Второй взмах живописных крыльев на удивление лаконичный в своем экспозиционном изречении и часовом промежутке. Выставка закончится аукционом. Кроме прагматики, обусловленной графиком галереи, в этом есть определенный смысловой подтекст. Взмах крыла ангела лишь на короткое мгновение является чудом, а преимущественно — китчем.
В отличие от экспансивных в сугубо физическом измерении первых крыльев, которые тотально господствовали в относительно просторном помещении на Волошской, «Крылья-2» выглядят полностью бестелесными — они словно излучают пространство изнутри. Если в первой части проекта были отсылки к формальным аспектам крылатости, то во втором — к сугубо метафизическим. Эти крылья переносят в пространство, где жест может быть только ментальным, без внешней экспрессии и мускульных усилий.
Подчеркнутая плоскостность полотен, заполненных золотым фоном с деликатными цветными вкраплениями, кажется, только помогает художнику создавать эффект многомерности. Это достигается размеренным и магически выверенным ритмом цветных плоскостей и клякс. Что-то подобное наблюдаем в старой иконописи, в способе формирования фона, который был символом небесного мира, божественного сияния. Но, несмотря на абстрактные аналогии, было бы некорректно искать привязки золотого сияния, изображенного Тиберием Сильваши, к определенной традиции или вероисповеданию. Мастер сознательно универсализирует используемые им культурные коды, превращая золотой фон своих картин в фон истории человечества. Полотна мастера становятся своеобразным экраном, на котором мелькают отблески, тени давних цивилизаций, мировой мифологии — египетской, греческой, буддийской, вторит эхом ренессанс, и проносится дыхание романтизма, пролетает авангард. Этот театр теней продолжается до тех пор, пока не поднимается солнце его величества и тотального потребления, и моментально мерцающее золотое сияние застывает приятным для глаза гламуром, придавая всей этой суете товарный вид. Человечество же движется от сакрального к материальному, превращая неуловимое в доступное.
Как и «Крылья», «Крылья-2» по окончании выставки также станут товаром. В обмен на определенное количество денежных знаков их можно будет присвоить. Однако после того, как новый владелец принесет домой купленные крылья, он обнаружит всего лишь кусок полотна, бережно заполненный золотистой краской, обломок. Чтобы сделать своим метафизическое золотое сияние, которым окружены пока никому не принадлежащие полотна в пространстве арт-центра, необходимо найти свой персональный философский камень.
Возможно, в этом поможет просмотр фотохроники создания крыльев, представленной на антресолях «Я Галерея». Пересмотрев эти фотографии, на роденовский манер замыслы, вдруг начинаешь улавливать флюиды психической энергии художника, которые при создании «крыльев», будто нейтрино, прошивали полотно, почти не задерживаясь на нем.
Полет творческой мысли продолжается. Впереди «Горизонт», новый масштабный проект художника, с которым Сильваши и Гудимов собираются выйти в открытое урбанистическое пространство.