Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

«Омолаживающая» модернизация

Украинские ученые разработали систему эксплуатации авиатехники, вдвое повышающую ее ресурсные характеристики
3 августа, 2009 - 19:37
ДАННАЯ СИСТЕМА ДОЛЖНА ПОВЫСИТЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УКРАИНСКОЙ АВИАТЕХНИКИ, УВЕРЕНЫ ЕЕ АВТОРЫ / ФОТО ИЗ АРХИВА «Дня»

Специалисты АНТК им. Антонова совместно с Львовским физико- механическим институтом им. Карпенко, институтом металлофизики им. Курдюмова и Национальным аэрокосмическим университетом им. Жуковского разработали «Систему эффективных методов и технологий надежной эксплуатации авиационной техники».

Работа проводилась с целью развития новой концепции обеспечения ресурса авиационной техники, находящейся в эксплуатации, которая гарантирует продление срока надежной и безопасной работы самолетов, а также повышает их экономическую эффективность.

Система охватывает полный цикл решения задач — от теоретических и экспериментальных исследований, направленных на научное обоснование путей развития проблемы, до серийного производства и применения конкурентоспособных, импортно-заменяющих технологий, аппаратуры, проведения необходимых организационных мероприятий.

В рамках проекта исследовано техническое состояние около 1200 самолетов «Ан-12», «Ан-24», «Ан-26», «Ан-30», «Ан-32», «Ан-22», «Ан-72», «Ан-74» и «Ан-124». Разработаны и внедрены методы оценки ресурсных характеристик авиационных материалов, повышения износоустойчивости изделий из титановых сплавов. Для реализации данных методов разработали специальное оборудование и 16 технологических инструкций. В частности, созданы новые приборы диагностики авиационных конструкций, позволяющие обнаруживать повреждения не только на поверхности, но и во внутренних элементах конструкции с высокой разрешающей способностью, новые методологии оценивания усталостной долговечности конструкций самолетов и технологии ее повышения. Приняты также меры, обеспечивающие защиту авиаконструкций от эксплуатационных коррозионных повреждений.

Результаты работы позволили в 2—2,5 раза повысить ресурсные характеристики самолетов по сравнению с проектными. Это послужило основой для обоснования продления срока эксплуатации самолетов «Антонов». Сравнительный экономический эффект от продления назначенного срока службы половины парка украинских самолетов «Ан-12», «Ан-24» и «Ан-26» следующий: экономия на покупке новых самолетов-аналогов за 1,486 миллиарда долларов, а также прямой экономический эффект от продления назначенного срока службы парка этих самолетов в странах СНГ и дальнего зарубежья за период 1991—2008 гг., который составляет 151,47 миллиона долларов.

«Не по-хозяйски списывать самолеты, когда их можно еще эксплуатировать и эксплуатировать. И они будут давать прибыль, будут полезны народному хозяйству», — считает начальник отдела АНТК им. Антонова, кандидат технических наук Евгений Василевский. По его словам, еще во времена Советского Союза АНТК выступал с инициативой проведения комплекса исследований для продления ресурса самолетов, которые израсходовали свой проектный ресурс. Потому что машины, которые списывались согласно концепции того времени, были еще в очень хорошем состоянии...

«Мы же не заинтересованы, чтоб нашу технику так быстро списывали. Не выгодно это и собственникам самолетов. Ведь новая машина стоит около 20—30 миллионов долларов. В то же время, если продлить ресурс, используя разработанную систему, потребуется лишь десятки тысяч долларов», —рассказывает Василевский.

За такие значительные для экономики государства достижения «Систему эффективных методов и технологий надежной эксплуатации авиационной техники» украинских ученых в этом году выдвинули на награждение Государственной премией в области науки и техники.

«Представленная работа носит комплексный характер и имеет большое социально-экономическое значение, — считает генеральный директор международной авиакомпании «УРГА», академик аэрокосмической академии, доктор философии Леонид Шмаевич. — В ней получены важные научные и практические результаты, новизна которых подтверждается публикациями в специализированных изданиях и многочисленными патентами на изобретения. Предложенные методы и технологии позволили организовать эффективную эксплуатацию авиационной техники и получить значительный экономический эффект. Это яркий пример плодотворного сотрудничества ученых академических и учебных институтов со специалистами промышленности, когда их общие результаты реально внедряются в жизнь, а не залеживаются на полках книгохранилищ. С учетом изложенного считаю, что представленная работа заслуживает признания на государственном уровне».

Но все же основной наградой за грамотно разработанную систему эксплуатации должно стать повышение конкурентоспособности украинской авиатехники, считают в АНТК им. Антонова. Ведь во время финансово- экономического кризиса предлагаемая модернизация уже давно проверенных и стабильно летающих самолетов выглядит гораздо привлекательнее, чем покупка дорогостоящих, но не проверенных временем новинок. В свою очередь, стабильность и качество «не взирая на сроки годности» — это международный имидж, благодаря которому украинские «Аны» в будущем смогут завоевывать для себя все больше и больше неба.

Татьяна МАМАЛЫГА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ