Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Видимость огня по Станиславскому

30 октября, 2008 - 19:05

Пока мы будем ждать или не ждать новых «незамыленных» лиц во власти, проходить или не проходить с гордо поднятой головой мимо информационных щитов с курсом валют, участвовать или не участвовать в заведомо проигрышной игре с обменными спекулянтами от валютной маржи, пока почти каждый будет несвободен ибо стеснен в средствах (господа пухлые кошельки, ваша особенная головная боль от обилия средств тоже серьезна, но сейчас не о ней), утомляться, примеряя обилие подчеркнуто свободных одежд телевизионных шоу, можно пропустить сбор впечатлений от антрепризных спектаклей.

Сезон уже постучался — приезжие театральные звезды на наших подмостках. Многие киевляне — это доказывают заполненные залы (хотя, естественно, плюс-минус наблюдается: у одних — не всегда полные, у других — переполненные) — решили назло всему за эмоциями, подъемом, обновлением ощущений отправиться в театр. Рассуждают традиционно — свои артисты никуда не денутся, а московские звезды, любимые взрослыми детьми и их родителями, возможно, станут осенней изюминкой.

«Коктейль перед ужином, — говорила рядом стоящая лощеная пани, видимо, привыкшая к статусу умницы, — обычно более многообещающий, чем само событие». О ней вспомнила еще раз уже после спектакля. Даже если собственный тайм-менеджмент отработан грамотно и распределение своего времени и умение правильно расставить приоритеты по возможности сбалансировано, афиша с громким именем (причем честно заслуженным) может соблазнить в минуту. Хоть и понимаешь все (так было не раз), потом досаду будешь помнить долго. Кассовая удобность пьесы-безделицы — вовсе не преступление. За окном пляшет кризис, его уловки заставляют всех изнурительно думать, как не прогореть, а как известно, кто гнется — тот не ломается. Ну что стоит немного прогнуться перед публикой, прекрасно понимая, что собственное известное актерское имя обязательно приведет в зал не только изысканных театралов (многие из них придут на спектакль как бы на автомате), но и неискушенную и более щедрую на эмоции молодежь. Ведь в названии пьесы есть слово «любовь».

Видимость бывшего огня в этот раз отнюдь не была оглушительно беременной если не талантом, то хоть немного заметной высокой техникой, но зал не заметил этого: аплодировал неистово, ярко реагировал на чуть смешные реплики, на банальные импровизации, а в конце просто устроил щедрую овацию московской группе.

Меня всегда интересовало, что думает большой артист (его коллеги, конечно, тоже), когда слышит такой уровень реакции. Может, немного удивляется — ведь как профессионал не может не понимать, что игра не тянет в пустяшной пьесе. Или — наоборот, успокаивает себя: нравится народу, значит все ОК. Как-то прочитала слова одного известного создателя чувственной женской обуви и запомнила их: «Туфли несут женщину, а не наоборот». Зачем вспомнила эту мысль в данном контексте — не знаю, но, видимо, захотелось перефразировать так: имя хоть одного прославленного актера на афише несет кассу антрепризе, но не обязательное качество игры творческого ансамбля и значимость текста.

Опытного театрала уже давно изнуряют разочарования после гастрольных спектаклей: все мельче и мельче предлагаемые зрителю зрелища, а о былом пиршестве от встреч с полной отдачей вообще речь не идет. Понятно, что видимость прошлых успехов за уши не притащить в завтра, но выходит, что в сегодня — вполне можно: касса за углом...

Одна 40-летняя приятельница (выглядит на 30, но умом обладает 50-летней, более чем зрелой женщины) иногда, совсем редко, задумывается о старости. Она решила, как истинная театралка, что лучшей работы в старости, чем, как она выразилась, «рвать билеты», не придумаешь. И это говорит еще вчера преуспевающая банковская леди, пусть в шутку, но с вечной мечтой занятой женщины: появится наконец время и можно будет смотреть все спектакли.

Решила узнать у старенькой билетерши, из тех, знаете, особо чистеньких старушек, искренне преданных театру, смотрит ли она все спектакли и всегда ли удовлетворена увиденным.

«У нас никто никогда не уходит со своей работы по собственной воле, — призналась собеседница, — разве только жизнь не оставит никаких шансов. Мы помним все и имеем возможность сравнивать, хоть этим мнением никто особенно не интересуется. Вот вы первая за все 30 лет моей работы захотели узнать мое мнение, мнение наследственного театрала. Такой была и вся семья. Отвечу так: чепуха на постном масле. Прости меня, мой чудный Миша, главное имя афиши, любимый мой актер еще с молодости».

А ведь и правда чепуха, но зал-то аплодировал стоя. Вот это и запомнилось.

Людмила ЗАСЕДА, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ