Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Русалочка» и вечные ценности: верность, любовь, добро

15 июня, 2009 - 21:01
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

Как маленький, так и взрослый зритель, придя в Киевский академический театр кукол, теперь имеет возможность увидеть новую постановку «Русалочки» (ее по мотивам известной сказки Г.-Х. Андерсена поставил режиссер Юрий Сикало).

Драматический конфликт между двумя разными мирами — миром человека и мифическим пространством — уже имеет место в одном из спектаклей театра кукол. Вспомним «Лісову пісню» по драме-феерии Леси Украинки, позиционированную как спектакль для семейного просмотра.

В «кукольной» «Русалочке» зритель не только наслаждается волшебным искусством оживления куклы — «актеры» говорят со сцены о свободе, способности к самопожертвованию во имя любви, вечности души и чувств, а также о жестоком, иногда, мире людей. Именно поэтому спектакль «Русалочка» справедливо можно считать довольно универсальным с точки зрения зрительской аудитории: по своему смысловому и эмоциональному наполнению постановку, кажется, стоит включить во «взрослый репертуар» театра.

Уже с первых минут спектакля зритель оказывается в волшебном мире — подводном царстве с его свободолюбивыми и прекрасными жителями. Морской мир словно существует в огромном аквариуме, также воспринимающемся как живописная картина, живущая своей жизнью: то проплывает косяк разноцветных рыб, то игривые сестры-русалки празднуют день рождения своей младшей сестры, то очаровательная Русалочка возвращается из рокового путешествия из другого, надводного мира людей. Картины быстро меняются — и вот уже зритель оказывается во дворце короля, словно переключаясь с подводного царства свободы на материальный будничный мир людей, с их пустяковыми заботами и банальными желаниями. Режиссер использует эффект затемнения, позволяющий менять время и пространство, структурно разделяя спектакли на небольшие, эмоционально законченные сцены-картины.

Довольно символична колористика спектакля и ее музыкальное решение: в представлении мира морских жителей с помощью голубых цветов и медленной музыки время словно останавливается, ведь в этом пространстве нет суеты, только свобода... Зато мир людей — красный, страстный, несколько агрессивный. Человек смертен, но может любить, имеет душу, способную возвыситься к небесам, ради чего Русалочка и мечтает изменить свой рыбий хвост на пару стройных женских ножек.

В спектакле Юрия Сикало использованы куклы-марионетки, и эта довольно сложная система управления куклой позволяет создавать на сцене невероятные чудеса. Трогательность, индивидуальность каждой куклы наряду с ее метафоричностью производят неповторимое эмоциональное впечатление: кажется, ни один живой актер не сможет передать тот философский и чувственный посыл, особую уникальную энергетику, которой наделены актеры-куклы.

На протяжении действа, наверное, каждый взрослый зритель пытается угадать: не изменит ли, случайно, режиссер финал сказки Андерсена, и позволит ли он очаровательной Русалочке пожертвовать своей жизнью, превратившись в пену морскую?.. Потому финал остается совершенно литературным, хотя и не воспринимается пессимистично: основным лейтмотивом сценического произведения является прославление вечной, бессмертной любви. Поэтому даже когда Русалочка утрачивает свою материальную оболочку, ее чувства не исчезают — этой любви полон весь мир. И хотя ее нельзя увидеть и прикоснуться к ней, Принца обнимает пена морская, даря ему светлые чувства. Снова вспоминается Мавка Леси Украинки — помните? — «О, не журися за тіло»...

Елена ВАРВАРИЧ, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ