В рамках «Киев Мюзик Феста» прошло 23 творческих акции. Среди них пять концертов симфонической музыки («Музыкальные фрески», «In memoria», «С ангелом на плече», «Мистерия звуков» и «Симфонические премьеры»), четыре концерта хоровой музыки («Украинская духовная музыка ХХІ в.», «Хоровые мероприятия. Вечер премьер», «Благовест представляет...», «Светлый дар. Поют дети») и концерты камерной музыки. 200-летию Николая Гоголя «Киев Мюзик Фест» показал спектакль Луганского муздрамтеатра «Тарас Бульба», музыку к которому написал Сергей Турнеев, прошло премьерное исполнение вокально-симфонической «Баллады о Днепре» Мирослава Скорика и симфонической «Гоголиады-ХХІ» Татьяны Оскоменко-Парулавы. Фестивальными событиями стало исполнение произведения для хора и симфонического оркестра на канонические духовные тексты Евгения Станковича и камерная опера Ивана Небесного «Из жизни насекомых» (по мотивам пьесы Карела Чапека), а также концерты-дебюты. Состоялись интересные выступления: фортепианного дуэта в составе Дмитрия Таванеца и Александры Зайцевой, квинтета медных духовых инструментов «Мажор Київ», ансамбля новой музыки «Quarta+», пианиста Олега Копелюка, баяниста Александра Мищенко и других. В Киев приезжали зарубежные гости, среди них пианист Александр Ваулин (Россия — Дания), клавесинистка София Гандилян (Россия), дирижер Николя Фарин (Швейцария), композитор Жан-Люк Дарбеле (Швейцария), который провел мастер-класс в Национальной музыкальной академии Украины.
Настоящей сенсацией стало возвращение в Украину авторской рукописи Концерта №2 для фортепьяно с оркестром Левка Ревуцкого. Партитуру произведения привез из Дании русский пианист Александр Ваулин, который с 1989 г. живет и работает в Дании. Он зачитал письмо Ильи Берга, передавшего рукопись: «Когда мой отец Эрвин Берг получил в 1935 году место преподавателя вокала в Киевской консерватории, он познакомился с украинским композитором Левком Ревуцким, который на то время тоже преподавал в консерватории. Именно Ревуцкий рекомендовал моему отцу русско-немецкую пианистку Лотте Шлезингер (тоже преподавателя консерватории) для занятий со мной. Незадолго до того, когда мы в 1937 г. оставили Киев, Ревуцкий передал моему отцу оригинальную рукопись партитуры своего 2-го фортепианного концерта для выполнения на Западе. Поскольку моему отцу не удалось добиться исполнения концерта в Дании, он передал партитуру мне. К сожалению, и мне не удалось добиться исполнения концерта. На протяжении ряда лет партитура находилась у меня. Поэтому я предложил моему другу пианисту Александру Ваулину передать партитуру в Киев, где, по моему убеждению, она и должна находиться». Пока что, партитура передана Национальному союзу композиторов Украины, первым председателем которого был именно Левко Николаевич Ревуцкий...
ЛИСТАЯ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ФЕСТИВАЛЯ
Чтобы понять и оценить современность, нужно хорошо знать и помнить историю. Поэтому, вспомним как начинался «Киев Мюзик Фест»? Учредителем фестиваля, как известно, был Иван Федорович Карабиц (1945 — 2002 гг.) — талантливый композитор, дирижер, профессор Национальной музыкальной академии Украины, музыкальный директор «Киев Мюзик Феста», художественный руководитель ансамбля солистов «Київська камерата», председатель жюри Международного конкурса юных пианистов памяти В. Горовица, член Национальной комиссии по вопросам культуры при ЮНЕСКО. За 13 лет его руководства Карабиц поднял фестиваль на высокий международный уровень. Нынешний форум был юбилейным и, по-видимому, наступила пора, чтобы «Киев Мюзик Фест» получил почетное имя своего «отца-основателя».
— Идея фестиваля возникла у Ивана Федоровича еще до 1989 года, — рассказала вдова Карабица, известный музыковед, профессор Национальной музыкальной академии Украины им. П. Чайковского Марианна Копыця. — Он мечтал, чтобы об Украине узнал весь мир. Главная концепция фестиваля — украинская тема в мировой культуре, украинская музыка и мир. Карабиц за свой счет начал ездить по разным странам. Он хотел собрать украинские силы, разбросанные по всему миру (ведь очень много людей поехало в иммиграцию — Марина Чайковская, Олег Крыса, квартет им. Леонтовича, Леонид Грабовский, Николай Сук, много вокалистов). Первой страной, в которую приехал Иван Федорович, стала Америка. Карабиц долго искал название для фестиваля. Главными требованиями было сохранение места события — Киев, чтобы все знали, что есть такой город, а еще указание на вид искусства — музыка. Так и родились три символа будущего фестиваля — «Киев Мюзик Фест».
— А кто еще помогал Ивану Федоровичу в создании и существовании фестиваля?
— Безусловно, один человек никогда ничего не сделает. Сначала команда была маленькая, но чрезвычайно яркая. Это Вирко Балей — американский композитор-авангардист, который приезжал на «Киев Мюзик Фест». Он давал открытые лекции и показывал самые интересные произведения американских композиторов, к тому же сам дирижировал и играл. Но потом он почувствовал командную систему, которая, к сожалению, никак, пока что, не может демократизироваться, не выдержал ее давления и ушел. А еще огромную помощь предоставлял в существовании фестиваля Владимир Симоненко. Это был очень интересный человек. В историю музыки он вошел как джазмен, хотя он и не был музыкантом (автор книг «Энциклопедия джаза» и «Мелодии джаза»). Они были близкими друзьями, Карабиц выпустил медаль с его барельефом. Владимир Степанович Симоненко возглавлял центр музыкальной информации, или бюро пропаганды, который после его смерти, сейчас находится в запущенном состоянии. Его главной функцией была пропаганда украинского творчества. А работу пресс-секретаря выполняла Галина Степанченко. Она собирала всю информацию по фестивалю. И сегодня тот дайджест, что у нас имеется по первым 10 годам, уже протерт до дырок, потому что он стал документом источников того, как это происходило (там собраны все статьи, как позитивные, так и негативные).
— Расскажите о ваших наиболее ярких впечатлениях от «Киев Мюзик Феста»?
— Первые фестивали дали возможность ощутить свежее дуновение того мира. Это было открытие зарубежной украинской музыки, потому что за «железным занавесом» мы не знали о том, что происходит в других странах. И когда к нам начали приезжать украинцы из Канады, Америки, Франции, Германии, Австралии, Англии и показывать свои интересные произведения — это было грандиозно. Фестиваль всегда жил жизнью Украины, все 20 лет своего существования. Начался он с акции студентов — на майдане Незалежности они начали голодовку в знак того, чтобы тогдашний премьер-министр Масол был снят с занимаемой должности. Это было время, когда наступила пора менять экономическую и политическую системы. Около месяца голодали студенты, и это совпало с фестивалем. Акцию поддержали студенты всех вузов Украины. Они приходили слушать все фестивальные концерты в консерватории. Наши студенты говорили: «Киев Мюзик Фест» — это наша духовная пищу, и мы нормально переносим голодовку»...
Еще запомнилась идея Ивана Федоровича — концерты из музыкальных произведений украинской диаспоры. Часто приезжал Джордж Фиола из Канады, который учился в киевской десятилетке вместе с братьями Майбородами и Игорем Шамо. Работал он в Радиокомитете и передавал на канадском радио украинскую музыку.
Кроме поиска произведений, Карабиц находил акустические помещения, которые подошли бы для концертов (залы костелов, соборов). Так во время фестиваля 2000 года состоялась яркая акция — звонари Киево-Печерской лавры вместе с ансамблем ударников Дениса Черненко и светскими звонарями дали концерт. Это было что-то невероятное! Иван Федорович всегда искал что-то оригинальное. Не могу не вспомнить большой дирижабль, который летал над майданом Незалежности с надписью «Киев Мюзик Фест». А однажды он посадил симфонический оркестр прямо на площади, и так начался форум. Интересный вышел проект вместе с Ольгой Петровой — известной художницей, философом и ученым, которая преподает в Киево-Могилянской академии (прошла «Выставка художников Украины о музыке» с музыкальным сопровождением, которая состоялась в Музее украинского искусства). А разве забудешь выступление балетного ансамбля на втором этаже оперной студии консерватории — хореографическая версия квартета Лятошинского. Вышел очень модерный и интересный спектакль. У фестиваля был свой гимн и знамя. Открывали форум всегда эмблемой, которая сейчас, к сожалению, куда-то исчезла, и звучали позывные пятой симфонии Лятошинского. Карабиц считал, что Лятошинский в ХХ веке — самый грандиозный композитор, он мечтал, чтобы его творчество пропагандировалось по всему миру. Именно поэтому одной из главных была идея: «Нет!» фестивалю без Лятошинского. Позже начали вывозить лучшие номера фестиваля в другие города (Житомир, Чернигов, но потом почему-то эта идея не развивалась).
ДЕБЮТ «КИЕВ МЮЗИК ФЕСТА-2009»
К великому сожалению, сегодня мало кто вспоминает основателя фестиваля — Ивана Карабица. В рамках юбилейного «Киев Мюзик Феста» были представлены всего два произведения композитора — это концерт № 2 для фортепиано с оркестром и две песни из цикла «Мати» на слова Бориса Олийныка. Последнее произведение прозвучало в филармонии, в рамках концерта «Киевская камерата приглашает...» в исполнении Тамары Ходаковой и «Київської камерати».
Концерт №2 для фортепиано с оркестром прозвучал в программе «Іn memoria». Его выполнил дебютант «Киев Мюзик Феста-2009» Олег Копелюк. Это очень талантливый пианист, студент третьего курса Харьковского государственного университета им. Котляревского (класс профессора Татьяны Веркиной). Фактически Олег является одним из немногих популяризаторов творчества Ивана Федоровича. В его репертуаре, кроме 2-го концерта, есть цикл из «прелюдии и токаты», а также прелюдии из цикла «24 прелюдии» для фортепьяно Карабица.
— К творчеству Ивана Карабица я пришел благодаря появлению фортепьянного конкурса, который проводится на родине композитора в г. Артемовске, Донецкой области, — рассказал Олег Копелюк. — Я стал участником четвертого Всеукраинского конкурса памяти Ивана Карабица и получил первую премию. Представил на рассмотрение жюри: «Сказку эльфов» Метнера, «Партиту №5» Скорика и «Прелюдию и токату» Карабица. Исполнение цикла «Прелюдия и токата» фактически стало премьерой произведения, написанного еще молодым композитором. После конкурса меня пригласили в Одессу, где я повторил исполнение этого цикла на творческом вечере, посвященном Ивану Федоровичу. Кстати, вечер этот был устроен греческим обществом (потому что у Карабица, кроме украинских, были и греческие корни).
— На фестивале вы уже не первый раз исполняете 2-й концерт Карабица?
— Первое исполнение этого произведения состоялось приблизительно два года тому назад. Тогда, также на сцене Национальной филармонии Украины, я исполнял концерт вместе с Харьковским молодежным академическим оркестром «Слобожанщина», а дирижировал сын композитора — Кирилл Карабиц. Мы очень легко нашли тогда с ним общий язык, ведь почти одновременно открывали для себя это произведение. Сейчас у меня появились новые идеи, я открыл нюансы, которых раньше не замечал. Музыка Ивана Карабица очень глубокая, и музыканту нужно в нее вникнуть и искать свой «ключик», чтобы передать все оттенки произведений этого прекрасного композитора. На этот раз 2-й концерт прозвучал вместе с музыкантами Национального симфонического оркестра Украины под руководством Владимира Сиренко. Если сравнивать трактовку дирижеров (Кирилла Карабица и Владимира Сиренко), то в первую очередь она касается темповых качеств, ощущения ритма, пульсации этого произведения, а каждая версия по-своему интересна. В будущем мне бы хотелось исполнить 3-й фортепьянный концерт Ивана Карабица, второе название которого «6 музыкальных моментов для фортепьяно с оркестром». Он имеет необычную концепцию и форму построения произведения, которая будет, мне кажется, очень интересной для слушателей.