Посещение австрийской столицы — это праздник. Разумеется, у каждого города (а тем более у такого культурно и исторически значимого, как Вена) своя судьба, свой неповторимый образ, особый, непередаваемый колорит. Но Вену не просто не спутаешь ни с каким другим европейским «стольным градом» — неподражаемая симфония звуков (все-таки столица музыкальной культуры Старого Света — Моцарт, Шуберт, Штраус, Гайдн...), симфония цвета (золотисто-солнечные тона Шенбрунна, любимой резиденции австрийских императоров; нежная зелень аллей Ринга-Кольца, опоясывающего центр города; суровый серый цвет — сигнал далеких веков — знаменитого собора Святого Стефана), симфония запахов (аромат замечательного здешнего кофе, венских булочек и еще более высоко ценимого венского шоколада передать словами очень трудно — это надо прочувствовать) запоминается сразу и надолго.
Вена — прославленный центр европейского искусства и истории. Это — аксиома, всеми признаваемая и всем известная; но мы, украинцы, обязаны помнить еще и о том (а помним далеко не всегда), что для немалой части наших предков, галичан, буковинцев и закарпатцев, нынешняя столица Австрии почти полтора столетия, с 1772 года по 1918-й, была центром государства, в котором они жили и подданными которого юридически являлись. Причем дело тут не только в юридическом статусе: культурное влияние Венского имперского центра было значительно более глубоким, чем мы можем себе сегодня представить — достаточно, побывав в Вене, пройтись затем по старинным улицам Львова или Черновцов, и это влияние станет очевидным. Более того, даже гениальный Иван Франко, написавший немало беспощадно-гневных строк про «мертве дихання» та «зміїний образ» Австро-Венгерской империи, тем не менее диссертацию на соискание ученой степени доктора философии защитил — и защитил блестяще! — не где-нибудь, а именно в Вене. О чем, заметим, свидетельствует мемориальная доска в его честь, установленная в старой части города, недалеко от католической церкви Святой Варвары. Все это побуждает нас всматриваться в образ великой столицы в центре Старой Европы с особым вниманием. Начнем, пожалуй, с истории.
Недавние археологические раскопки обнаружили возле Вены предметы, относящиеся к периоду неолита, а это доказывает, что люди жили в этом регионе уже в третьем тысячелетии до Рождества Христова. В I веке нашей эры здесь еще существовал поселок кельтов; римляне, пришедшие в эти места, быстро оценили стратегически выгодное положение кельтских поселений и разбили здесь укрепленный военный лагерь, в котором в течение трех столетий квартировался могучий десятый легион. Римляне назвали лагерь «Виндобона», это слово, вероятнее всего, произошло от кельтского «Виндо» («Белый»). Как раз тут, на берегах Дуная, скончался в 180 году н. э. знаменитый римский император-философ Марк Аврелий, который находил время не только для битв с воинственными германскими племенами, но и для вдохновенной работы над своими «Размышлениями». Его преемники заключили мир с агрессивными соседями, отказавшись от новых территориальных приобретений.
А в V—VII в. н. э. Дунайская долина стала ареной нашествий варваров — тут, истребляя врагов огнем и мечом, оставили свой след племена остготов, вандалов, гуннов, аваров; совершали сюда походы и славяне. Хотя бы минимальное спокойствие утвердилось в этом краю — тогда он назывался Паннонией — после основания в 791 году Карлом Великим Западной империи и учреждением Восточной Марки (Ostmark), ставшей ядром будущего Восточного королевства (Оsterreich). В 881 г. в зальцбургской хронике впервые упоминается новое название города — «Вения». Затем (в 976 году) Восточная Марка была передана императором Оттоном II герцогу Леопольду I Бабенбергу (первому маркграфу с правом наследования), территория получила независимость, а Вена при Бабенбергах расцвела, прежде всего, благодаря своему выгодному местоположению на Дунае. Город стремительно стал важнейшим торговым центром на «янтарном» пути, проложенном с севера Европы на юг торговцами янтарем еще до нашей эры.
Династия Бабенбергов пресеклась в 1248 году, когда последний из них, Фридрих II, погиб в битве с венграми. Более двух десятилетий, до 1273 года, значительной частью территории современной Австрии (включая Вену) владел могущественный чешский король Отокар Пшемысл; останься он в живых еще некоторое время, судьба этого края могла сложиться иначе. Но Отокар, преданный своими союзниками — хорватами, погиб в сражении в 1273 году; а через девять лет, после периода анархии и смут, к власти пришел Рудольф I, положивший начало династии австрийских Габсбургов, правивших страной шесть с половиной столетий (похоже, дольше, чем любой другой царствующий дом в Европе!). Вена, как пишут историки, «вступила в новую полосу благоденствия», именно в ту пору над городом вознесся пышный Собор Святого Стефана (Домский собор), был основан университет.
В 1438 г. при Альбрехте V Вена становится столицей Священной Римской империи германской нации (своеобразного государственного образования, созданного в 962 г. и объединявшего значительную часть территории Центральной и Восточной Европы; при этом, до восшествия на престол Альбрехта V, власть императоров была преимущественно выборной, а не наследственной). Она оставалась таковой вплоть до 1806 года, когда под давлением Наполеона Бонапарта тысячелетняя империя была упразднена. Габсбургское правление было прервано только однажды, когда Вену оккупировал в 1485—1490 гг. венгерский король Матиаш Корвин. Вена, получив статус имперской столицы, обзавелась многочисленными храмами и произведениями высокого искусства, а старые фортификационные сооружения постепенно становились достоянием прошлого. При Максимилиане I (конец XV столетия) престиж столицы достиг новых высот: император повел политику династических браков, стремясь к новым привелегиям и территориальным приобретениям (так к империи были «прибавлены» Бургундия и Нидерланды, Кастилия и Арагон...) После смерти старого Максимилиана его внук, Карл, унаследовал все земли, став королем Испании с именем Карл I и императором Священной Римской империи с именем Карл V. Именно в ту пору возник знаменитый девиз: «Другие воюют, а ты. Счастливая Австрия, играешь свадьбы». Таким образом, Вена оказалась столицей империи, «где солнце никогда не заходит».
Впрочем, воевать Вене тоже приходилось, и не раз! Город стал последним оплотом на пути турецкой экспансии в Европе. Угрожавшие Европе турки, захватив в 1453 году Константинополь, в XVI столетии завоевали Венгрию, и Австрия, как форпост христианского западного мира, неизбежно должна была принять на себя следующий удар. Изнурительные турецкие осады произошли дважды — в 1529 и 1683 годах (последний поход турок оставил особенно заметный след в истории: в обороне столицы тогдашнего императора Леопольда принимали активнейшее участие и украинские казаки, действовавшие в составе армии польского короля Яна Собеского!). Только в 1697 году благодаря военному таланту выдающегося полководца принца Евгения Савойского турки были наголову разбиты под Цента; угроза была устранена.
При «просвещенном» правлении императрицы Марии-Терезии (1740—1780 гг.); именно в эту эпоху в состав империи входит значительная часть западноукраинских земель, в результате первого раздела Речи Посполитой), а также ее сына Иосифа II (1780—1790 гг., именно при этом «реформаторе на троне» были сделаны первые конкретные шаги к ограничению, а затем и полной отмене крепостного права, существовавшего в Империи — то, что в России было осуществлено лишь в 1871 году) Вена достигла необычайных высот в области искусства, культуры, экономики, политического устройства, став достойным соперником даже Парижу. Здесь зарождалась так называемая среднеевропейская (mitteleuropea) культура, доминировавшая в Европе вплоть до падения Габсбургов в 1918 году.
Последний «золотой век» Вены наступил при Франце-Иосифе I (1848—1916 гг.) и его супруге, императрице Елизавете (венцы называют ее Сисси; эта художественно одаренная женщина с трагической судьбой — она погибла в результате нелепого покушения итальянского фанатика-анархиста — стала объектом настоящего культа в австрийской столице). Город благоустраивался, превратившись в истинную столицу империи, а численность его населения выросла до двух миллионов человек (по состоянию на 1912 год; по ходу дела отметим, что как раз в те годы в венских ночлежках прозябал молодой и озлобленный Алоиз Шикльгрубер, дважды провалившийся на экзаменах в Академию художеств, и как раз в Вене штудировал «национальный вопрос» честолюбивый марксист Иосиф Джугашвили — на венских улочках они вполне могли встречаться!). Однако падение Австро-Венгерской монархии было не за горами. Несмотря на все либеральные реформы и меценатство Габсбургов, прежде всего в области музыки, поддерживавших творческую деятельность великого множества выдающихся людей, «лоскутная» монархия не выдержала давления центробежных сил. Уже в последние годы длительного правления Франца-Иосифа I начался период застоя и упадка, вызревали прежде подавленные национальные чувства. Трагическое убийство в Сараеве 28 июня 1914 года положило начало Первой мировой войне — и конец Дому Габсбургов. С ноября 1918 года берет отсчет история первой Австрийской республики — но это уже тема для особого разговора...
Элегантная, поющая, живущая по сложным правилам особого этикета Вена завораживает, покоряет, не отпускает от себя. Город концертов (в Вене бывали, наверное, все знаменитые музыканты мира за последние 300 лет!), город музеев (здесь есть не только музеи таких знаменитостей, как Моцарт, Бетховен, Фрейд, Цвейг, что следовало бы ожидать, но и музей шоколада, музей карет и даже... музей похоронных принадлежностей), Вена дает вдумчивым туристам еще один глубокий урок: здесь сохраняют абсолютно все памятники известным историческим деятелям, даже тем, которые ничем особенным себя не проявили (например, император Франц) либо вызывают к себе, мягко говоря, неоднозначное отношение. Не является ли это свидетельством непрерывности европейского исторического процесса (без всесокрушающей, тотальной ломки прошлого) и не стоит ли украинцам к этому внимательно приглядеться?..