Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Грузинские уроки для Беларуси

7 августа, 2009 - 20:13

Исполнился ровно год печально известных событий в Южной Осетии и Абхазии. За это время отношение к российско-грузинскому конфликту у всех его участников и наблюдателей со стороны практически не изменилось. Определенные вопросы по данному вопросу появляются только к одному субъекту международного права — Беларуси.

ДРУГ, КОНЕЧНО, БОЛЬШОЙ, НО...

Россияне по-прежнему (а может, даже и с большим рвением) продолжают настаивать на «освободительном» характере событий 8 августа прошлого года.

Грузины на чем свет стоит костерят «хищного агрессора».

Европа практически единодушно осудила действия России.

Азия застыла в некоем нейтралитете.

В целом мир встал на сторону официального Тбилиси, так как самопровозглашенные республики — Южную Осетию и Абхазию — кроме России признала только Никарагуа.

Вот-вот должна была признать независимость этих двух кавказских республик Беларусь. Год назад Александр Лукашенко, несмотря на некую паузу в оценках действий «самого близкого союзника» 8 — 10 августа 2008 года все-таки более чем четко озвучил свое отношение к ним: «Была прекрасная операция и России, и ваших людей. Люди защищали свою землю, миротворцы выполняли свою миссию. За два-три дня вопрос был решен, и там установился мир. А если бы это не произошло? Если бы было так, как того требуют сегодня США и Запад? Там бы до сих пор велась война, лилась бы кровь. Когда я увидел, что западники начали сюда ехать, чтобы отметиться и сделать какие-то заявления, я категорически сказал: мы в этом не участвуем! Потому что они говорят совершенно о другом, они забыли предысторию конфликта, забыли все. И не надо сегодня пинать ни Абхазию, ни Осетию, ни Россию за то, что они вели себя подобным образом».

С Минска была отправлена помощь пострадавшим осетинам.

Кремлю было обещано вопрос о признании Южной Осетии и Абхазии вынести на заседание Палаты представителей Национального собрания Беларуси. И все. На этом поддержка российского «большого друга» в данном направлении со стороны Беларуси де-факто закончилась. Несмотря на то, что российский посол в Минске Александр Суриков в довольно категоричной и резкой форме напоминал-поторапливал белорусское руководство с признанием Сухуми и Цхинвали, последнее на это не пошло. Вроде, должны были этот вопрос вынести на ближайшее после августовских событий заседание белорусского парламента, потом на последнее заседание весенней сессии Палаты представителей, а затем признание как бы отложилось на неопределенный срок.

НА РАДОСТЬ ЕВРООПТИМИСТАМ

Более того, сравнительно недавно белорусский МИД настоятельно рекомендовал своим гражданам посещать Южную Осетию и Абхазию через Грузию. Это заявление вызвало откровенно гневную реакцию с российской стороны, хотя потом и Министерство иностранных дел Беларуси устами начальника главного консульского управления МИД Андрея Гиро заявило, что «белорусская позиция в отношении проблемы Абхазии и Южной Осетии не претерпела каких-либо изменений». Но тот же Гиро не преминул заметить, что «в Грузии только за последнее время имели место аресты двух белорусских граждан в связи с посещением ими Абхазии и Южной Осетии. Мы что, должны закрывать на это глаза? Для МИД безопасность граждан нашей страны — наивысшая ценность. Поэтому мы будем делать все от нас зависящее, чтобы подобное не повторялось впредь в каком бы то ни было регионе мира. И здесь нет никакой политики».

Представить подобное еще полгода назад не мог даже самый большой белорусский еврооптимист. Почему еврооптимист? Да потому что последнее время официальный Минск действительно стал больше «смотреть» в западном направлении. Беларусь стала членом программы «Восточное партнерство», что опять же вызвало весьма негативную реакцию Москвы.

Европа пересмотрела свои санкции в отношении высокопоставленных белорусских чиновников, которым был до недавнего времени запрещен въезд на территорию Евросоюза. Впервые за последние 13 лет в Минск пожаловали верховный представитель ЕС Хавьер Солана и еврокомиссар по внешним связям Бенита Ферерро-Вальднер. И, наконец, апофеозом всплеска белорусско-еэсовских отношений стало весьма вероятное получение статуса специально приглашенного в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ).

Белорусский лидер не может не понимать, что на фоне резкой активизации отношений с Западом признание Южной Осетии и Абхазии, мягко говоря, диссонирует. Так же считает и политолог Игорь Черняк: «Александру Лукашенко порядочно надоело амплуа «последнего диктатора Европы», «международного изгоя», «душителя свободной прессы» и т.д. Он хочет и уже частично приобрел в глазах мирового сообщества новое амплуа — радетеля белорусской независимости, пошедшего на частичную либерализацию политической, экономической и социальной жизни своей страны. Кроме того, Лукашенко после «блестящей» танковой операции РФ в Южной Осетии понял, что чисто гипотетически подобные операции возможны и в других сопредельных с Российской Федерацией территориях. Да и слишком плотные экономические объятия россиян тоже начинают не на шутку напрягать. Россия и так уже имеет очень серьезные рычаги влияния в белорусской экономике. А как умеют хозяйствовать российские олигархические группы, объяснять, наверное, никому не нужно».

Белорусский политолог Виталий Силицкий в недавно опубликованном в «Дне» интервью называет еще одну причину нежелания Александра Лукашенко не идти на признание суверенитета Сухуми и Цхинвали: «...Абхазия и Южная Осетия сразу попросятся в союз с Россией и Беларусью. И это будет механизмом поглощения Беларуси в состав Российской Федерации. Поэтому Лукашенко на это не идет, во многом — из соображений личной власти».

ПОСЛЕ ВЫИГРЫША «МОЛОЧНОЙ» ВОЙНЫ

Непризнание Беларусью независимости Южной Осетии и Абхазии служит своеобразным индикатором степени независимости белорусской внешней политики. Но сможет ли белорусский президент вести ее и дальше?

Игорь Черняк убежден, что сможет: «Наш лидер последнее время прекрасно уяснил свое крайне выгодное геополитическое положение как в глазах Брюсселя, так и Москвы. Лукашенко сумел выиграть «молочную» войну, которую с такой помпой начинали россияне, «внезапно» узревшие отсутствие формальных разрешений на реализацию белорусских молочных продуктов на российской территории. Он даже позволил себе затягивать подписание соглашения о Коллективных силах оперативного реагирования ОДКБ, что более чем болезненно было воспринято в Кремле, так как без Беларуси данное соглашение ровным счетом ничего из себя не представляет. Думаю, этот козырь наш президент припрятал на переговоры по цене на российский газ на 2010 год. Безусловно, он никогда не пойдет на то, чтобы рвать отношения с Москвой, но определенные противоречия с ней будут только обостряться с течением времени. И при этом Александр Лукашенко имеет неплохие шансы выходить победителем в этих обострениях».

После обозначения «особой позиции» Александра Лукашенко в Киргизии некоторые аналитики поставили под сомнение возможность проведения этой осенью крупных белорусско-российских учений «Запад-2009». Но на днях было публично заявлено о том, что военнослужащие запаса будут вызваны на плановые сборы, откуда попадут на один из полигонов. А с 27 по 28 сентября на Борисовском полигоне пройдет отдельное учение по плану российского генерального штаба. В нем примут участие примерно 13 тысяч человек: 7 тыс. белорусских военнослужащих и 6 тыс. российских солдат и офицеров.

Чисто случайно или нет, но на этих учениях белорусских военных будет все же больше на одну тысячу, чем военных Российской Федерации...

КСТАТИ

Если в сентябре 2008 года желающих проголосовать за вхождение Беларуси в Европейский Союз насчитывалось 26,7 процентов, то в июне 2009 года их уже насчитывается 41,4 процентов.

Александр КОКТЫШ, специально для «Дня», Минск
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ