Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Терпеть или бороться

Почти каждый второй украинец страдает от домашнего насилия
20 января, 2010 - 19:20

Около половины украинцев, а именно 44%, страдает от насилия в семье на протяжении всей жизни, а треть — становились жертвами насилия в детстве. Такие результаты социологического опроса компании GFK, который проводился впервые за последние 10 лет по заказу «Программы равных возможностей и прав женщин в Украине». Согласно опросу, женщины чаще сталкивались в семье с насилием уже во взрослой жизни (33% по сравнению с 23% мужчин), мужчины же — в детстве (34% мужчин и 27% женщин). Зато в Министерстве семьи, молодежи и спорта отмечают, что по количеству их обращений, именно девушки в юном возрасте страдают от насилия, особенно сексуального. Только недавний случай со школьницей одной из школ Оболонского района города Киева — яркий тому пример. В 16 лет девочка забеременела от отчима. Об этом случае Социальная служба узнала от подруги девушки, которая даже не знала, куда обратиться за помощью.

Украинцы, а особенно женщины, достаточно терпеливы. По данным исследования, около 75% жертв не обращались за помощью, и только 10% осмелились заявить о несправедливости в семье. Все-таки культ семьи, сформированный в течение поколений, довольно крепко держится в нашем сознании. Каждая замужняя женщина любой ценой стремится сохранить свою семью, и какие бы там неурядицы с мужем ни возникали, она готова прощать и грубость, и даже тяжелый кулак, смиряться и жить дальше — «чтобы у детей был отец». Психологи признают, что самый сильный комплекс у нашей женщины — остаться без мужа, даже если он обижает не только ее, но и детей. Страх перед одинокой жизнью, материальными лишениями, перед тем, «что скажут люди», становится главным фактором неуверенности и тревоги за будущее, а как результат — украинки жертвуют чувством собственного достоинства.

Сегодня наряду с психологическим насилием, то есть унижением и контролем, с которым сегодня сталкивается каждый третий (35%) украинец, физическими — избиение, закрытие в помещении или связывание, которые ощутили на себе 21% респондентов, выделяют также и экономическое насилие, когда практикуется отчетность за каждую копейку, присвоение или уничтожение имущества. Таких жертв, согласно опросу — 17%. Более того, к факту насилия в семье причисляется и принуждение к половым сношениям. Исследованием зафиксирован только 1% таких жертв, то есть, принимая во внимание низкий уровень обращений, думается, что таких случаях значительно больше, ведь только 1—2% опрошенных обращалось в соответствующие службы. Едва ли не самая главная проблема сегодня в том, что сама жертва, как правило, не признает факта насилия. Статистика доказывает, что 50% женщин пытаются самостоятельно договориться с обидчиком.

— Проблема семейного насилия довольно сложная, потому что ее сложно выявить, она скрыта от глаз общественности. Между тем — это проблема всего общества, то есть насилие в семье достаточно дорого обходится стране, ведь пострадавший человек уже не так активен в жизни, если не теряет работоспособности совсем, — заявила директор Представительства программы развития ООН в Украине Рикарда Ригер.

Проблема насилия имеет мировые рамки и этот вопрос по актуальности третий после распространения наркотиков и торговли оружием. В мире от насилия в семье страдает каждая третья женщина. Мировой опыт показывает, что бороться с домашним насилием можно достаточно эффективно. Например, в Австрии обидчик семьи сразу же отселяется за пределы семьи, и на это существует судебное распоряжение, которое принимается сразу же по представлению заявления. Похвастаться такой оперативностью Украина не может, равно как и соответствующим реагированием на насилие в семье.

— Закон «О предупреждении насилия в семье», принятый в 2001 году, практически не действовал и был формальным. Значительно повлиял и стереотип, что насилие в семье — это частное дело и не касается общественности. Однако в 2008 году были приняты весомые изменения к законодательству Украины, в результате чего четко определенно понятие «обидчик» и «жертва». Ведь в решении проблемы насилия нужно работать не только с жертвой, а особенно с обидчиком, то есть решать вопрос целостно: обидчик или жертва возвращаются в то же окружение, если оно не изменилось, то проблема остается, — рассказывает Эмма Ламак, директор Департамента семейной и гендерной политики Министерства семьи, молодежи и спорта Украины. — Что мы делаем в первую очередь, — изучаем проблемы регионов. Например, недавний ужасный случай во Львовской области, когда мужчина в канун Нового года избил свою жену насколько, что кровь была по всем стенам дома. Женщина обратилась в милицию, но на жалобу там отреагировали довольно «оригинально» — назначили мужчине штраф в две тыс. грн., и это при том, что мужчина — безработный. Есть более рациональные в этом случае наказания: общественные работы или лишение свободы. Вот наши проблемы — мы не умеем квалифицированно подходить к назначению решений и наказаниям. Мы не умеем и не можем работать с семьей. Чувствуется значительные провалы в знании семейного законодательства. Были случаи, когда мы приезжали в районы, например, в Харьковской области и другие, а там специалисты даже не знают, что они должны работать над внедрением Закона «О предупреждении насилия в семье». Легче провести мероприятие, фестиваль, акцию, и на том откланяться, однако сложнее попасть в семью и разобраться, в чем же причина насилия. Сегодня мы больше сосредоточены на материальной помощи — картофеля дать, социальную помощь выплатить, однако нет работы с семьей для решения ее проблем. Сложнее работать с человеком и разрешать проблемы — например, отправлять и жертву, и обидчика на курсы, которые бы помогали найти общий язык. А где брать квалифицированных специалистов, чтобы решить эту проблему? Значит, на сегодняшний день вопрос остается открытым.

Юлия ЛИТВИН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ