Было ли простым совпадением, что встреча премьер-министра Украины Юлии Тимошенко с представителями двух ведущих японских компаний Mitsubishi Heavy Industries и Sumitomo состоялась накануне Всемирного дня Земли, отмечавшегося 22 апреля? Возьмем на себя смелость предположить, что речь идет, скорее, о закономерности, для которой совпадение дат создало благоприятный и многообещающий фон предстоящего сотрудничества.
Несколько иначе высветила эту встречу информация, пришедшая в тот же день из Национального заповедника «Хортица». Оказалось, что это святое для каждого украинца место настолько забито мусором, что местные власти наконец-то решили внедрить там систему управления бытовыми отходами. Как рассказал заместитель председателя ассоциации общественных организаций «Институт экологии и краеведения «Запорожский край» Сергей Козодавов, после посетившей остров в 2008 году более чем миллионной рати туристов на земле осталось свыше 100 тонн бытовых отходов. Мусору потребовалась система управления. А средства на нее разработчики намерены просить у грантодателей.
Бред какой-то... Понятно, что подобные паллиативные подходы не спасут нашу страну от многочисленных рисков для окружающей среды. В то же время на встрече премьера с японцами одной из главных обсуждавшихся позиций стала проблема утилизации твердых бытовых отходов. Тимошенко призвала японских инвесторов рассмотреть возможность строительства в Украине современных мусороперерабатывающих заводов. «Мы могли бы вместе с японскими компаниями найти возможность эффективно перерабатывать бытовой мусор в Украине», — сказала она, открывая встречу, и обратила внимание на успехи Японии в этой сфере. Премьер отметила, что в Украине ежегодно продуцируется около 23,5 миллиарда кубометров, или 5,9 миллиона тонн твердых бытовых отходов. А общий объем бытовых отходов в Украине достигает миллиарда кубометров, или 250 миллионов тонн. «Все это является в Украине самой большой угрозой», — сказала Тимошенко, отметив, что в Украине утилизируется лишь 5% твердых бытовых отходов.
Вторым ведущим направлением украинско-японского сотрудничества по линии энергосбережения и защиты окружающей среды, как считает украинский премьер, должна стать реконструкция и модернизация отечественной газотранспортной системы. Тимошенко заявила, что переговоры с японскими компаниями — результат ее недавней поездки в Токио. Предполагается, что японцы помогут Украине внедрить технологии, позволяющие снизить потребление российского газа.
Нужно отметить, что премьер вышла на ключевую для Украины проблему энергосбережения и, похоже, намерена решать ее системно и комплексно, именно так, как поступают японцы. Для них энергосбережение, энергоэффективность и экология неразрывно связаны. «Сегодня в продолжение подписанных ранее меморандумов и проведенных встреч во время моего визита мы обсудим вопрос реконструкции систем теплообеспечения Украины и обеспечения ее горячей водой. Для этого мы обсудим возможность производства и поставок в Украину, а также установки современных теплонасосов для генерации тепла и горячей воды, которые на сегодняшний день являются самыми эффективными. Они дадут возможность существенно сэкономить топливо, отойти от природного газа и вообще удешевить стоимость тепла и горячей воды», — заявила Тимошенко журналистам. «Мы также обсудим вопрос строительства новых современных энергоблоков мощностью 600 мегаватт на суперкритических параметрах. Это будут электростанции, которые будут использовать уголь самым эффективным способом», — так описывала она перспективы сотрудничества.
Премьер не могла не заметить и огромного прогресса, достигнутого Японией в сфере транспорта. «Мы затронем вопрос о строительстве метрополитенов при участии японских компаний, как минимум, в двух городах — Днепропетровске и Донецке, а также обсудим организационные подходы для реализации этих проектов», — сказала Тимошенко.
Комментируя «Дню» итоги украинско-японской встречи, глава Национального агентства по вопросам обеспечения эффективного использования энергоресурсов (НАЭР) Сергей Ермилов дополнил список обсуждавшихся вопросов. По его словам, кроме реконструкции ГТС, строительства мусороперерабатывающих заводов, внедрения тепловых насосов и строительства метрополитена, на встрече шла речь также о внедрении новейших систем водоподготовки и очистки сточных вод, реконструкции гидроагрегатов электростанций, строительстве когерационных электростанций, утилизации шахтного метана, внедрении котлов для сжигания всевозможных отходов (включая автомобильные шины) и различных видов биотоплива. Ермилов считает встречу очень успешной, а перспективы украинско-японского сотрудничества хорошими, но отмечает, что «подарков японцы не обещают». Результаты сотрудничества, по его словам, «получим не завтра», хотя какие-то проекты могут быть начаты уже в этом году. Ермилов уверен: «Все зависит от расторопности наших людей».