Проблема развития отечественного образования является актуальной и архиважной для дальнейшего развития Украины. Я — рядовой работник образовательной отрасли. Первую запись в моей «Трудовой книжке» 30.08.1956 г. сделал директор школы Плаксий Петр Михайлович (вечная ему память); в этой книжке есть информация о том, что ее владелец заведовал кафедрой и исполнял обязанности декана в пединституте и пребывал на должности проректора в частном вузе. Поэтому у меня есть большое желание принять участие в обсуждении затронутой газетой проблемы с позиции человека, который имеет опыт работы в школе, высшем учебном заведении и к тому же профессионально занимается проблемой подготовки молодежи к взрослой жизни. Что касается того, какое образование нам нужно, ответы могут быть разными — в зависимости от проукраинской или антиукраинской позиции автора ответа. С позиции гражданина, который хочет видеть Украину свободной и богатой, ответ будет таким: образование в Украине не выполняет своей основной функции — обеспечение безболезненного вхождения школьников и студентов во взрослую жизнь. Существует много доказательств истинности такой оценки, остановимся только на некоторых из них.
1. В основе отечественного образования лежат устаревшие представления о человеке, процессе его становления и развития. Отечественное образование базируется на положении, что человека создает общественный труд. Новейшие концепции исходят из того, что человек является субъектом культуры, который создает себя и свое окружение на основе образа собственного «Я». Поэтому в работе с детьми образовательные заведения рыночных стран ориентируются на самопознание, самообразование, самообучение и самовоспитание. Информация об этих технологиях до нас дошла, но их сторонников у нас пока что мало. Поэтому и сегодня студенты наших педвузов усваивают идеи, господствовавшие в отечественной педагогике в прошлом веке. Например, идею о воспитании учеников «по частям» — о возможности последовательного осуществления трудового, духовного, морального, полового, экологического, экономического, патриотического и других форм воспитания.
Отечественные теоретики и организаторы образования убеждены, что главной задачей учебных заведений является предоставление ученикам определенного объема правильной информации, запоминание ими готовых ответов на вопросы различных тестов для того, чтобы в нужное время и в нужном месте продемонстрировать знание этой информации контролирующему органу. В цивилизованных странах такой взгляд на суть образования отбрасывают. Там считают, что такое образование убивает в учениках самостоятельность и творчество, а потому рекомендуют педагогам акцентировать внимание на формировании живой субъективности ребенка, его эмоционального внутреннего мира. Теоретики и практики в этих странах исходят из того, что Создатель возложил на эмоции (а не на разум) основную ответственность за выживание и развитие человека в земных условиях. Ведь при встрече с опасностью (например, с саблезубым тигром) наш далекий предок не имел времени для размышлений о форме Земли или причинах землетрясений, а должен был действовать — убегать от опасности или же бороться с ней за собственную жизнь. Он, следовательно, не думал, а практически действовал. Эмоции были вчера и являются сегодня источником жизненной энергии людей, в то время как разум был и является способом потребления этой энергии в условиях тишины и покоя. К этому следует прибавить и тот факт, что 80% решений человек принимает, руководствуясь чувствами, а не разумом. Украинцы давным-давно знали, что эмоции — это суть жизни, что человек без них — ни рыба, ни мясо, ни Богу свечка, ни черту кочерга.
Общеизвестно, что люди разные и по-разному усваивают знания, которые предоставляют в их распоряжение образовательные заведения. На основании этого наши педагоги делят учеников и студентов на «отличников», «хорошистов», «троечников» и прочее. Такая оценка умственных способностей детей отрицается исследователями и организаторами современного образования. Один из них — известный американский организатор образовательных услуг Р. Киосаки — обвиняет современную школу в неэффективном использовании врожденных способностей школьников. Он убежден, что каждый ученик и каждый студент является гениальной личностью и что образовательные учреждения должны помогать молодым людям «встретиться» со своей гениальностью и превратить ее в источник благополучия, успеха и высокой самооценки. Сам Р. Киосаки учит педагогов обучать быстро — его педагогические технологии позволяют усвоить за два (!!!) дня годовой институтский курс экономики.
2. Наше образование не уважает участников педагогического процесса — учеников, их родителей и наставников. Этот вывод просится на бумагу после ознакомления с отношением администраций заведений высшего образования к студентам у них и у нас. Интересную и полезную информацию об этом мы почерпнули из рассказа О. Ляшенко — академика-секретаря отделения дидактики, методики и информационных технологий в образовании, после его поездки в США в рамках программы «Содействие внешнему тестированию в Украине» (см.: «День» №57 от 28.03.08г.). Делясь своими впечатлениями от этой поездки, академик был удивлен тем, что высшая школа Америки уважает не столько ум студента, сколько его индивидуальность; что университеты набирают в первую очередь тех, кто хочет и способен учиться с наибольшей пользой для себя; что высшая школа в этой стране очень внимательно относится к воспитательной работе. Для них важно не столько подготовить специалиста, сколько обнаружить и раскрыть субъективный потенциал студента, помочь ему сформировать индивидуальные черты и способности, необходимые для его профессионального становления. Академик был поражен тем, с каким уважением эти заведения относятся к студенту, независимо от того, к какой социальной группе он принадлежит; как много они делают для удовлетворения индивидуальных потребностей студентов.
Совсем другую картину мы наблюдаем в Украине. Конечно, здесь есть школы и высшие учебные заведения, руководство которых относится к своим воспитанникам с уважением и любовью, но такое отношение к ним не заложено в системе образования. Поэтому отдельные руководители учебных заведений заботу об учениках и студентах проявляют не «в соответствии», а «вопреки» рекомендациям и воле образовательных вождей. Одним из примеров неуважения руководителей образования к основным его участникам может быть последнее их «достижение» — ВНО (внешнее независимое оценивание). Наши чиновники утверждают, что ВНО дает возможность избавиться от коррупции в высших учебных заведениях. За этими словами просматривает вывод: все работники высшей школы являются коррупционерами. Но ведь это совсем не так! 99,999% этих работников ни сном, ни духом не знают, как, когда и кто осуществляет набор на первые курсы. Объявив больными коррупцией работников высшего образования, отечественные чиновники вызвали у них бурю отрицательной энергии в свою сторону.
Но еще больший поток негатива они получили от учеников, их родителей и наставников. Известно, что дети в этом возрасте пребывают в состоянии поисков себя самих. Для них «несдача» тестов означает мировую катастрофу в собственном самоутверждении, которая в форме комплексов будет определять их мышление, действия и поступки во взрослой жизни. Наши ученики боятся ВНО, а вместе с ним — придумавших его людей, и не понимают страны, в которой такое может быть. Страх «поселился» не только в душах учеников, но и в сознании их родителей и школьных наставников. (Для сравнения: от американского педагога требуют, чтобы его воспитанники всегда имели чувство победителя, а за появление в классе хотя бы одного закомплексованного ученика педагога увольняют с работы и запрещают работать в системе образования. Потому что честь, достоинство, свободу и высокую самооценку там считают основными ценностями человека.)
3. Современное образование не выполняет свою основную функцию — быть школой подготовки молодого поколения к безболезненному вхождению во взрослую жизнь. До 1991 года главной задачей педагогических коллективов страны было воспитание молодых строителей коммунизма. Сегодня мы строим рыночное общество, поэтому главной задачей должно быть воспитание его молодых строителей.
Кого можно считать строителем рыночного общества? Конечно, того, без кого не существует рынка и рыночного общества. Общеизвестно, что основной фигурой в рыночном обществе является частный владелец, предприниматель. Поэтому формирование строителей рыночного общества в Украине должно осуществляться по линии формирования у учеников и студентов субъективной готовности быть частным владельцем и потребности быть предпринимателем. Ориентация педагогических коллективов образовательных заведений на формирование у учеников и студентов субъективного потенциала строителя и защитника рынка является объективным требованием современного этапа отечественной истории. Так сложилось, и если страна планирует идти в Европу, ей нужно отнестись к этой работе серьезно и профессионально. Отсутствие такой ориентации является свидетельством пренебрежительного отношения образования к выполнению своих непосредственных функций, проявлением его оторванности от потребностей общественной практики.
Кто такой предприниматель? Это не профессия, не специальность и не должность. Это — гениальный и творческий человек, революционер, рационализатор и изобретатель. Раньше считалось, что предпринимательство является существенным свойством только субъектов хозяйственной деятельности, сегодня содержание термина «предприниматель» распространяется на творческих и компетентных работников в других сферах жизни. Поэтому формирование предпринимателя в действительности означает процесс становления самобытных молодых творцов инновационных идей и проектов, авторов неординарных методик и технологий, изобретателей новых способов и путей развития общества и его составляющих — экономики, политики, социальной сферы, образования, других сфер человеческой жизни. Жизнь показывает, что частная собственность является источником активного участия индивида в общественном производстве, в социально-политической и духовной жизни страны. Дело в том, что существенная характеристика предпринимателя — то есть частного владельца — это его ответственность не только за себя и свою семью, но и за свою собственность — завод, фабрику, землю, автобус и тому подобное. Из-за этого владелец пытается поставить свою собственность на службу обществу — «заставить» завод производить продукцию, землю — плодоносить, а автобус — возить людей на работу или на отдых.
Статус предпринимателя, таким образом, заставляет его быть строителем рыночного общества и его защитником. Поэтому неслучайно в Германии представители малого и среднего бизнеса считаются социальной группой, для которой патриотизм, порядочность и человечность — норма жизни. Более того, предпринимательство в Германии сегодня является кузницей кадров для потребностей народного хозяйства и государственного управления. Несколько лет назад в Бердянске прошла международная конференция руководителей высших учебных заведений, посвященная роли высшего образования в жизни общества. Среди ее участников были и представители бывших Прибалтийских республик, которые рассказывали, что студенты их высших учебных заведений занимаются предпринимательством со II курса. Такой бизнес позволяет «юному предпринимателю» снять с родителей финансовую ответственность за его обучение, способствует формированию творческих, самодостаточных и ответственных граждан. Все это и дает нам основания утверждать, что развитие рыночного общества в Украине должно сопровождаться привлечением школьников и студентов к участию в молодежном предпринимательстве.
Какими формами предпринимательства могут заниматься школьники и студенты? В условиях Украины наиболее эффективный метод формирования человеческого фактора рыночной ориентации в учебных заведениях — это тренинги. Мы предлагаем программу тренинга, содержанием которого является функционирование учеников и студентов в роли основателей собственного бизнеса, разработчиков миссии предприятия, маркетологов, менеджеров, непосредственных производителей интеллектуальной продукции и тому подобное на фирме «Я сам(а)». При открытии этой фирмы ученик (студент) должен исходить из того, что он является президентом компании, в которой работает только один рабочий — он сам, что предметом его собственного труда на этой фирме является его человеческий потенциал, а основным его долгом — подготовка для высококонкурентного рынка всего-навсего одного товара — его собственных умений и навыков рыночного специалиста. Он должен воспринимать себя консультантом собственной компании, которая со временем будет оплачивать его труд в соответствии с вкладом в ее становление и развитие.
(Подробно об этом см.: Куцоконь М.П. «Молодіжне підприємництво та активізація підприємницького потенціалу молоді: Навчально-методичний посібник» / Под ред. проф. Гудзя П.В. — Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2006. — 252 с.).
Такова наша оценка состояния образования в Украине. На вопрос «Какое образование нам нужно?» ответить можно так: «Ответ на этот вопрос зашифрован в слове «освіта», которое имеет общий корень со словами «просвітлення» и «світло». Он звучит так: «Украине необходимо образование, которое помогает ученикам и студентам встретиться со светом своего истинного «Я», зажигает в их самосознании огонь уважения и любви к себе и веры в себя, делает из них просветленных, здоровых и умных творцов самих себя и своего окружения». На вопрос «Кто положит начало этому образованию?» можно ответить так: «Ректор, который превратит свое учебное заведение (факультет) в студенческую бизнес-академию с правом свободного поступления в нее каждого, у кого есть желание стать человеком большим и значимым, жить в красивом и упорядоченном окружении». Можно надеяться, что появление у нас такого заведения вызовет радость на лицах учеников, студентов, их родителей и наставников, и у них появится основание гордиться своей страной и ее образовательными «вождями». В Украине есть поющий ректор, который вводит своих студентов во взрослую жизнь через искусство. Ей очень нужен менеджер (ректор, министр, президент), который будет этот делать с помощью предпринимательства.