Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Каждому городу — свой нрав и права

В Ялте, вслед за Симферополем, свой устав разрабатывает местная община
17 октября, 2008 - 18:56

В городе идет активное обсуждение концепции и положений устава городской общины. Городской глава Сергей Брайко подписал распоряжение о разработке этого проекта несколько недель назад. В обращении к жителям города городской глава заявил, что Ялта, по его мнению, должна иметь устав нового типа. Так, некоторые города Крыма, в том числе и Алупка, и поселки, входящие в состав Ялты, уже приняли уставы территориальных общин, но большинство из принятых уставов не работает — потому, что они были приняты формально, под влиянием моды и, как следствие, попросту не защищают интересы местных жителей. Ялте нужен, заявил Сергей Брайко, работающий устав, который установит стабильные правила жизни в городе не зависимо от того, кто находится у власти в стране или руководит городом.

УСТАВ РЕШИТ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Городской глава предложил свою концепцию процесса. Она включает три главных момента. Первое: устав создается не чиновниками, а самой общиной. Второе: общине помогают специалисты — юристы, социологи, управленцы, педагоги, чтобы в четких правовых рамках отразить в уставе все особенности жизни Ялты. Третье: документ принимается на референдуме и проходит соответствующую регистрацию. Таким образом, устав получит силу, равную по силе закону, и будет обязательным для исполнения на территории всей Ялты. Сергей Брайко настаивает на этом варианте.

Подобного в Украине еще никто не делал. Оптимизма жителям Ялты придает также тот факт, что принятый на референдуме устав будет незыблемым документом при любом повороте истории. Так, в случае нестабильности власти в государстве, если устав принят на референдуме, то и изменения в него могут вноситься также только через референдум. То есть даже смена власти в стране и в городе никак не отразится на жизни территориальной общины, которая в данном случае, в соответствии с законом, как часть народа, сама является источником власти...

Параллельно ялтинский городской глава обратился к специалистам с предложением составить детализированный список проблем курортной столицы, которые можно будет решить принятием устава. А накопилось их за последнее время немало: градостроительная и транспортная отрасли, распределение и выделение земли, развитие курорта («дивидендами» от которого живут все ялтинцы), охрана окружающей среды, разрешение кризиса с утилизацией твердых бытовых отходов и т. д.

Одна из проблем состоит в том, что некоторые представители общественности считают, что городской устав не должен касаться проблем развития курорта, но другие считают это едва ли не главной задачей устава. Точки над «і» расставит будущая дискуссия, однако, считают в горсовете, ни одна из сторон жизни в городе не может не касаться устава. Например, хорошо известно, что отсутствие круглогодичного курорта в Ялте позволяет горожанам вне сезона сидеть на пособии по безработице. Из почти 188-тысячного населения официально работает только 55,5 тысяч человек, в том числе 42,7 заняты в различных отраслях экономики, а остальные зарегистрированы в малом и частном бизнесе. Проблема? Конечно, проблема, притом такая, которая касается каждого, ведь Ялта живет не промышленностью, а курортом.

В прошлом году на рынке труда Большой Ялты сложился дефицит рабочей силы практически по всем профессиям и специальностям. На одного состоящего на учете безработного приходилось по три — пять вакантных мест. Горожане не спешат трудоустраиваться по предложенным специальностям либо из-за низкой заработной платы, либо из-за того, что им выгоднее получать пособия по безработице. На территории Большой Ялты существует целая схема, по которой официально зимой можно не работать, получая при этом приличные денежки, — утверждают специалисты — участники дискуссии. — Летом люди устраиваются в санатории на большие зарплаты, а осенью их официально сокращают до весны, и они имеют право на получение приличного пособия.

Надо сказать, что многие вопросы жизни города, которые в будущем должен регламентировать устав, уже сегодня решаются методом, в котором решающее слово — за общественностью. Так, методом общественных слушаний решены вопросы о передаче здания Дома пионеров инвестору взамен на строительство нового здания детского культурного центра, о сохранении зеленых насаждений, о выделении земли, о судьбе некоторых зданий и предприятий, например, известной Ялтинской киностудии, вплоть до таких вопросов, как определение семи чудес Ялты, — все это решали сами ялтинцы.

Как стало известно «Дню», оргкомитету по разработке устава уже предложено несколько вариантов. Все они будут обсуждаться на разных уровнях. Главным этапом будет общественное обсуждение. Все ценное из всех проектов будет использоваться в окончательном варианте. Лучшие варианты пройдут экспертизу в Институте законодательства Верховной Рады Украины. И только самый выверенный и самый действенный вариант городского закона будет вынесен на утверждение городского референдума.

НА РАЗРАБОТКУ УСТАВА — ГОД

Для работы с проектами устава в Ялте создана комиссия и утвержден график ее работы. Глава комиссии — житель Ялты, доктор юридических наук, профессор, член специализированного ученого совета Института законодательства Верховной Рады Украины, заведующая кафедрой теории и истории государства и права Крымского юридического института Одесского университета внутренних дел Украины Марина Гуренко-Вайцман. Она говорит: «Я четыре года живу в Ялте и ко мне периодически обращались общественные организации с вопросами, как им отстоять свои права, как сделать работу общественных слушаний эффективной? Ответ был один — принять Устав территориальной общины Ялты. Это единственный документ, который может стать на защиту прав местной общины. Так как я сама член общины Ялты, то и мой личный интерес состоит в том, чтобы жизнь моей семьи была стабильна и я могла отстаивать свои права». Согласие на участие в проекте дали специалисты Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и Крымского юридического института Одесского университета внутренних дел Украины.

Хороший устав — сильный документ во всех отношениях, но только в том случае, если он принят по всем требованиям закона о местном самоуправлении — считает Марина Гуренко-Вайцман. Между тем, есть несколько проблем, решить которые при помощи устава не получится. Например, в ходе нескольких этапов уже приостановленной теперь административно-территориальной реформы говорилось о том, что ялтинский конгломерат местной власти необходимо систематизировать. Так, жители южнобережных поселков, входящих в состав Большой Ялты, избирают одновременно и своих поселковых глав и городского главу Ялты, и кто из них в таком случае главнее, решения какого совета — поселкового или городского — имеют большую юридическую силу, не ясно. Однако нынешнее украинское законодательство не относит к компетенции общин (а следовательно, и их уставов) организацию административно-территориального устройства. Как пояснила «Дню» пресс-секретарь Ялтинского горсовета Татьяна Агаркова, устав территориальной общины будет касаться не только города, но и поселков всей Большой Ялты. Значит, жители поселков также будут участвовать в разработке и принятии городского устава. «Просто в законодательстве нет такого юридического понятия — Большая Ялта, есть просто город Ялта, в состав которого входят и поселки на территории от Гурзуфа до Фароса, жители которой избирают депутатов и мэра Ялты. Устав будем обсуждать и будем принимать предложения на всей территории от Гурзуфа до Фароса, но как это отразится на административно-территориальной реформе — зависит от жителей, — говорит Татьяна Агаркова. — Мы, со своей стороны, считаем, что (особенно на фоне случая с порывом канализационного коллектора в Алупке, в результате чего без воды сидят четыре поселка) становится ясно, что нужно устанавливать единые правила игры для всей территории, для всего региона».

Жители Ялты считают, что для обеспечения действенности устава в нем должны быть прописаны все механизмы взаимодействия общественности, общины с органами власти. Пока нет ответа на вопрос о том, а что же следует делать в таком случае с уставами Алупки и некоторых поселков, которые уже приняты, — но можно сказать однозначно, что они не могут противоречить городскому уставу, а потому в них, скорее всего, придется вносить изменения и дополнения. Идея реформирования городской структуры Южнобережья обсуждается уже давно. Так, в апреле этого года на специальном совещании в Постоянном представительстве Президента Украины в Крыму постпред главы государства Леонид Жунько говорил о необходимости изменения административного устройства Большой Ялты, чтобы в регионе появился «единый хозяин». «Могут быть два варианта модели: просто Большая Ялта с единым советом, или же создание Ялтинского района», — считает Леонид Жунько. По его словам, при этом поселковые советы не будут ликвидированы полностью, а превратятся в исполнительные структуры.

Комиссия по созданию устава Ялты уже разработала его примерную структуру. Так, кроме общей характеристики города и правовых основ деятельности общины, документ должен устанавливать систему местного самоуправления — то есть определять порядок участия жителей во всех вопросах управления городом, устанавливать порядок проведения общественных слушаний, реализации местных инициатив, разрешении коллективных и индивидуальных обращений, порядок местных выборов. Третий раздел устава будет определять полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, в том числе взаимодействие главы и совета с общественными организациями жителей. Специальный раздел устава посвящен регламентации работы органов самоорганизации населения — общие принципы, порядок формирования таких органов, осуществление их полномочий. Очень важное значение будет иметь устав города для организации работы коммунальных служб, формирования городского бюджета, контроля за его расходованием, для формирования всевозможных городских фондов. Очень важно, что устав будет предусматривать гарантии местного самоуправления — порядок ответственности органов и должностных лиц, с одной стороны, перед территориальной общиной, а с другой стороны, — перед государством, юридическими и физическими лицами.

Никита КАСЬЯНЕНКО, Ялта — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ