Если в российском «Обитаемом острове», снятом Федором Бондарчуком по одноименному роману братьев Стругацких, молодой землянин попадает на далекую планету Саракаш, которая выглядит сущим адом, то американская картина «День, когда Земля остановилась» Скотта Дерриксона живописует прямо противоположную ситуацию — инопланетянину, прилетевшему на землю, адской представляется именно наша жизнь, которая катится к Апокалипсису. Тема конца света сегодня снова завладевает умами людей благодаря обещанной древним календарем индейцев смене эпох в 2012 году.
ПОРТИТ ИМИДЖ И КАРЬЕРУ?
«День...», рассказывающий о пришествии на Землю инопланетян, является римейком картины Роберта Уайза, снятой в 1951 году, когда интерес к проблеме внеземных цивилизаций завладел умами американцев благодаря публичному обсуждению многочисленных сообщений о встречах с НЛО. С одной стороны, в СМИ появилось много подробностей о наблюдаемых в разных регионах мира неопознанных летающих объектах; с другой стороны, представители власти опровергали и высмеивали эти сведения как граничащие с психозом фантазии.
Сама сюжетная коллизия фильма вряд ли пришла бы в голову сценаристу, если бы не рассказы очевидцев о встречах не только с НЛО, но и с существами неземного происхождения, и рассказы эти увенчались знаменитой Розуэлльской катастрофой. В июле 1947 года в небе (штат Нью-Мехико) был замечен серебристый диск, обломки которого, как следовало предположить, на следующее утро нашли на ранчо в 75 милях к северо-западу от Розуэлла. Прибывшие к месту происшествия военные офицеры в условиях строгой секретности собрали и увезли останки упавшего неизвестного объекта. Найденные металлические листы толщиной в бумажный лист заставили усомниться в том, что катастрофу потерпел вражеский советский самолет. Майор Джесси Марсел, возглавлявший операцию по зачистке места происшествия, признался (его заявление было записано на пленку), что найденный объект не может быть ни самолетом, ни ракетой, ни аэрозондом, как об этом говорилось в официальном заявлении правительства. Более того, военным было велено не только убрать все следы этого необычайного происшествия, но и скрыть сам факт падения НЛО. Однако попытка засекретить катастрофу не уберегла Пентагон от утечки информации. Ее «изюминка» состояла в том, что вместе с останками межпланетного корабля военные увезли и тела погибших гуманоидов, о чем успели рассказать прессе или своим родным некоторые участвовавшие в операции офицеры.
О том, что дело с НЛО обстоит совсем не так, как это пытались представить американские власти, списывающие все сообщения о встречах с инопланетянами на человеческую склонность к фантазиям и даже на психоз, свидетельствовал уже сам факт создания во многих странах правительственных комиссий по изучению нового феномена. Сделанные советскими учеными выводы, обнародованные на организованной в 1988 году Академией наук конференции, свидетельствовали о существовании внеземных цивилизаций и их вторжении на Землю. Подобное публичное признание НЛО вряд ли было бы возможным, не случись пресловутая перестройка с ее рассекречиванием многих государственных тайн. В США, например, возобладала официальная политика умалчивания о встречах с пришельцами. Более того, Пентагон, не заинтересованный в разглашении всех собранных фактов и рассказов очевидцев об инопланетных кораблях, всячески дискредитировал любую попытку начать серьезный разговор на эту тему. Сама она, невзирая на свидетельства в пользу НЛО серьезных ученых и дослужившихся до генеральских погон военных, вскоре была выведена за рамки научных обсуждений и отдана на обсуждение домохозяйкам.
Так что большинство наших современников, обеспокоенных карьерой, а также имиджем серьезных людей, к идее жизни на других планетах и НЛО относится с иронией. Что и понятно. Лучше лишний раз посмеяться над чужой верой в существование внеземных цивилизаций (эта вера, как и вера в Бога, скептикам представляется результатом отсутствия критического разума), нежели прослыть простофилей, «лохом», а то и психом. Да и многим современным людям нет никакого дела до тем и предметов, выходящих за пределы их личных, эгоистических интересов. Чем более материалистично сознание человека, тем больше скукоживается оно до животного состояния, полностью сосредотачиваясь на обретении материальных благ и получении примитивных удовольствий.
СКАЗКА — ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ — НАМЕК
На вопрос, почему правительства разных стран мира не обнародуют тысячи свидетельств об НЛО, можно ответить по-разному. Исчерпывающий, на наш взгляд, ответ на него автору этих строк дал в интервью американский ученый, археолог Майкл Кремо, автор замечательной книги «Деволюция человека», в которой уделяется внимание и феномену НЛО. Ученый считает, что правительства супердержав не в состоянии открыто признать существование контактирующих с нами цивилизаций, во многом превосходящих нас в своем развитии, в том числе и научно-техническом, по нескольким причинам. Во-первых, признать неуловимые НЛО — означает согласиться со своей слабостью, с тем, что есть сила, способная контролировать действия властей, убеждающих народы в своем неограниченном могуществе. Во-вторых, правда о пришельцах, по мнению Кремо, подрывает возобладавшую в современной науке гипотезу о происхождении человека от обезьяны. Вера в не имеющую серьезных научных обоснований теорию Дарвина, которая позволяет людям поставить в центр мироздания себя, а не Бога, является оправданием всего того беспредела, который человечество творит уже не одно столетие по отношению к природе.
Собственно, картина «День, когда Земля остановилась», в которой прибывший на Землю инопланетянин Клаату (Киану Ривз) собирается превратить человечество в пыль ради спасения планеты, и является наивной попыткой пристыдить людей, напомнить им о возмездии за разрушение своего космического Дома. Однако публика авторам фильма не верит, воспринимая его события как не имеющую никакого отношения к реальности сказку. И дело тут не только в нашей беспечности, в тупом равнодушии к судьбам мира и планеты. «День...», сделанный по голливудским лекалам, в конце концов зрителя обманывает. И не в той части, когда речь идет о прилетевших на Землю светящихся шарах, в которые, словно в ковчег, входят все земные твари, чтобы после уничтожения людей вернуться на обновленную Землю. Хотя, к слову, ученые давно обратили внимание на то, что многие события голливудских блокбастеров происходят вопреки законам природы и не выдерживают никакой серьезной критики. Супергерои в них выживают под ударами, которые могли бы сокрушить и слона, падающие на Землю астероиды с легкостью уничтожаются ракетами, что, если обратиться к формулам, противоречит законам физики, и т.д. и т.п. Но если допускающийся сценаристами и режиссерами произвол в сфере точных наук отмечают специалисты, блюдущие репутацию своих научных дисциплин, то в сфере гуманитарной киношные вольности отслеживаются не столь придирчиво.
Содержащийся в картине главный обман имеет отношение именно к ее философии. Ложной здесь является сама идея об исправлении человечества в опасных, пограничных ситуациях. Сколько этих пограничных ситуаций уже было в истории мира, сколько ужасных, уничтоживших десятки миллионов людей войн опустошило планету, — но воз нашего подлинного, а не декларативного покаяния доселе так и не сдвинулся с места. Да и сама сегодняшняя ситуация с экологией является пограничной, но политики (например, американские или немецкие) заявляют, что интересы их национальной экономики стоят выше интересов спасения планеты от катастрофы. В середине прошлого века, когда снималась первая версия сюжета о посещении Земли инопланетным кораблем с целью очистить ее от человечества, уничтожающего все живое, тема катастрофы еще не была такой зловеще актуальной, какой она стала сегодня. К войнам, к реальной после Хиросимы и Нагасаки угрозе атомного конфликта теперь добавилась и угроза экологической катастрофы. Но пока нами руководит эгоизм, личный или национальный, никакого покаяния и исправления от человечества ждать не приходится.
Впрочем, было бы несправедливым не сказать, что есть в фильме маленький намек на правду. Пришелец останавливает запущенную программу уничтожения человечества, когда видит проявление человеческой любви. Пусть, опять же, по-голливудски искусственной, сентиментальной. Но сама идея, что каждого человека и человечество способна спасти только любовь, которая проявляется в жертве, в служении другим, несомненно, истинна. Так что, какой бы наивной сказкой ни показался нам «День...», в фильме все же есть верный посыл.
В своем ожидании конца света — сколько уже апокалиптических дат называлось! — человечество, точнее, самые совестливые его представители, сегодня напоминает нашкодившего ребенка, который ждет наказания за совершенный проступок. Мы, конечно же, можем смеяться над простодушными голливудскими сценариями и рецептами спасения человечества. Но если людям уже не до смеха в условиях финансовой всемирной катастрофы (миллионеры, теряя часть сбережений, накладывают на себя руки!), катастрофы, которая является результатом все того же человеческого эгоизма, все той же алчности, — то что с нами будет, когда придет реальная угроза не просто нашему благополучию, но и самой жизни? Ее конкретный источник — будь-то инопланетяне, потоп, смерч, война или другие катаклизмы — в этот момент нас будет интересовать меньше всего. Единственным вопросом, истерически орущим в сознании в момент угрозы нашей жизни, будет «за что?!». Ответ на него — будем честными — содержится даже в наивном голливудском фильме.