Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Страна синих холмов

Вдохновение в... вине
10 апреля, 2009 - 19:23
УЛЬЯНА ТОМКЕВИЧ, «ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ». ЛЕВКАС, 2008

В залах архитектурной достопримечательности XVIII в. «Хлебной» Национального заповедника «София Киевская» открылась выставка, посвященная теме винограда, вина и виноградарства. Экспозиция «Виноград. Vigne. Виноделие. Vinification. Вино. Vin. Коктебель. Koktebel» состоит из 50 живописных работ, выполненных в разных стилях и художественных техниках — масляная живопись, левкас, батик, петриковская роспись. На ней представлены работы, созданные художниками из разных уголков планеты во время проведения Международного украинско-французского пленэра в Коктебеле, который на некоторое время превратился в творческую мастерскую и собрал не только признанных мастеров из Украины и Франции, но и из Великобритании, России, Сирии, Молдовы.

Коктебель в переводе с тюркского означает «край голубых вершин». Он расположен в живописной долине на берегу одной из красивейших бухт Черного моря. Многие ученые предполагают, что в начале I тысячелетия до н. э. в этих местах жили легендарные киммерийцы — самый древний из всех крымских народов. Уже в VII в. здесь находилось крупное средневековое поселение, жителями которого были потомки тавров и скифов, а в X в. поселение было разрушено печенегами. На месте Коктебеля на старинных картах XII — XIII вв. обозначена венецианская гавань Калиера, а в начале XIX в. у подножия древнего вулкана поселились выходцы из Болгарии. Позже Коктебельская долина почти полностью принадлежала немецкому колонисту академику Эдуарду Юнге. Его жена Екатерина Юнге, урожденная графиня Толстая, стала первой женщиной-живописцем, на чьих полотнах — виды Коктебеля того времени; картины хранятся в самых известных музеях Европы.

Неслучайно сюда из года в год приезжают талантливые представители современности, и традиция эта уходит еще ко временам, когда здесь жил гениальный поэт и художник Максимилиан Волошин, воспевший этот благодатный край в своих произведениях. Здесь, в Коктебеле, царит творческая свобода, вдохновившая не одно поколение известных ученых, литераторов и художников. В немалой степени она способствовала и успеху пленэра, темой которого стал благородный труд виноделов, выращивающих животворную лозу и изготавливающих чудодейственный напиток.

Более 20 художников представили на выставке свои работы. Каждый из них по-своему увидел и отобразил крымские впечатления. Например, Дарен Кофилд (Великобритания) откровенно любуется голубыми холмами, Андрей Потурайло (живопись) и Татьяна Шума (батик) видят живущих в этом краю сказочных фантазийных персонажей («Ветка муската. А ну, прочь!», «Исполнители желаний»), Ульяна Томкевич подчеркивает божественное происхождение вина, придавая своим левкасам сакральное звучание («Христос-виноградарь», «Тайная вечеря»).

В восторге от выставки был Временный Поверенный по делам Сирийской Арабской Республики в Украине Сулейман Абудиаб — в экспозиции представлены работы его брата, сирийского художника Халила Абудиаба. «Он — бывший генерал, который после ухода в отставку стал художником. Я рад, что он стал популярным за короткое время», — отметил дипломат.

«Виноград. Vigne. Виноделие. Vinification. Вино. Vin. Коктебель. Koktebel«» — третья выставка, проходящая в рамках творческого фестиваля «Французская весна в Украине». Чрезвычайный и Полномочный Посол Франции в Украине Жак Фор выразил убеждение, что такой совместный проект сближает не только художников из разных стран, но и сами народы.

— Идея акции родилась три года назад, но это первый пленэр, который Украина полностью финансирует сама, — рассказал «Дню» идейный вдохновитель и продюсер проекта, вице-президент ассоциации «Украина—Франция» Павел Ротар. — Для Европы наша страна — по-прежнему нечто вроде terra incognita, поэтому что может быть лучше, чем пропаганда ее образа в мире с помощью подобных художественных акций? Это перспективное начинание, своего рода новый импульс в развитии пленэрной живописи.

Светлана ГОЛОВКО, «День». Фото автора
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ