Деревянные храмы еще называют рукотворной историей Украины. Таковой не имеет ни одно европейское государство. И если наши предки умели беречь святыни, то нынче они становятся трухлыми не только из-за недостатка средств, а и из-за нашей небрежности. По словам автора проекта «Деревянные храмы Украины» Елены Крушинской, в Украине насчитывается около 2,5 тысяч деревянных храмов разноых по возрасту и статусу. Но цифра достаточно условная, поскольку у нас до сих пор не существует полноценного реестра или списка деревянных церквей. Из 2,5 тысяч храмов, только 20% находится под охраной государства, то есть имеют статус памятника архитектуры национального или местного значения. Но сам статус не является гарантом безопасности церкви, потому что, как всегда, не хватает средств на надлежащий уход за ними.
Львиная доля деревянных церквей находится в западных областях: Ивано-Франковской, Львовской, Черновецкой, Закарпатской. Например, если 100 лет назад на Закарпатье насчитывалось 800 деревянных храмов, то нынче их стало почти в восемь раз меньше.
ЛЮДИ НЕ ПОНИМАЮТ, ЧТО ИМЕЮТ ДЕЛО С ШЕДЕВРАМИ
На первый взгляд, деревянную церковь может уничтожить, в первую очередь, огонь, пожар (церковь сделана из легковоспламеняющегося материала). Работники МЧС с Ивано-Франковщины указывают, что ежегодно так погибают один-два храма.
Как правило, из-за неисправной электропроводки. Но Елена Крушинская рассказывает и о других причинах: церковь загорается из-за молнии, потому что отсутствует громоотвод, из-за халатности людей, которые забывают гасить свечи. «Третья причина — та, о которой давно все знали, но только с недавних пор стали говорить — когда священник и община желают иметь новую, большую церковь, а разрушить старую нельзя. Поэтому и происходят «случайные» пожары», — объясняет она. И приводит прошлогодний пример, когда в Яворе на Львовщине пожар на треть повредил церковь. Была возможность ее восстановить, даже власть предлагала поддержку. «Но община быстро разобрала церковь и залила бетонный фундамент для новой, большой. А уничтоженная деревянная церковь была памятником национального значения», — констатирует пани Крушинская.
Однако не только пожар виновен в исчезновении храма. Большинство из них переданы в аренду религиозным общинам, которые нередко перекрывают деревянную крышу церкви железом или же еврочерепицей, красят (дерево под железом или пластиком преет и быстро сгнивает). В интерьере стены обшивают ламберией или картоном, цепляют искусственные цветы. Это уже — китч. При этом на Закарпатье покрыты железом архитектурные жемчужины, насчитывающие несколько сот лет, которые не имеют себе равных в мире. Эти храмы находятся в селах Гусний, Репинное, Ивашковица, Изки, Подобовец, Котельница, Торунь, Верхний Студеный. На Львовщине — в Волице Деревлянской, Старой Соли, Бусовиске, Турце. «Проблема — в непонимании, что деревянная церковь является не только храмом, местом для молитвы, но и сокровищем истории и архитектуры, которое следует ценить и сохранять», — отмечает Крушинская.
Часто люди не понимают, что имеют дело с шедеврами творчества, один из которых — старинная деревянная икона. По словам Михаила Сирохмана, художника, преподавателя Ужгородского колледжа искусств, который свыше 25 лет изучает «жизнь» деревянных храмов, иконостасов в деревянных церквях уже практически не осталось. Он побаивается, что никто не заметит, если они бесследно исчезнут...
ЗА ДЕЛО ДОЛЖНА ВЗЯТЬСЯ ОБЩИНА И МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ
Духовенство считает, что к делу сохранения деревянных памятников должна приложить силы местная власть всех уровней. Пресс-секретарь Украинской православной церкви Киевского патриархата Евстратий Зоря говорит: «Приходы и так едва сводят концы с концами. Они делают все возможное. На реставрацию нужны очень большие средства — сотни тысяч, миллионы гривен. Поэтому построить новое дешевле, чем восстановить старое. В храм люди ходят почти ежедневно. Если крыша течет, ее нужно перекрыть, сгнило дерево — заменить... В свое время государство отобрало, уничтожило, изуродовало тысячи христианских храмов. Взять на себя часть ответственности за них — наш моральный долг».
По мнению же Елены Крушинской, только один путь, чтобы остановить уничтожение церквей — сотрудничество со священниками всех конфессий, популяризация деревянной архитектуры, привлечение ее в сферу туризма. В соответствии с законодательством, если община арендует деревянную церковь-памятник, она заключает с местной властью охранный договор по содержанию исторического объекта. Иными словами, конфессия, прежде чем проводить реставрационные работы, должна согласовать это с местной властью. Для этого общине необходимо разработать и утвердить проектную документацию. Это дело — очень дорогое, людям удается собрать деньги, так сказать, на часть спасения церкви — приобретение материалов, оплату работы специалистов и тому подобное.
Поэтому, по мнению пани Крушнинской, власть должна содействовать тем общинам, которые готовы собрать средства на реставрацию, в частности помочь в разработке проектной документации, выделить специалистов-реставраторов для консультирования.
Однако чиновники смотрят пессимистичнее. Как замечает Роман Микитин, заместитель начальника управления градостроения и архитектуры Закарпатской облгосадминистрации, церковь следует обследовать специалистам, а это делается не за один день. «Такой возможности у нас нет. Для этого следует разработать соответствующую государственную программу, но вряд ли она будет принята», — объясняет пан Микитин.
И все же потихоньку дело по сохранению деревянных храмов подвигается: так, в прошлом году Черниговщина, где также сохранились деревянные храмы, получила из госбюджета на памятники архитектуры (деревянные и каменные) около 11 млн. грн. (хотя, в этом году — ноль). Посчастливилось лишь одной деревянной церкви — Святого Юрия, XVIII в., находящейся в пгт Седнив. Ее перекрыли гонтом (деревянное покрытие) и отстроили в первичном виде. Другие ожидают своего времени.
По мнению Сирохмана, спасти шедевры деревянной архитектуры можно, занеся их в список наследия ЮНЕСКО. «Закарпатцы — прагматичный народ, который понимает, что деревянная церковь — это туристическая приманка: турист, он идет туда, куда его ведут... Я видел людей, которые замирали при виде старинной деревянной церкви, глубоко ощущая ее», — рассказывает Сирохман.
Сейчас в рамках украинско-польского проекта изучается вопрос включения деревянных церквей Карпатского региона в Список всемирного наследия ЮНЕСКО: отобраны храмы из Закарпатской, Ивано-Франковской и Львовской областей. Но не все из них находятся в хорошем состоянии. Кроме того, их следует оснастить пожарной и охранительной сигнализацией, восстановить интерьер и тому подобное. Но надеяться на заграничных специалистов — не выход. Нам нужно самим повышать собственную культуру, ведь процедура принятия решений в ЮНЕСКО затягивается на годы — украинские деревянные церкви могут не дождаться.