Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Шоу-бизнес по-(не)нашему: предварительные итоги

5 февраля, 2010 - 00:00
СПОСОБНЫ ЛИ СЕГОДНЯ НЕПОВТОРИМЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НА РАВНЫХ ВЕСТИ БОРЬБУ С ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ? / ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

«Вышесказанное не означает потребность в тотальном или, упаси Господи, тоталитарном государственном патернализме по отношению к украинскому шоу-бизнесу. И не только с точки зрения нашей преданности ценностям демократии — просто в постколониальных государствах, как правило, бюрократический аппарат малоэффективен и коррумпирован. Если говорить о каком-то патернализме, то только на уровне законов».

Сразу хочу предупредить: возможно, даже для кого-то из читателей «Дня» эти понятия покажутся несколько сложными, но без них просто невозможно понять, что происходит вокруг, и подвести итоги как 2009 года, так и прошедшего двадцатилетия. А потому, говоря о явлениях и измерениях украинской культурной жизни, а особенно ее массовых разновидностей, которые напрямую связаны с шоу-бизнесом или являются его составляющей, придется напоминать такие понятия, как «постколониальное состояние страны», «информационно-культурный империализм», «компрадорский капитал» и т. д. Эти понятия, как и обозначаемые ими явления, возникли далеко не сегодня; это совершенно реальные вещи, свойственные таким государствам, как Украина, то есть таким, которые не так давно обрели или вернули свою независимость.

Можете сделать замечание: какая разница, чей это шоу-бизнес, какие деньги там крутятся, какие ценности он исповедует и на какие традиции опирается — лишь бы было хорошо потребителям, то есть аудитории, лишь бы вовремя платились налоги и не было публичных призывов к насилию и расовой ненависти. На самом же деле, при более близком рассмотрении оказывается, что все не так просто.

В сегодняшнем мире непросто любому европейскому или азиатскому шоу-бизнесу, поскольку по планете шагает глобальная поп-культура, несущая с собой не только легкую доступность (и это неплохо) мексиканских телесериалов албанскому зрителю, но и нивелирование или даже исчезновение того, что албанская культура могла бы подарить миру — пусть даже в формах, присущих не «высокому искусству», а используемых шоу-бизнесом. Конечно, время от времени радио и телевидение обращаются к этнически окрашенным произведениям массовой культуры, особенно когда появляется соответствующая мода, но не является ли это не более чем данью этой самой моде?

Иными словами, способны ли сегодня неповторимые национальные культуры на равных вести борьбу с транснациональными стандартами? Может ли национальный шоу-бизнес иметь право голоса на мировой арене, если эта нация не входит в доминирующие? И что делать тем, кого выбрасывают с этой арены?

Эти проблемы — общие, касаются они и Украины. Но здесь есть специфика. Ведь украинский (по месту продуцирования и участникам процесса) шоу-бизнес делается в постколониальном государстве под давлением со стороны бывшей метрополии, которая стремится не только получать как можно большую выгоду из своих проектов на недавно еще полностью «своей» (по крайней мере, политически) территории, но и гарантировать на будущее возможность такой выгоды. И не только финансовой, а, опять же, политической. А это значит, что проблемы украинского шоу-бизнеса не могут быть сведены к простому «создал продукт — продал продукт». Нет, здесь главное — сохраняет ли и развивает ли этот проект собственно украинское культурное пространство в каких-то его, пусть даже и «попсовых», если так можно сказать, измерениях. Ведь в противном случае глобальное давление на культуру столкнется с давлением со стороны бывшей метрополии, они умножатся одно на другое, и последствия этого будут непредсказуемые. В том числе и политические. Я уже молчу об экономических факторах — господство в нашем шоу-бизнесе капитала компрадорского типа означает значительные финансовые потери для Украины, потому что этот капитал органично способен лишь играть роль слуги российского капитала.

Все вышесказанное не означает потребность в тотальном или, упаси Господи, тоталитарном государственном патернализме по отношению к украинскому шоу-бизнесу. И не только с точки зрения нашей преданности ценностям демократии — просто в постколониальных государствах, как правило, бюрократический аппарат малоэффективен и коррумпирован. Если говорить о каком-то патернализме, то только на уровне законов. Здесь речь должна идти о другой форме поддержки, если хотите, другом патернализме — общественном. Хотя здесь скорее имеется в виду не патернализм, а просто внимание и партнерство.

Понятное дело, национальный культурный продукт, тем более на уровне шоу-бизнеса — это не синоним шароварщины или общеобязательной украиноязычности. Но без украинского языка такой продукт невозможен, не так ли? А что касается языка... Ни у кого уже не вызывает сомнений, что супруги-фантасты Дяченко или Андрей Курков — это украинские писатели, хотя пишут они почти исключительно на русском языке. С другой стороны, некоторые поп-певцы, которым все равно, кого представлять на международных конкурсах — Украину или Россию, но при этом они очень хорошо поют украинские народные песни, своим примером лишний раз наглядно доказывают: не языком единым живет национальная культура. Тем более в таком этнически пестром государстве, как Украина, где уже появились и рожденные здесь афроукраинцы...

И еще одно. Как и во всем, что касается измерений национального культурного процесса, украинский шоу-бизнес очень чувствителен к жестам внимания со стороны лидеров политики, делового мира, общественного мнения. Перефразируя публициста Николая Рябчука, утверждавшего, что в Украине исчезнут проблемы с украинским языком, если 300 самых влиятельных семей заговорят на нем дома, замечу: проблемы украинского шоу-бизнеса будут сведены к минимуму, если его продукту будут отдавать предпочтение те же 300 семей. А подтолкнуть их к этому способна лишь сила массового общественного мнения.

Таким образом, развитие отечественного шоу-бизнеса вряд ли возможно, пока на него не обращает должного внимания национальный капитал, пока самые влиятельные семейства в своей массе будут предпочитать посещать концерты заезжих гостей, а не отечественных талантов, пока, наконец, вся украинская аудитория гривней не проголосует за свои таланты — без того, чтобы им сначала находить признание в Париже, Варшаве или Москве, а потом уже — в Киеве и Донецке.

Сергей ГРАБОВСКИЙ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ