Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Театр во дворце

Фестиваль «Боспорские агоны-2009» — из прошлого в настоящее
24 июля, 2009 - 20:18

В Международном звездном каталоге «Космос —Земля» в созвездии «Большая Медведица» зарегистрирована звезда «Боспорские агоны». Лишь пытливые астрономы знают, что это — Международный фестиваль античного искусства. Проходит он ежегодно в Крыму. И если одиннадцать лет тому назад организаторы — Фонд «Боспор» — сделали местом рождения фестиваля свой родной город Керчь, то теперь современное творческое «античное движение» охватило весь полуостров. Культурные мероприятия «Боспорских агонов» («агоны» в переводе с греческого — состязания), проходят в нескольких крымских городах. Статус нынешнего фестиваля автор его идеи Татьяна Умрихина, заместитель председателя Совета министров АР Крым, определила как «дворцовый фестиваль». В этой шутке есть доля шутки, все остальное — правда. Ведь именно в главных крымских дворцах-музеях — Воронцовском и Ливадийском — проходили пресс-конференции, творческое общение участников, состоялись церемонии открытия и закрытия форума.

На ступенях Алупкинского Воронцовского дворца, в его знаменитой альгамбре, охраняемой молчаливыми львами, фейерверками началось красочное шоу «Боги Олимпа». Приняв от организаторов и почетных гостей жертвоприношение в виде крымского вина (возлияние которого из кубка состоялось на главной лестнице), «Боги» соблаговолили сойти на землю и поприветствовать присутствующих. Кстати, на античном фестивале зрители не удивляются, увидев рядом с собой Зевса и Посейдона, Диониса, Афродиту, Аполлона или Деметру — покровительницу форума.

Не менее масштабной была и церемония закрытия в Ливадийском дворце. Насыщенный энергетикой жизни своих прежних обитателей, энергетикой знаменательных вех истории, этот дворец величественно и великодушно разрешил античности и современности повстречаться в своих владениях. И здесь лучшие из лучших получили свои награды. Но между этими событиями была насыщенная неделя творческих мероприятий Фестиваля. Уже достаточно давно он перестал быть только театральным, в его рамках успешно функционирует музейная страница, литературный конкурс «Лира Боспора», творческие встречи и мастер-классы. Состоялись творческие вечера любимцев крымчан, актеров Московского театра им.Вахтангова — Василия Ланового и Алексея Кузнецова. Не меньший интерес вызвали вечера писателя-киевлянина Андрея Куркова, белорусской актрисы Галины Дягилевой. Получили награды победители литературного конкурса, имеющего две возрастные категории — до 16 и старше 16 лет. В рамках музейной страницы прошли выставки — «Крым, Харьковщина и Греция конца Х1Х — первой половины ХХ века в художественных произведениях Алексея Бекетова» в Алуштинском Доме-музее академика архитектуры Бекетова, фотовыставка Ставроса Андриотиса «Отсутствие и присутствие» и скульптуры Алексея Леонова «Молитва в камне» в Ливадийском дворце.

Впервые за годы своего существования «Боспорские агоны» решил не обижать крымские театры и сделать их всех участниками фестивальной программы. «Нарушил» чистоту замысла лишь один приезжий коллектив — турецкий театр «Ankara Sanat Evi», показавший спектакль «Karagoz ile Hasivat», созданный на основе традиционного национального театра с использованием кукол-марионеток и построенный на характерных сюжетных миниатюрах площадных представлений турецкого эпоса.

Зрители познакомились с искусством Симферопольского театра кукол. В сюжете спектакля театра «Бык, Осел и Звезда» заключена собственная версия рождественского вертепа. Благодаря соединению кукловождения и живого плана, в современной интерпретации создателей спектакля, история рождения Иисуса предстает тонким и трепетным действом. В зрительный зал передается радость всего живого от того, что на небе зажигается звезда, возвещающая о столь важном рождении...

Подобно кукольному театру, остальные участники Фестиваля стремились продемонстрировать каждый свое творческое самобытное лицо. Современную комедию по пьесе российского драматурга П.Гладилина «Афинские вечера» показал Симферопольский русский драмтеатр им. М.Горького. Проблемы взаимоотношений в семье, определение жизненных приоритетов, так называемый конфликт поколений в спектакле разрешаются прогрессивной бабушкой, настоящей петербургской аристократкой, неожиданно смело и совсем не ретроградно, что очень нравится ее внучке (Бабушка — актриса Лариса Бойко — награждена призом за лучшую женскую роль).

В мюзикле «Звездный час» К.Лудвига Симферопольского украинского театра было предостаточно комедийных моментов. Экстравагантность сюжета с подменой главного героя, скрывающегося под гримом мавра Отелло, сродни классической комедии положений, где все невероятно, неправдоподобно, но финал — счастливый!

Ведущий театр республики — Севастопольский русский драмтеатр им. Луначарского — показал свою последнюю премьеру — «Женитьба». Дополнив гоголевскую пьесу фрагментами первой версии под названием «Женихи» и письмами самого автора, режиссер В.Магар расширил поле известного сюжета. Большее внимание уделено разработке характеров претендентов на руку перезрелой Агафьи Тихоновны. Да и главному женскому образу дано больше смелости и свободы в демонстрации своего желания во что бы то ни стало выйти замуж. В спектакле — просто-таки череда гоголевских произведений; кажется, режиссер желает поведать зрителю все, что знает о Гоголе. Одним словом, все мы вышли из гоголевской «Шинели»...

Гран-при Фестиваля был разделен между двумя театрами. Крымскотатарский муздрамтеатр показал сценическую версию поэмы «Аслыхан» классика Эшрефа Шемьи-заде. Изложена она чрезвычайно эмоционально, трепетно. Интересно проявлены в персонажах черты национального характера, переложенные на театральный язык. История звучит притчей о вечном поединке добра со злом. Легенда о прекрасной и верной девушке образна и поэтична, что присуще любой из легенд Крыма.

Каждый спектакль Севастопольского театра танца под руководством В.Елизарова поражает зрителей возможностями хореографического прочтения драматургического материала. В спектакле «Собор Парижской богоматери» по мотивам известного мюзикла Р.Каччианте умение это проявилось в полной мере. Цепь танцевальных номеров, талантливо выстроенных в сюжетную канву, эмоционально-зажигательно повествует о судьбе Эсмеральды. Артисты, демонстрирующие безукоризненную хореографическую подготовку и обладающие драматическим дарованием, так ярко проживают свою сценическую жизнь, что остается дивиться мастерству невербального, пластического искусства, способного так воздействовать на зрителей...

Алла ПОДЛУЖНАЯ
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ