Что бы ни делал, а мысленно возвращаюсь к одному телевизионному сюжету, показанному на прошлой неделе. Речь идет об очередной инициативе Киевской городской госадминистрации. Ее автор, как мне показалось, заместитель главы горгосадминистрации Виталий Журавский. Потому что именно он возглавлял эту акцию и объяснял журналистам свою цель. А суть в том, что в мэрии решили в очередной раз заработать на детях деньги, якобы на какие-то благотворительные дела. И организовали торги детскими рисунками.
На общем фоне похоже на рядовой факт. Потому что в мэрии только то и делают сейчас, что торгуют: автомобилями, аудиозаписями песен очередного — после Поплавского — кандидата в народные артисты Черновецкого, земельными участками, местами для киосков и т.д. Словом, сплошные ярмарки, аукционы, биржи. С одной стороны хорошо, что учимся торговать и зарабатывать. А с другой — плохо и даже преступно, что продаем заработанное не своими руками, украденное у государства, то есть у каждого из нас. И кладем выторгованные деньги только в собственный карман.
Но при чем же здесь дети, которых тоже решили вывести на рынок со своими рисунками? Они же, во-первых, только учатся рисовать, осваивая азы художественного искусства, которое, как известно, относится к другим человеческим ценностям. Во-вторых, еще не научившись хорошо держать кисть и не изучив как следует технику рисования, они, по сути, приучаются к штукарству, к зарабатыванию, обесценивая этим собственный труд, приземляя, а, точнее, нивелируя свои представления о красоте. И о ее ценности, а, точнее, ее духовной бесценности в нашей жизни. Но у господина Журавского свое понимание красоты. Не моргнув глазом и надев черные очки, он убеждал зрителей, что «дети должны осознать еще с раннего детства, что живут они в условиях материальных ценностей». То есть в зоне денег, где все продается и все покупается. И ничего нет святого, дорогого для души, и тем более нет места для духовных ценностей. И что высокохудожественная картина — это никакое не произведение искусства, не продукт культуры, а обычный рыночный товар. И он должен идти «с молотка» — кто больше даст. Такое возможно лишь на ярмарке духовного обнищания и моральной деградации.
И этот человек является куратором гуманитарной политики в городе Киеве, в столице?! Более того, господин Журавский — бывший лидер одной из христианских партий, доктор наук, профессор. Как говорится, упаси Господь от такой политики и такого христианина и профессора, у которого приоритетными являются потребительские интересы, а хватательные рефлексы отработаны до автоматизма.
К сожалению, подобных государственных, политических и коммерческих «продюсеров» на ниве культуры и искусства немало. Это они культивируют дух зарабатывания, неполноценности во всех сферах — от украинской песни до украинского кинематографа. Страшнее всего, что вирусами этой болезни заражаются дети, только ищущие себя в этом мире, в котором и так слишком много черных красок. Потому и задают они нам вопрос: где та красота, которая спасет мир? Спасет от деньголюбия и культа материального богатства. Где тот свет, который озарит темноту? В чьих он руках и чьих душах?
В связи с этим вспомнилось мне письмо тогда еще четырнадцатилетней ученицы Львовской средней школы №96 Марианны Пиндерецкой, напечатанное в газете «День» в феврале 2006 года. Оно меня тогда настолько поразило, что я записал себе в блокнот несколько предложений из него. И вот когда я услышал об инициативе Киевской мэрии, сразу вспомнил о письме Марианны. Лучшего ответа господину Журавскому и не найти. Приведу его в сокращенном виде: «Я мечтаю стать художником. Каждый день сажусь за стол и делаю какие-нибудь узоры из бисера. Они позволяют мне отгородиться от всего мира и жить в Красоте. Вот именно этого и жаждет мое сердце — жаждет красоты, которая бы господствовала над миром и делала уютным каждый дом, каждую душу».
Вы уже, наверное, обратили внимание, что слово «красота» написано Марианной с большой буквы. И, по-видимому, сознательно, чтобы именно к нему привлечь внимание. Ведь в мечтах и стремлениях будущей художницы красота является главным признаком и творчества, и самой жизни. Потому что, действительно, для того, чтобы и окружающий мир, и каждый дом, и каждая человеческая душа были красивыми, нужно самому жить в красоте, создавать ее (кем бы ни был и что бы ни делал), чувствовать ее всеми струнами души, дышать ею.
Как оказывается, дело вовсе не в годах. Марианна в свои 14 поняла, что первичное, а что вторичное — духовное или материальное. А для многих 40 и 50-летних окружающий мир является одним «большим карманом» или аукционом, где круглосуточно идут торги. Они уже никогда не поймут того, что каждый будний день может быть праздником, праздником души. И наоборот — каждый праздник может быть серым буднем. И даже черным квадратом. Не помню дословно изречение Румынской королевы Елизаветы (ХІХ век), но смысл такой: в человеческой душе, как в скрипке, есть струны, и когда они рвутся, человек становится деревом. Поэтому нам важно не только сберечь струны в душах наших детей и внуков, если не смогли этого сделать в своих, но и настроить их на мелодию духовного мира. Ведь мы хорошо знаем, какие основные ценности сегодня преобладают у большинства школьников и молодежи, носители каких моральных и материальных качеств являются их кумирами. В условиях эрзац- и масскультуры, сумасшедшего наступления антикрасоты, антигуманности и вообще антиморали, которую массово продуцируют сегодня не только бульварные и светские печатные средства информации, но и телевизионные каналы, трудно сохранить детскость и чистоту души, особенно в подростковом возрасте. Именно из-за этого слова Марианны мне показались огоньком надежды, Божьей искрой на фоне серости и будничности, от которых не одна человеческая душа ищет спасения. Одна находит его в одиночестве, другая — в творчестве, третья обретает душевный покой в семье. А сколько таких, которые, не найдя внутренней красоты и гармонии, морального равновесия и духовного уюта, впадают в отчаяние и в конечном итоге деградируют. А это, по диагнозу поэта Владимира Базилевского, происходит тогда, когда «кровоточит душа, а это страшнее, чем когда кровоточит плоть». Чтобы этого не случилось, мы должны не только менять свой внутренний мир, но и перекрашивать его исключительно в светлые и теплые цвета. И тогда красота обязательно спасет внешний мир. И нас всех: детей и взрослых.