Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ворота к Обаме

19 ноября, 2008 - 00:00
ИЗБРАННЫЙ ПРЕЗИДЕНТ США БАРАК ОБАМА И ЕГО БЫВШИЙ СОПЕРНИК, РЕСПУБЛИКАНЕЦ ДЖОН МАККЕЙН, ПООБЕЩАЛИ АМЕРИКАНСКИМ ГРАЖДАНАМ СОТРУДНИЧАТЬ, ЧТОБЫ «ОТКРЫТЬ НОВУЮ ЭРУ РЕФОРМ» И ВОССТАНОВИТЬ ДОВЕРИЕ К ПРАВИТЕЛЬСТВУ. БЫВШИЕ ПРОТИВНИКИ ЗАЯВИЛИ, ЧТО БУДУТ ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ ДВУХПАРТИЙНОГО ПОДХОДА ПРИ РЕШЕНИИ СЛОЖНЫХ ЗАДАЧ — ТАКИХ, КАК НЫНЕШНИЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ФОТО РЕЙТЕР

Через два месяца Барак Обама займет должность 44-го президента Соединенных Штатов Америки. Его избрание и статус рок-звезды символизируют открытость американской политической системы. В стране, где расизм и рабство были неприятной частью истории, он является первым афроамериканцем, которого избрали президентом. В стране, где национализм коренных американцев — мощная сила, он стал первым сыном иммигранта, которого избрали на высший пост в государстве. В стране, которая пострадала от радикальной атаки исламистов 11 сентября, он — человек, который носит арабское имя. Это не парадокс. Это знак того, что, несмотря на прирожденный культурный консерватизм, американцы являются народом преданным открытости и нововведениям.

Для украинских граждан и лидеров любая смена лидеров в США обязательно вызывает заинтересованность и обеспокоенность. США, в конце концов, важная глобальная геополитическая сила, как благодаря эффективности ее экономической мощи, так и в силу ее роли неофициального лидера Евроатлантического сообщества и демократического мира.

Обама будет четвертым президентом США за все годы независимости Украины. Как Билл Клинтон, он склонен к проведению центристской внутренней политики, которая уважает прерогативы свободного рынка. Как и у Клинтона, внешняя политика Обамы скорее всего будет опираться на демонстрацию мягкой силы (дипломатию, экономические рычаги, борьбу идей и культурное взаимодействие), чем на прямую военную интервенцию.

Президентство Обамы и приоритеты внешней политики будут обременены необходимостью борьбы и выведения США из самого большого экономического кризиса, начиная с 20-х годов. Он столкнется с двумя главными конфликтами, где задействованы сотни тысяч военных. Он будет обращать свое внимание на традиционные проблемы наращивания ядерного капитала, включая Северную Корею и Иран, и нерешенный палестинско-израильский конфликт.

Хотя эти вызовы не ставят Украину среди основных приоритетов США, Украина находится вблизи высшей ступени. Причиной этого по большей части является то, что суверенное демократическое развитие Украины неразрывно связано с российским управлением в Центральной и Восточной Европе, остаточными империалистическими и властными амбициями России и в целом с российской внешней политикой.

Согласно сообщениям прессы и информационных источников, сейчас есть три основных кандидата на пост госсекретаря США. Сенатор Хиллари Клинтон здесь представляется фаворитом; сенатор Джон Керри, который является старшим членом Комитета по внешним отношениям в сенате, и Ричард Лугар — республиканец из Индианы, который в прошлом возглавлял важный Комитет по внешним отношениям. Сенатор Лугар и сенатор Обама вместе посещали Украину и Россию в 2007 году, и сенатор из Индианы играл роль своеобразного ментора нового сенатора из Иллинойса.

Каждый из потенциальных госсекретарей имеет все необходимое для этой задачи, обширный опыт в сфере внешней политики, и каждый способен быстро действовать, помогать президенту Обаме в формировании приоритетов внешней политики США.

Двое из них — сенаторы Клинтон и Лугар, хорошо знают политических лидеров Украины и приезжали в страну. Все трое является активными сторонниками предоставления Плана действий по членству в НАТО Украине и Грузии. И все трое насторожено относятся к движению России в направлении конфронтации и авторитаризма.

На уровне проведения политики, два важных голоса возглавляют список тех, кто будет оказывать существенное влияние. Один из них — Стивен Сестанович, профессор Колумбийского университета, который раньше проводил политику администрации Клинтона в России и в Украине. Сестанович недавно предложил трезвую оценку России в последнем выпуске журнала Foreign Affairs: «Кажется, Россия избрала растущий конфронтационный курс, который подкрепляется наиболее жесткой концепцией интересов со времен холодной войны. Внутренними политическими мерами, которые усиливают международную напряженность и возможность твердо стоять на ногах. Не следует преувеличивать ни мощь России, ни ее цели. Ее новая мощь имеет узкую, даже рискованную основу, а ее новые цели, возможно, пересмотрят, если цена их достижения слишком возрастет. Но по следам войны в Грузии... Мощь России может и далее расти, неся вместе с этим амбиции страны». Один из потенциальных путей для России в наращивании своей мощи — это гегемония над Украиной. Сестанович и его коллеги ищут способы предотвращения этого.

Майкл МакФол из Стенфордского университета восторгается гражданской зрелостью украинцев во время оранжевой революции и является другим творцом политики, которому могут предложить должность в администрации Обамы. Он дружественно относится к Украине и отдает преимущество сильному голосу во внешней политике, которая защищает новые демократические государства.

Доктор Збигнев Бжезинский, который будет внешним советником и чей сын может получить ключевую роль в новом Совете национальной безопасности, хорошо известен своей твердой поддержкой интересов Украины.

Сенатор Джо Байден — хороший друг Грузии, решительно осудивший поведение России в ее последней войне с Грузией, также будет важным голосом в формулировании политики в отношении России и Украины.

Несмотря на то, что в окружении Обамы преобладают люди, которые скептически относятся к России, в первые месяцы администрация еще раз проверит намерения России, чтобы увидеть: новая финансовая напряженность, связанная с мировым падением цен на энергоносители, не заставит ли Россию проводить внешнюю политику, которая больше склонна к сотрудничеству и которая будет менее догматической. Заявления российского президента Дмитрия Медведева, которые он сделал через несколько часов после избрания Обамы президентом, уже дали понять, что шансы на такой результат очень незначительны.

Вместо того, чтобы дать сигнал новым отношениям, более склонным к сотрудничеству, Медведев говорил в воинственном тоне, объявив о размещении российских ракет в Калининграде и вновь обвиняя США в мировом экономическом кризисе.

В то же время никакая внешняя политика Обамы не сделает Украину разменной монетой в отношениях с Россией. Зато Украину считают лакмусовым тестом и российских намерений, и успешности американской политики в Восточной Европе.

Тем не менее, хотя поддержка Украины и лежит в основе американской и евроатлантической внешней политики, понятно, что многое из того, что будет делать администрация Обамы и Европа, будет зависеть от элит и граждан Украины.

Украинские граждане до сих пор относятся с подозрением к членству в НАТО. Но для теперешних интересов безопасности Украины политика, сконцентрированная на НАТО, не является решающей; более важной является поддержка права выбора членства в НАТО.

В то же время существуют другие ключевые цели, при достижении которых администрация Обами окажется в лучшей позиции, чтобы развить тесное сотрудничество в Европе.

Одна из целей — помочь Украине пережить глобальный финансовый кризис и избежать нестабильности, которая может привести к стремительному спаду экономики Украины. Вторая цель — сотрудничество с Европой в плане более эффективной политики энергетической безопасности и политики диверсификации источников поставки энергоносителей, которая включает Украину.

Как правило, первые сто дней какой-либо администрации президента США — это период поддержания политического импульса. Этот период помогает сформировать векторы политики, которая останется на долгое время.

Украине может быть полезен этот период, но не в том случае, если — как показывают последние тенденции — украинская внутренняя политика в дальнейшем дезинтегрируется и перестанет функционировать.

В своих стремлениях в отношении Украины администрация Буша была сильна в риторике, но малоэффективна. Она провозгласила поддержку Украине в получении Плана действий по членству в НАТО, но не смогла донести ее должным образом. Она говорила о диверсификации европейских и центрально-азиатских источников поставки энергоносителей и инициативе энергетической безопасности, но передала дипломатическую программу и инициативу под ответственность чиновникам Госдепартамента, талантливым, но с относительно низким уровнем.

Администрация Буша сделала это тогда, когда разделенная украинская элита не могла действовать эффективно, европейские союзники США потеряли уверенность в президенте США, а лидерство США пережило стремительное падение.

Все это может измениться с приходом Обамы. Но Украина только выиграет от этого. Если будет определенное движение к политической консолидации в Украине с реальным большинством, которое четко поддерживает евроатлантическое будущее Украины.

К сожалению, последние новости из Украины оставляют очень слабую надежду, что подобная перспектива появится на горизонте.

Адриан КАРАТНИЦКИЙ, старший научный сотрудник Атлантического совета США
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ