В этом году Международный день учителя, который отмечался 5 октября, надолго запомнился украинским педагогам. Впервые за всю историю независимости директоров учебных заведений собрали на расширенном заседании Кабинета Министров, чтобы создать Совет директоров школ и обсудить важнейшие проблемы образовательной отрасли. А также, школьных руководителей уведомили, что с 1 января следующего года все школы будут иметь финансовую автономию, то есть каждая из них откроет собственный банковский счет, на который будут поступать средства из бюджета и благотворительные взносы, а также каждая будет иметь свою собственную бухгалтерию. Сейчас полную финансовую автономию имеют только частные школы, тогда как в Европе такая система финансирования действует в каждом учебном заведении.
Как считают в правительстве, такое новшество решит ряд вопросов, начиная с отопления школьных помещений, ремонтов, закупки нового оборудования, компьютеризации классов и заканчивая качественным питанием школьников. Потому что, сейчас государственных средств на все это не хватает. Поэтому вся надежда — на материальную помощь от родителей, что сейчас и процветает в школах, и на спонсорскую помощь от местных предпринимателей или частных структур. Однако в сельской местности о благотворительных взносах от бизнесменов могут только мечтать. Поэтому поможет ли им финансовая независимость — вопрос непростой. Так же нерешенным остается вопрос, сумеют ли школьные руководители распорядиться ресурсами, не имея соответствующего опыта, и отыщутся ли бухгалтера, которые захотят работать в школах и получать заработные платы наравне с учителем. Чтобы школы успели подготовиться к этому процессу, Кабмин позволил переходить на самостоятельное финансирование сначала тем школам, которые уже к этому готовы. Поскольку никого такое новшество не обойдет, для директоров уже даже издали практическое пособие «Шкільний бюджет в сучасних умовах».
Готовы ли школы к таким изменениям, какие плюсы и минусы видят в финансовой автономии, «День» спросил у их руководителей.
КОММЕНТАРИИ
Анна ПОПАДЮК, директор общеобразовательной школы I—III уровней с. Прутивка Ивано-Франковской области:
— Когда-то школы имели свои счета, бухгалтеров, пока что не могу сказать, что это даст сейчас, но было бы хорошо, если бы школа имела такие средства. Потому что если в городах учебные заведения имеют спонсоров или меценатов, им помогают предприятия или бизнесмены, то в селах спонсорами выступают только родители, делают ремонты и все, что в их силах, чтобы поддерживать школу на надлежащем уровне. Целесообразность финансовой автономии в школах еще нужно изучать, потому что нововведения всех сразу пугают, только в процессе работы и с опытом станет видно, имеет ли это свои плюсы, или нет. Если школа будет иметь свой счет и собственные средства, которые будут направляться прямо, без посредников, на ее нужды, то все проблемы решать можно на местах быстро и качественно. В нашей школе сейчас не хватает средств для ремонта второго внутреннего туалета: один сделали на средства родителей, а теперь нужно провести реконструкцию второго. Также необходимо поменять водосточные трубы вокруг школы, потому что они работают уже 30 лет и за это время очень сильно заржавели. Каждая школа как отдельное хозяйство имеет свои потребности, которые нужно было бы решить благодаря нормальному финансированию. Сейчас в школе учится около 150 детей, ежегодно их количество уменьшается, потому что после окончания 9 класса большинство учеников вступает в техникумы или колледжи. Так, в 10 классе сейчас учится всего шестеро школьников. И село не очень большое: имеет более 500 дворов, т.е. около 1200 жителей. В этом году школа абсолютно ничего не получила от государства, поддерживают нас родительские комитеты и совет школы, которые согласовывают между собой, какие проблемы следует решить в первую очередь. Школе постоянно нужны деньги, но в районе очень много учебных заведений и сначала финансируются те, в которых нужно отопление провести, ликвидировать аварийную ситуацию и тому подобное.
Галина САЗОНЕНКО, директор Украинского гуманитарного лицея:
— Школы ждут финансовой автономии, хотя есть в этом определенные риски. Один из них — большинство директоров не имеют опыта управления финансовыми ресурсами, они к этому не готовы. Сейчас началась подготовка таких специалистов. Еще один риск — учебные заведения не имеют соответствующих штатов, в частности, бухгалтера. Если такая должность будет введена, исходя из заработной платы учителя с высшим университетским образованием, то мы ни одного специалиста на такую заработную плату не найдем, потому что она будет низкой. Эти бухгалтера вынуждены также пройти переквалификацию ввиду того, что образовательная деятельность имеет свою специфику. Не решен вопрос, как быть со штатными расписаниями, которые заложены еще в 70-е годы, и по сегодняшний день ими пользуются в школах, а жизнь идет вперед, информационное пространство требует обеспечения и использования информационных технологий, компьютерной и копировальной техники, т.е. другое поколение материально-технических ресурсов. Сейчас в школы пришло другое поколение детей (даже не поколение беби-бумеров), которое сориентировано на удовлетворение, в первую очередь, собственных индивидуальных потребностей, а это совсем иной уровень ответственности и коллективной деятельности. А учебное заведение — это, в первую очередь, моральные отношения, ответственность и в определенной степени альтруизм. Учитывая это, больше всего контролируются учебные заведения со стороны Счетной палаты, казначейства, прокуратуры и тому подобное. Такого количества проверок, как сейчас, еще никогда не было. Следующая проблема — проведение тендеров, чем никогда не занимались директора школ. Сельские директора не знают, как им работать с банком, и если он находится в районном центре, то есть постоянные проблемы, как туда доехать. Поэтому должен быть постепенный переход к самостоятельному варианту финансирования. Такой эксперимент уже проводился в Украине, и отдельные учебные заведения видят в этом только преимущества, потому что это самостоятельное распределение средств, а директора лучше знают, куда и на что их нужно израсходовать. За весь период существования лицея мы получали средства на заработную плату и энергоносители, развитие лицея — за нами. Также необходимо решить вопрос о предоставлении директорам статуса государственных служащих. Например, в Швейцарии такой статус имеют не только директора, а и учителя, поэтому там учитель начальных классов имеет зарплату четыре тысячи франков, а директор — от 15 до 20 тысяч. У нас такого не будет, но и платить учителям такую унизительную зарплату тоже нельзя. Сегодня государство не в состоянии весь учительский корпус перевести на статус государственного служащего, поэтому сначала можно предоставить его исключительно директорам, а их в Украине около 20 тысяч, для государства это уже не такие большие средства.