САЛАМАНДРА
С чем сравнить можно наш политикум? С огнем негасимым! Простому человеку лучше держаться от этого пожарища все-таки подальше... Впрочем, в одной из своих чудесных сказок Леонардо да Винчи напоминает нам и о другом:
«Как только загорелся крестьянский дом, все животные от мала до велика убежали со двора. Вдруг из-за кустов выползла саламандра и тут же юркнула в самое пекло. От неожиданности все наблюдавшие за пожаром куры, утки, голуби, кролики, овцы, свиньи, лошади вместе с дворовой собакой в ужасе вскрикнули и отпрянули назад.
— Не волнуйтесь! — успокоил их петух. В огне она меняет кожу. И ТАКОЕ ДАНО ТОЛЬКО ЕЙ (выделено мной. — С.Г.). Пламя делает ее кожу прочнее и тоньше, и саламандра выходит из огня помолодевшей и обновленной.
Петух помолчал и, горестно вздохнув, добавил:
— А из нас на огне получается жаркое...»
ЖИВОЕ БОГАТСТВО,
душевное и духовное — первооснова любой личности и любого содружества. На нем, как на фундаменте, строится затем все остальное, что может быть воздвигнуто или разрушено временем. Им обладающие и защищены всегда всемерно — ведь «все ЖИВОЕ близко живым. И — ЖИВЫЕ — бессмертны» (Ариадна Эфрон).
P.S. Ариадна Эфрон — дочка Марины Цветаевой. И если последней власть советская-соловецкая не дала возможности устроиться на работу даже посудомойкой, то первая тоже ведь не избежала ее «прелестей» — несколько тюремных заключений и долгие-долгие годы жизни затем в сибирских поселениях...
РЕЗОНАНС
Без резонанса любая газета немыслима и не осмыслена до конца. Каждый журналист (писатель, издатель) ведь пишет, печатает и что-то распространяет только для СВОЕГО читателя. И если он (этот читатель) все время молчит, что это может значить? А то только, что продолжается не живая и личностная наша творческая деятельность, а лишь СИМУЛЯЦИЯ таковой...
ДВУСМЫСЛЕННЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В них мы попадаем не по нашей воле. Скорее, от ее недостатка. Они невозможны бывают, огорчительны и даже маловыносимы подчас. А выход из них — только в решимости обнаружить наконец ТО, уже всем явное и ясное, что скрывается и (пока еще) только ждет своего обозначения-названия...
P.S. Кстати, именно в таком ПРОЯВЛЕНИИ и состоит природа любого ИСКУССТВА!
ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
проявляется в деятельности как на арене внешней, так и на арене внутренней, личностной. Наше украинское Государство в этом смысле вовсе еще нежизнеспособно (к сожалению!). Оно, как недоношенный ребенок, пока еще нуждается во всевозможных искусственных и дорогостоящих аппаратах поддержания своей жизнедеятельности. Но это вовсе не значит, что надо расстраиваться и опускать руки. Наоборот — ВСЕ СИЛЫ, СРЕДСТВА И СПОСОБНОСТИ УМА, ВОЛИ, СЕРДЦА (И ДАЖЕ КОШЕЛЬКОВ СВОИХ!) НАДО НАПРАВИТЬ СЕЙЧАС НА ЕГО СПАСЕНИЕ! И если мы будем настойчивы, терпеливы, умелы, — то (и со временем) все обязательно заживет своей самостоятельной, автономной жизнью, которая НЕ ВЫКУПАЕТ, А ИСКУПАЕТ ВСЕ...
ИСТОРИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ
Следует все-таки всегда различать: лики времени и историческое время. Понятно, своему времени мы любим придавать исключительное значение. Однако верно ли это? К примеру, если повнимательнее рассмотреть век XIX, то он, с повсеместным внедрением железных дорог и ежедневных газет, не менее радикален и нов (по сравнению с веком XVIII), чем век XX и даже XXI (по сравнению со своими предшественниками)... Историческое время — совсем иной угол зрения, иная система координат. Если лики времени всегда меняются, то историческое время никогда ведь не проходит, оно осмысленно именно СВОИМ тактом, ритмом, естественностью, искренностью и простотой!
ИНТЕРЕСНОЕ ДЕЛО
Считают, что всякого рода исключительность — это и есть талант и даже гениальность. Совсем наоборот! Любой талант и гений изо всех сил стремится всегда только к обыкновенности. Вернее — к ЧУДУ ОБЫКНОВЕННОСТИ...
ПОДЛИННОСТЬ (Смерть Толстого)
Заранее хочется извиниться за пространную выписку из пастернаковского автобиографического очерка «Люди и положения». Но ведь именно он все ЭТО видел, почему бы и нам, вместе с ним, не вглядеться В ТОТ ДЕНЬ попристальнее?..
«Станционный поселок Астапово представлял в тот день нестройно шумевший табор мировой журналистики. Бойко торговал буфет на вокзале, официанты сбивались с ног, не поспевая за требованиями, и бегом разнося поджаристые бифштексы с кровью. Рекою лилось пиво... Но в углу лежала не гора, а меленький сморщенный старичок, один из сочиненных Толстым старичков, которых десятки он описал и рассыпал по своим страницам... Главным качеством этого моралиста, уравнителя, проповедника законности, которая охватывала бы без послаблений и изъятий, была ни на кого не похожая, парадоксальности достигавшая оригинальность...
Для того чтобы ТАК ВИДЕТЬ (выделено мной. — С.Г.), глаз наш должна направлять страсть. Она-то именно и озаряет своей вспышкой предмет, усиливая его видимость. Такую страсть, страсть творческого созерцания, Толстой постоянно носил в себе. Это в ее именно свете он видел все в первоначальной свежести, по-новому и как бы впервые. Подлинность виденного им так расходится с нашими привычками, что может показаться странной».
P.S. ПОДЛИННОСТЬ ВСЕГДА РАСХОДИТСЯ СО ВСЯКИМИ ПРИВЫЧКАМИ, ПОЭТОМУ-ТО И КАЖЕТСЯ СТРАННОЙ...