Антитеррористическая операция Армии оборони Израиля (ЦАХАЛ) в секторе Газа вызвала весьма разноречивые отзывы в Украине. Шкала мнений была и остается достаточно контрастной. От полного осуждения «израильской военщины» (в лучших традициях бывшего СССР) до однозначной поддержки. Гораздо меньше — серьезных попыток разобраться в хитросплетениях ближневосточных конфликтов. Некоторые украинские политики, писатели, общественные деятели со всем пылом борцов за мировую справедливость обрушились на израильскую сторону, руководствуясь соображениями гуманности. Действительно, гибель женщин, детей, стариков — мирных жителей в Газе — никакого энтузиазма вызывать не может. Кстати, не вызывает это никакого удовлетворения или злорадства и среди израильтян. Израиль и его армия вынуждены делать в Газе то, что они делают. Иного способа обескровить террористические отряды ХАМАС, которые уже очень давно обстреливают ракетами «KACAM» израильские города Здерот, Ашкелон, Ашдод, убивая и калеча мирных израильтян, попросту нет. «Воины» ХАМАС вполне принципиально используют своих соплеменников и единоверцев в качестве живого щита, абсолютно не переживая из-за количества погибших и раненых. Это ведь такая мелочь по сравнению с мировой фундаменталистской революцией, с утверждением тотального господства политического ислама!
Израиль имеет альтернативу: отдать на заклание своих граждан, позволяя ХАМАС изо дня в день систематически их убивать, либо наносить ответные жестокие удары. Увы, в войнах последнего времени, когда исчезла грань между фронтом и тылом, гражданских лиц гибнет не меньше, чем военных. В том, что происходит, можно что-то понять, лишь вспомнив историю существования израильского государства во враждебном окружении.
Основная национальная идея Израиля все эти 60 лет — выживание.
Выстоять, сохраниться, уцелеть среди тех, кто мечтает о его гибели — вот идея-фикс подавляющего большинства израильтян. Эту идею сложно осуществить, ведь Израиль — это клочок европейской, иудео-христианской цивилизации в самом сердце арабо-мусульманского мира.
КАК ЖЕ ОН ТАМ ПОЯВИЛСЯ?
Мечта о возвращении народа-изгнанника на свою землю и создании там государства стала вызревать в среде европейского еврейства во второй половине ХІХ ст. Причем, мечта была очень амбициозной: собрать всех евреев мира на территории древних царств — Израильского и Иудейского. А поскольку духовно-символическим центром иудеев считается гора Сион, то вновь возникшее движение за репатриацию и реставрацию государственности получило название сионистского. У истоков движения стояли три крупнейших еврейских общественных деятеля: Лев Пинскер, Теодор Геруль и Макс Нордау. Кстати, прожекты решения еврейского вопроса на основе создания государства исходили не только из еврейской среды: декабрист Пестель предлагал создать государство евреев где-нибудь в Малой Азии, некоторые британские политики вместо Палестины предлагали Уганду, а фюрер нацистов в начале своей карьеры предлагал переселить евреев на остров Мадагаскар. Ясно, что только Палестина могла быть естественной и закономерной территорией для Мединат Исраэль — Государства Израиль. Поскольку именно там расположена древняя столица Иерусалима и руины храма Соломона, множество других национально-религиозных реликвий. Собственно, память об Иерусалиме на протяжении веков помогала евреям в самых жестоких обстоятельствах сохраниться как народу. В одной из иудейских молитв говорится: «Да отсохнет моя рука, если забуду тебя, Иерусалим»...
Надо сказать, что антисемиты, призывающие: «Евреи! Убирайтесь в Израиль!», должны нежно любить сионистов, которые именно к этому и стремятся. Впрочем, благодарности от этой публики сионисты, конечно же, не дождались. Проклятия по их адресу и измышления страшных историй являются излюбленным занятием борцов против сионизма.
Любопытно, что борьба против сионизма является очень удобной формой легализации самого «густопсового» антисемитизма, как и борьба против украинского национализма была и есть формой легализации украинофобии, неприятия украинцев как нации.
После создания Израиля СССР постарался протолкнуть в ООН резолюцию, которая клеймила сионизм как разновидность расизма.
Правда, через некоторое время революцию отменили. А в самом СССР после шестидневной войны 1967 года был срочно создан Антисионистский комитет во главе с генерал-полковником, дважды Героем Советского Союза Давидом Абрамовичем Драгунским. Он состоял из номенклатурных евреев, полностью зависимых от властей. Его задача состояла в том, чтобы от имени советского еврейства выступать с осуждениями «израильской военщины», сионистов и тех еврейских граждан СССР, которые собирались покинуть «страну рабочих и крестьян». Вольнодумная еврейская общественность называла организацию генерала Драгунского «Антисемитский комитет».
Активная репатриация в Палестину началась еще в конце ХІХ века. Но реальностью сионистская идея стала после Катастрофы, Холокоста. Еще до этих событий, после прихода к власти в Германии нацистов, выдающийся деятель сионизма одессит Владимир (Зеев) Жаботинский выдвинул лозунг массовой эвакуации евреев Европы в Палестину, чтобы спасти их от надвигающейся угрозы. Но Жаботинскому не верили. Жаботинский как-то пожаловался на непонимание Максу Нордау. Титан сионизма сказал ему: «Это, молодой человек, логика, а логика — искусство греческое, и евреи его терпеть не могут. Еврей соображает не умом — он соображает катастрофами. Он не купит зонтик «только» потому, что на небе появились тучки: он должен сначала вымокнуть и подхватить воспаление легких — тогда другое дело».
КАТАСТРОФА НЕ ЗАСТАВИЛА СЕБЯ ЖДАТЬ...
Стало совершенно очевидно, что народ, не имеющий своего государства, будет игрушкой в руках обстоятельств, и даже его физическое существование не может быть гарантировано. И надежды на мировую общественность могут не оправдаться. Достаточно сказать, что она и пальцем не пошевелила после принятия нюрнбергских расовых законов в Германии. Более того, как ни в чем не бывало, она вознаградила фюрера немецкого народа проведением в Рейхе Олимпийских игр. А уже в период массового террора против евреев британские власти в Палестине запрещали судам с еврейскими беженцами на борту приставать к берегу, отправляя их обратно в германские порты на верную гибель.
Даже те люди, которые ранее скептически относились к сионизму, поняли, что только свое государство может быть гарантией от повторения Катастрофы. Поэтому после 1945 г. недостатка в переселенцах в Палестину не было. 14 мая 1948 года было провозглашено Государство Израиль. ООН разделило Палестину на две части для создания двух государств: еврейского и арабского. А 15 мая Лига арабских государств заявила, что «все арабские страны с этого дня находятся в состоянии войны с евреями Палестины». Нападение на Израиль осуществили войска Египта, Сирии, Ирака, Иордании и Ливана. Генеральный секретарь ЛАГ Аззам Паха заявил: «Это будет война на истребление. Это будет грандиозное избиение, о котором будут говорить так же, как говорят о вторжении монголов и о крестовых походах».
23 мая Израиль предложил прекратить огонь и начать переговоры, но арабы требовали «безоговорочной капитуляции» Израиля.
ПРИШЛОСЬ ВОЕВАТЬ
Кстати, стоит отметить, как СССР оценивал тогда происходившие на Ближнем Востоке события. В газете «Правда» от 25 мая 1948 г. говорилось следующее: «При всем своем сочувствии к национально-освободительному движению арабских народов советская общественность не может не осудить агрессию арабских государств, направленную против государства Израиль и против прав еврейского народа на создание своего государства в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН».
Итак, история взаимоотношений арабов и Израиля начинается с агрессии арабских стран против еврейского государства.
До сих пор почти во всем арабском мире существует идея: «Израиль должен быть уничтожен». А арабские политики, даже идя на переговоры, заявляют, что признают факт существования Израиля, но не признают его права на существование. Уничтожение Израиля как цель зафиксировано во многих официальных арабских документах, в том числе в Палестинской хартии Организации освобождения Палестины. Если бы арабы действительно стремились к созданию своего государства в Палестине, этой цели уже давно можно было достичь. Если Египет хотел получить утерянный им в 1967 г. Синайский полуостров, то он его получил, гарантировав Израилю мир (правда, это стоило жизни президенту Анвару Садату...). Египет честно выполняет взятые на себя обязательства, и никаких военных конфликтов между двумя странами уже более 20 лет не отмечается. Но в арабском мире распространено убеждение, что Израилю не место на Ближнем Востоке, что это государство должно быть ликвидировано. Террористическая война идет уже многие годы. Что же касается палестинцев, то они полагают, что вся территория Палестины должна принадлежать им.
Как писал в свое время российский посол в Израиле Александр Бовин, «с точки зрения исламского фундаментализма, территория, занимаемая Израилем, рассматривается как «земля войны», как земля, насильственно изъятая «неверными» из-под исламского законодательства, а потому подлежащая возврату посредством джихада». Что, кстати, является идеологической основой террора.
Когда же Израиль пытается истребить корневую систему терроризма, демократические государства Запада хватают его за руки и требуют «адекватного ответа», «соразмерности в применении силы» и т.д. Наверное, ЦАХАЛ должна вооружиться пилами-ножовками, срезать дорожные столы, набивать металлические обрубки взрывчаткой и по два-три десятка в день запускать наобум по Газе, кому попадет. Запад часто требует от Израиля таких уступок арабам, которые в итоге могут закончиться для страны трагедией. Израиль может уступать и часто уступает, но государство не может самоликвидироваться. Во время одной из дискуссий с зарубежными дипломатами, «миротворчество» которых не предвещало Мединат Исраэль ничего хорошего, тогдашний израильский премьер генерал Ариэль Шарон заявил, что не позволит поступить с его страной, как с Чехословакией в 1938—1939 году.
Вообще-то, мир на Ближнем Востоке, в принципе, может быть достигнут. Для этого необходимо гарантировать Израилю мир и безопасность. Но все дело в том, что ненависть к Израилю стала базовой «ценностью» практически во всех арабских обществах. Она подогревается уступками Израиля (которые весьма понятны для единственной в регионе демократической страны, ибо в таких странах во главу угла ставятся интересы нормальной жизни своих граждан), что воспринимается соседями как слабость, — а слабость на Востоке карается. Это прекрасно понимал Владимир Жаботинский, сказавший с присущей ему безжалостной честностью: «О добровольном примирении между палестинскими арабами и нами не может быть никакой речи, ни теперь, ни в пределах обозримого будущего. Высказываю это убеждение в такой резкой форме не потому, что хочу огорчить добрых людей, а просто потому, что они не огорчатся: все эти добрые люди, за исключением слепорожденных, уже давно сами поняли полную невозможность получить добровольное согласие арабов Палестины на превращение этой самой Палестины из арабской страны в страну с еврейским большинством... Это вовсе не значит, что невозможно никакое соглашение. Невозможно только соглашение добровольное. Покуда есть у арабов хоть искра надежды избавиться от нас, они этой надежды не продадут ни за какие сладкие слова и ни за какие питательные бутерброды, именно потому, что они не сброд, а народ, хотя бы и отсталый, но живой. Живой народ идет на уступки в таких огромных, фатальных вопросах только тогда, когда никакой надежды не осталось, когда в железной стене не видно больше ни одной лазейки. Только тогда крайние группы, лозунги которых «ни за что», теряют свое обаяние, и влияние переходит к группам умеренных.
Только тогда придут к нам эти умеренные с предложением взаимных уступок; только тогда станут они с нами честно торговаться по практическим вопросам, как гарантия против вытеснения, или равноправие, или национальная самобытность; и верю, и надеюсь, что тогда мы сумеем дать им такие гарантии, которые их успокоят, и оба народа смогут жить бок о бок мирно и прилично. Но единственный путь к такому соглашению есть железная стена, то есть укрепление в Палестине власти, недоступной никаким арабским влияниям, то есть именно то, против чего арабы борются. Иными словами, для нас единственный путь к соглашению в будущем есть абсолютный отказ от всех попыток к соглашению в настоящем».
Жаботинского снова (в который раз!) не послушали, и это принесло Израилю немало тяжелых последствий.
Так что вооруженных конфликтов в этом регионе будет еще много.
Будет много крови и жертв с обеих сторон. Точнее, даже с трех сторон: во время последних боевых действий от огня боевиков ХАМАСа солдат ЦАХАЛ погибло в три раза меньше, чем боевиков ФАТХ, — организации, которая поддерживает президента Палестинской автономии Махмуда Аббаса и является злейшим врагом исламских радикалов. Это в Украине не заметили — а зря, ведь, похоже, предвидение Жаботинского начинает исполняться, и не только в Египте или Иордании, но и в среде самих палестинцев начинают появляться люди, которые не питают к Израилю никакой любви, но готовы начать с ним договариваться. И этого фундаменталисты им не прощают...
А напоследок я поделюсь одним интересным фактом.
Мы вот тут пытаемся подойти к реалиям Ближнего Востока с европейскими критериями гуманизма и прав человека. Несколько лет назад довелось мне посмотреть по одному из российских телеканалов документальный фильм о подвигах еще советских спецслужб в вышеназванном регионе. Дело было в одной арабской стране, где террористы похитили советского дипломата.
Отчаявшись его найти, московские «рыцари плаща и кинжала» обратились за помощью к коллегам из местной контрразведки. Те успокоили иностранцев и сказали, что дипломат в течение нескольких часов будет в целости и сохранности доставлен в посольство. Так и произошло. Советские компетентные люди поинтересовались у арабских спецслужбистов, как им это удалось. Те ответили, что очень просто. Они арестовали младшего брата главаря террористов, вышли с ним на связь и объяснили, что если советский дипломат не будет немедленно доставлен в указанное место, главарь получит по почте гениталии своего родственника. Дипломата освободили немедленно. Самое примечательное в этом сюжете то, что главарь похитителей ни на секунду не усомнился в том, что угроза будет выполнена. Разумеется, в цивилизованном мире подобное немыслимо...
Далее разжевывать и объяснять что-либо просто нет смысла. Sapienti sat, так говорили древние — разумному достаточно. А осуждая по старой советской привычке Израиль, давайте попытаемся его понять.