горы» для людей в погонах. Но реалии настоящего таковы, что обещанного им придется ждать еще долго.
Пять лет назад кандидаты на высший государственный пост тоже много чего обещали для наших военных. Но многие положения из тех программ не удалось претворить в жизнь. Это в известной мере отражает состояние дел с выполнением законов и решений по проблемам оборонной сферы. Приведу пример. Так, в законе об обороне записано, что расходы на эту сферу должны быть не ниже трех процентов от ВВП. Но ни в один год оборонный бюджет не достигал этого показателя. А в прошлом году он был минимальным за все восемнадцать лет существования Вооруженных сил Украины. Как следствие, наша армия приближается к критическому пределу, за которым обостряются проблемы обеспечения его боеспособности, закупки новых образцов вооружения, боевой техники. Так, за предыдущие годы потеряна значительная часть военно-промышленного комплекса, ресурсных возможностей для выполнения программ развития вооружения и военной техники, восстановления боеспособности их основной массы.
Приведу еще один пример, который свидетельствует о большой «заботе» властных ветвей о защитниках Отчизны. За последние годы было принято более 300 законодательных актов по вопросам национальной безопасности. Но значительная часть их так и осталась на бумаге. Почему? Срабатывает до боли уже знакомый каждому из нас, подходящий на все случаи жизни, запрос: «А где взять средства на выполнение этих мероприятий?» Возможно, убаюкивает некоторых представителей законодательной и исполнительной власти тот факт, что на Украину никто не собирается нападать. Создается впечатление, что пока жареный петух не клюнет в болезненную точку, забота об обеспечении национальной безопасности будет осуществляться по остаточному принципу.
Между тем известно, что сегодня возникла потребность реформирования армии с учетом того, что в мире происходит пересмотр концептуальных принципов военного строительства и применения воинских формирований. Они связаны с появлением новых вызовов и угроз национальной безопасности. В прошлое уходят «классические» военные конфликты и войны. На смену им приходят другие типы противостояний, в которых традиционно применять вооруженные силы очень сложно. Это террористические акты, военные перевороты, конфликты низкой интенсивности, повстанческие действия, экономические и психологические войны, техногенные и природные чрезвычайные события техногенного и природного характера. Как утверждают военные специалисты, после Второй мировой войны в мире имело место около 120 конфликтов такого типа. Последний из них возник в позапрошлом году на Северном Кавказе. На некоторое время это событие стало темой обсуждения и в отечественном политикуме в плане принятия мер с целью повышения боеспособности нашей армии. Но, не подкрепленные усилением ресурсного обеспечения, они остались на уровне благих пожеланий. Лишь в конце прошлого года Президент Украины вынужден своим указом ввести в действие решение СНБО 20 ноября «О мерах по безотлагательному улучшению финансирования Вооруженных сил Украины для преодоления кризисного состояния их боеспособности». Этим указом главы государства признано необходимым увеличение в установленном порядке финансирования армии в 2009 году для реализации первоочередных и наиболее важных мероприятий. В частности, на восстановление неприкосновенных запасов материальных средств Объединенных сил быстрого реагирования, проведение подготовки истребительной авиации ПС ВС Украины к несению боевого дежурства, на создание, закупку и модернизацию военной и специальной техники и другие цели. Признано также необходимым рассмотреть вопрос о выделении более 285 млн. гривен на денежное обеспечение военнослужащих: на индексацию денежных доходов, пособия на оздоровление, вознаграждение за продолжительность непрерывной военной службы.
Это мероприятие имеет, скорее всего, пожарный характер и еще раз показывает, что в дальнейшем так нельзя относиться ко всему, от чего зависит национальная безопасность. Ведь, за последние годы недостаточное финансирование ее привело к резкому обострению кризисного состояния обороноспособности государства и боеспособности Вооруженных сил Украины.
Наша армия еще один президентский срок «заговаривания» острейших проблем уже не выдержит.