Сейчас, в начале третьего тысячелетия, не нужно быть этнологом или историком, чтобы понять, что существование государств и империй составляет только эпизоды жизни этносов и культур. Недалеким для украинцев примером такой исторической драматургии является путь, который в течение многих тысячелетий преодолевал греческий народ. Этапы этого пути — островное государство, Минойское царство, «гомеровский мир», античная Эллада, империя Александра Македонского и Византия — могли закончиться ассимиляцией и реликтовым прозябанием греческого этноса. Однако после четырех веков турецкого порабощения грекам еще раз удалось крутануть колесо своей истории.
Начало освободительной борьбы считается национальным праздником Греческой Республики и отмечается 25 марта. Так сложилось, что этот праздник не может обойти Украину, — ведь на нашей земле, а именно в Одессе в начале XIX в. было основано так называемое Дружеское сообщество (Филики Этерия), которое стало идейным штабом освободительного движения. Киев также не остается в стороне от упомянутых событий, поскольку здесь до сих пор сохранились здания, которые когда-то принадлежали предводителю восстания Константину Ипсиланти (1760—1816 гг.).
Еще раз обратиться к истории, вспомнить мужество предков и отдать им дань уважения — все это вдохновляет сегодня граждан Греческой Республики, в частности, деятельность которых связана с Украиной, на проведение торжественных мероприятий в честь Национального праздника на нашей земле. В этом году в рамках празднования проходят многочисленные мероприятия, самыми значительными из которых являются торжественный молебен в Киево-Печерской лавре, концерт-посвящение выдающейся греческой певице Марии Каллас в Национальной филармонии (см. «День», №50) и премьер-концерт симфонических произведений композиторов новогреческой школы в Национальной опере Украины. Идея последнего принадлежит художественному руководителю симфонического оркестра «Киев-классик» Герману Макаренко.
Стоит также вспомнить статьи, доклады и исследования, проведенные под научным руководством профессора НМАУ Марины Черкашиной-Губаренко, аудиозаписи, концерты классической греческой музыки в Киевской детской академии искусств, Доме ученых, Одесском доме Святослава Рериха. Ярким примером творческого сотрудничества современных греческих и украинских деятелей искусств является создание украинских вокальных версий симфонических и фортепианных произведений греческого композитора — Т. Харидис—И.Рябчун, «Ave Maria» и «Salva Me», которые вошли в репертуар творческих проектов «Різдвяні офіри» и «Органні релаксації» Детской академии искусств. Юные студенты и преподаватели академии неоднократно выступали в Греческой Республике с произведениями украинских и греческих композиторов, а на одной из сцен учебного заведения был поставлен спектакль «Морская сюита» Димитриса Капсоменоса. Кстати, эта сюита в полном объеме за пределами Греции до сих пор не звучала нигде, кроме Украины.
Поэтому сегодня можно говорить о новой эре украинского филэллинизма — действенной симпатии к Греции и ее культурному наследию, следствием чего является активная поддержка греческой профессиональной музыкальной культуры.
Концерт оркестра «Киев-классик» стал свидетельством высокого уровня отношений между музыкантами обеих стран, примером культурной дипломатии. Приятной неожиданностью для киевлян стало присутствие в зале греческих композиторов — Александроса Музаса и Филипоса Тсалахуриса, произведения которых прозвучали в этот вечер. Концерт состоялся благодаря поддержке главы строительной компании «Гефест» Пантелеймона Бумбуроса. Значительную поддержку в организации акции оказало Посольство Греческой Республики в Киеве и лично посол Харис Димитриу, который поздравил присутствующих перед концертом. Собственно, без его помощи этот вечер вообще не состоялся бы. Господин посол привез из Греции и передал дирижеру ноты практически всех произведений, которые вошли в программу. Этот высокоуважаемый дипломат не жалеет времени и на поиски музыкальных партитур греческих композиторов прошлого. Сейчас Харис Димитриу хочет найти в украинских архивах утраченные нотные тексты композитора, основателя Афинской консерватории Александроса Катакузиноса (Катакузина), опера которого «Аретуса Афинская» была поставлена почти сто пятьдесят лет назад, в 1861 году, в Одессе.
Концерт премьер понравился публике. Старательно подобранный репертуар продемонстрировал яркие музыкальные страницы и ознакомил аудиторию с высокими достижениями греческих деятелей культуры в освоении современных композиторских техник. Определенный риск в плане сложности программы, на который пошел дирижер Герман Макаренко, оправдал себя — пестрая палитра композиторских манер создала в концерте выразительную звуковую картину, которая дала возможность слушателям ознакомиться с произведениями новогреческий композиторской школы (со времени ее основания и до наших дней).
Программа вечера поразила инструментальным, жанровым и образным многообразием и исполнительским составом: вспышками звукового фейерверка прозвучал ксилофон у солиста пьесы Николаоса Скалкотаса «Ночное развлечение» — Дмитрия Ульянова; ностальгических струн души коснулся утонченный тембр английского рожка в произведении Филипоса Тсалахуриса, которое выполнил в сопровождении струнного состава Геннадий Кот; словно пьянящий аромат критских гор и долин наполнил зал вместе с пением на греческом языке артистов камерного хора «Кредо» под руководством Богдана Плиша и солистки Татьяны Пироговой. Яркие эмоции публики достигли своего апогея во время исполнения балетной сюиты Микиса Теодоракиса «Грек Зорба». Симфоническая версия балета, премьера которого в прошлом году с большим успехом прошла на сцене Национальной оперы, в который раз продемонстрировала мастерство и темперамент оркестра. Пятый премьер-концерт ансамбля «Киев-классик» показал, каким образом лозунг филэллинизма может быть плодотворно развит сегодня.