«Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей» Лукаса Бэрфуса является продолжением успешных постановок немецкоязычной драматургии в Национальном театре русской драмы им. Леси Украинки. Сегодня на сцене театра идет спектакль по пьесе Игоря Бауэршимы «[email protected] (Norway. Today)». Перед новым годом состоялась премьера спектакля «Бизнес. Кризис. Любовь... Top dogs» Урса Видмера. В прошлом году, по случаю проведения Дней немецкой культуры в Украине, был осуществлен совместный творческий проект Театра им. Леси Украинки с немецкими коллегами — спектакль по пьесе антифашиста Петера Вайса «Марат/ Сад». В отличие от предыдущих спектаклей этот проект не был долговременным, так как в нем играли не только наши, но и немецкие актеры.
Пьеса швейцарского автора Лукаса Бэрфуса «Сексуальные неврозы наших родителей» впервые была поставлена в городе Базеле в 2003 году. После этого она с огромным успехом шла в 26 странах мира. Секрет успеха в том, что этот драматургический материал вскрывает глубокий мир первозданной человеческой психики, интуиции, которая жестоко перерабатывается законами социума.
В Киеве постановку осуществила Алла Рыбикова, которая уже много лет координирует творческие связи Театра им. Леси Украинки с немецкими коллегами. Она же является автором перевода. Во главу своей сценической версии режиссер поставила мысль, которая звучит в спектакле из уст одного из героев: «Отклонение от нормы не есть болезнь». Главное действующее лицо — юная девочка Дора. Ее с детства признали душевнобольной и «травили» психотропными лекарствами, которые подавляли ее психику. Мать каждый вечер читала уже сексуально созревшей девочке сказки. Затем, с целью «приблизить» дочь к себе, мать отменила все лекарства и сказки, в том числе. И девочка постепенно стала восстанавливать свою первозданную человеческую сущность — наивную, неопытную, в чем-то дикую и странную с точки зрения устоявшейся морали. Она встретила мужчину, ей понравилось, ее чувство естественное и искреннее. К своему удивлению, героиня обнаружила, что ее родители занимаются сексуальными извращениями, сексом втроем и т.д. Тем не менее, эти родители «читают ей мораль», а затем обманным путем заставляют Дору сделать операцию, чтобы она никогда не имела детей.
Драматургический материал очень сложный для постановки. Клиповая структура, гипертрофированное обнажение низменных человеческих страстей, темных сторон человеческой психики, совмещение в едином сценическом пространстве реальности и условности, — все это потребовало больших усилий. И надо сказать, что режиссеру удалось раскрыть смысл пьесы и создать на сцене соответствующую атмосферу.
Центр спектакля — Дора в замечательном исполнении студентки пятого курса Киевского национального университета им. И.Карпенко-Карого (курс Михаила Резниковича) Елены Тополь. Режиссер специально пригласила неопытную, в чем-то наивную, но прилежную студентку, чтобы она не изображала заложенные в пьесе черты характера героини, а была органична. И режиссер не ошиблась, — играет Дору Елена Тополь убедительно и трогательно в стиле легкого психологического гротеска, где очень важно соблюдать чувство меры. Молодая актриса точно, хрупко, словно гимнастка на проволоке, балансирует в предложенных обстоятельствах. При всей своей кажущейся (с мещанской точки зрения) испорченности она воспринимается как «лучик света в темном мире» фальши и разврата. Дора — не больная девочка, она просто странная и существует в своем мире, ее первозданная душа хочет справедливости. Если исходить из нравственных позиций, то правда на ее стороне.
Возникает вопрос: «А судьи кто?» Судьи — это, в первую очередь, ее родители. В развитии событий родители — главная движущая сила. Во всем, что произошло с их чадом, нужно винить их. Мать (Лариса Кадочникова) — сухая, прагматичная дама, отец (Александр Бондаренко) более эмоциональный, но их объединяет формальное отношение к родительским обязанностям, эгоизм. Внешне они изображают благопристойную семью, хотя сами реально погрязли в «сексуальных неврозах» и извращениях. Станислав Москвин в роли Врача достаточно полно раскрывает проблему беспомощности современной медицины. Интересный рисунок в создании образа соблазнителя Доры — Утонченного господина, нашел Евгений Лунченко. Заблудшая душа, в которой иногда вспыхивают проблески и моменты раскаяния. Он неоднозначен, и отнюдь не окончательный подлец. Он тоже загнан в западню обстоятельствами, которые сам же и создал. Свою роль Евгений Лунченко выстраивает на многозначительной пластике, и это убеждает зрителей. Яркий острохарактерный образ Матери Шефа, у которого работает Дора, продавая фрукты и овощи, создала Нина Нижерадзе. Органичен в небольшой роли Шефа молодой актер Максим Никитин. Бросается в глаза, и это имеет глубокий смысл, что все персонажи, кроме Доры, не имеют имени (только она реальный человек, пусть странный, но все-таки реальный, со всеми своими слабостями, остальные — типажи).
Сценограф Алексей Вакарчук создает не условное, а реальное функциональное пространство, — интерьер квартиры. Костюмы Валентины Плавун тоже в таком же стиле. Ведь все странные и нереальные события происходят в реальной среде.
Традиционно немецкоязычная драматургия бывает тяжеловесная, с циничным иногда копанием в неприглядных сторонах человеческой психики и существования, что «давит на мозги» зрителей в отличие от легкости французских пьес. В этом спектакле удалось избежать давления на публику. По образованию Алла Рыбикова психолог, и это ей помогло в режиссерской работе. Создатели спектакля ставят вопросы, призывают к размышлению о том, как низко пала мораль. Кто ответит за поруганную судьбу девочки? Где пределы человеческой гуманности, а где начинается преступление?
Потрясает финальная сцена спектакля, когда всеми обманутая Дора с верой, надеждой и с чемоданом в руках направляется к дверям, чтобы уехать в неведомую для нее Россию, где ее якобы ждет Утонченный господин. И звучит фраза выдающегося немецкого философа Иммануила Канта: «Две вещи наполняют душу все новым нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них: звездное небо надо мной и моральный закон во мне»...