Свидетелями стали мобильные телефоны
В Днепропетровском областном апелляционном суде, где длится процесс по так называемому «делу молотобойцев», начался просмотр фото- и видеосъемок с мест преступлений. Троих 19-летних юнцов, подозреваемых в убийстве 23 случайных прохожих, милиция задержала в августе 2007 года. Свои кровавые похождения, по данным следствия, они снимали на камеры мобильных телефонов и сохраняли в домашних компьютерах. Председательствующий на процессе судья Иван Сенченко отметил, что изучение подобных вещественных доказательств на Днепропетровщине происходит впервые. На первом же заседании его участники просмотрели более ста фотографий, на которых отражены издевательства над животными, а также три видеоклипа. Один из них подробно отражает жестокое убийство мужчины. Просмотр этих материалов вызвал шок в зале судебного заседания. У дверей зала постоянно дежурила бригада скорой помощи. Накануне просмотра видео- и фотосъемок участники процесса разошлись во мнении — показывать или нет сцены зверских убийств и издевательств. Позиция защитников подсудимых была непреклонной — снимки и клипы не могут быть доказательством в процессе, поскольку их можно смонтировать с помощью компьютерной программы. Родители подсудимых настаивают на невиновности своих сыновей. Они утверждают, что их задержали вместо детей высокопоставленных чиновников, а все происходящее в зале заседаний не более, чем спектакль. После длительных споров суд решил познакомить участников процесса с видео- и фотосъемками. Для этого обратились к специалисту, который перевел снимки из мобильного телефона для просмотра в формате DVD. Смотреть на ужасающие кадры, где молодые люди терзали котов и людей, рисовали кровью фашистские свастики и даже позировали перед камерой с наклеенными гитлеровскими усами, для многих оказалось невыносимым. Первым зал с проклятиями в адрес подсудимых покинул дедушка 13-летнего Андрея Сидака, убитого в июле 2007 года. Другой участнице процесса — чудом уцелевшей Лидии Ивановне, довелось увидеть запись, как ее пытались убить. Всего участникам процесса предстоит просмотреть более двух десятков дисков с аналогичными съемками, однако, у всех ли выдержат нервы и сердце — пока неизвестно.
В том случае, если троих подсудимых признают виновными, говорят юристы, по крайней мере, двоим из них грозит пожизненное лишение свободы. По результатам следствия, которое проводила милиция и прокуратура, их обвиняют в совершении убийств на территории Днепропетровской и Запорожской областей, серии ограблений и жестоком обращении с животными. В ходе процесса обнаружилось, что далеко не все жертвы «молотобойцев» учтены — некоторые из них обвиняют правоохранительные органы в служебной халатности, которая стала причиной длительной безнаказанности серийных убийц. Вадим РЫЖКОВ, «День»
Магодзы Инны Ивасюк
Львовская арт-галерея «Сливка» стала местом экспозиции оригинальных кукол-магодзы художника-дизайнера Инны Ивасюк. Магодзы — так на Подолье называли куклу, изготовленную мамой или бабушкой для ребенка из подручных материалов. На изготовление одной куклы у Инны идет по меньшей мере месяц. В этом году куклы-магодзы Инны Ивасюк стали элементом дополнения дизайнерской коллекции на подиуме Львовской недели моды. Первоисточником для создания этих образов и в дальнейшем остается традиционный украинский наряд, который каждый раз по-другому, по-новому можно интерпретировать в стиле сегодняшнего дня.
Российские правозащитники — за признание расстрелянных в 1940 году поляков — жертвами политрепрессий
Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин считает, что польские военнослужащие, расстрелянные сотрудниками НКВД в 1940 году в СССР, должны быть признаны жертвами политических репрессий. «Они (польские военнослужащие) были военнопленными на момент гибели. Как они погибли, всем хорошо известно. Кто подписывал приказы — тоже хорошо известно: главный убийца подписывал вместе со своими помощниками. «Катынские» офицеры тоже имеют право на реабилитацию, как и все остальные жертвы политических репрессий», — сказал Лукин. Комментируя решения российских судов, отклонивших в октябре иски о признании жертвами репрессий польских военнослужащих, расстрелянных по «Катынскому делу», Лукин сказал: «Я не могу вмешиваться в решения судов. Хотелось бы надеяться на то, что эти решения продиктованы соображениями самих судов, а не какими-то мелкими политическими расчетами, мало мне понятными». Термин «катынское преступление» является собирательным, он обозначает расстрел в апреле—мае 1940 года почти 22 тысяч польских граждан, содержавшихся в разных лагерях и тюрьмах НКВД СССР. По словам активистов общества «Мемориал», Катынь — лишь одно из целого ряда мест, где был совершен расстрел польских военнослужащих, именно здесь в 1943 году были впервые обнаружены захоронения расстрелянных офицеров.
Саркози создал Совет обороны и национальной безопасности
Французский президент объявил о создании нового государственного органа — Совета обороны и национальной безопасности в рамках принятого правительством проекта закона о финансировании вооруженных сил на 2009—2014 гг. Кроме того, по словам президента, будет создан Совет национальной разведки. Создание этих двух органов, в которых председательствует глава государства, предусмотрено Белой книгой по вопросам обороны и безопасности, которая была представлена Саркози в июне этого года. В Елисеевском дворце — резиденции президента — отмечают, что создание Совета обороны и национальной безопасности является «большой инновацией» Белой книги, поскольку впервые вопросы внутренней и внешней безопасности сосредоточены в одном органе. «Я настаиваю на целостности и связности этого органа, которым определяется новая глобальная и целостная политика в области обороны и безопасности», — заявил французский президент.