Много лет назад, во времена своей молодости, прочитал в редактируемом А. Твардовским журнале «Новый мир» многостраничную публикацию, которая поразила меня. Поразила новизной, отличающимся стилем, использованием примеров и фактов. Читалась легко, ее длинные абзацы не отпугивали: поглощал их до последней точки. У нее не было «железного» стержня-сюжета, и это не делало ее хаотичной. В ней говорилось о послевоенной культуре в широком понимании этого понятия, включая политику, социальные отношения и роль известных в обществе личностей. Ее автором был американец. Каюсь, фамилию не запомнил — все внимание забрал текст. Ныне подобный стиль писательства называем эссеистикой. Не сразу осознал: чтобы так писать, нужно чувствовать себя свободным человеком.
Эссеистика как вид публицистики у нас до сих пор мало распространена. И в «литературе факта», и на страницах газет, и в телерадиопрограммах. Вообще наше телевидение — возможно, за исключением Первого Национального канала — какое-то совершенно не украинское. После уже написанного об этом в «Дне» паном Игорем Лосевым и иногда рассказанного В. Притулой говорить о нем не буду. Мне более интересна тема эссе.
Уровень нашей эссеистики поддерживают — спасибо им! — две мудрые и мужественные дамы. Оксана Пахлевская и Оксана Забужко. К сожалению, пани Забужко с газетой «День» не очень дружит. Как и третий интересный эссеист, иванофранковец Юрий Андрухович. Пан Юрий в последнее время не пишет (снова это сакраментальное —«в последнее время» и «к сожалению»). Прошлой осенью его высказывания на актуальные в Украине темы разместила варшавская Rzeczpospolita. Актуальным, как знаем, был и остается конфликт между Президентом и премьер-министром и ее верными бойцами в Верховной Раде и правительстве. Старый вопрос «Кому они служат?» опять актуален. Теперь еще и президентские выборы близятся...
Уже после начальных предложений этой заметки о свободе знал: здесь нельзя говорить сугубо о журналистике. Да, медиа имеют большое влияние на массовое сознание граждан. В советскую эпоху говаривали: «Читаешь «Правду» — думаешь, как «Правда»; читаешь «Известия» — думаешь, как «Известия». Ныне вроде и другое время на дворе. Хулим наши СМИ, забывая при этом: не всему сказанному-написанному стоит верить. На Западе в демократических обществах давно поняли, что нужно использовать разные по идейному направлению издания.
Свободных людей под влиянием оранжевой революции в Украине стало больше. Но не настолько, чтобы они могли качественно изменить нашу реальность. О свободе и ответственности у нас не пишут книги, не снимают фильмы, не показывают украинскую «Дорогу доблести». И Роберт Хайнлайн наших авторов, художественных творцов почему-то не вдохновляет. Они в основном стреляют в никуда. В лучшем случае — создают попсу. На этом фоне пропаганда патриотизма и доблести Романа Шухевича, краковского профессора Владимира Кубийовича и иже с ними является полезным действием. Особенно для молодого поколения украинцев.