Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Вода как гарант мира

14 октября, 2008 - 20:50
РЕКА ИОРДАН — ОДНА ИЗ ВАЖНЕЙШИХ ВОДНЫХ АРТЕРИЙ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА

Глобальный финансовый кризис может захватить первые полосы всех газет, но разрешение кризиса не должно вытеснять другие жизненно важные вопросы. На Ближнем Востоке, например, израильтяне и палестинцы — так же, как и многие другие во всем мире — начинают верить в то, что переговоры о постоянном статусе, который определит будущее Палестины, зашли в тупик.

Ситуация, возможно, является более обнадеживающей, чем кажется, но нельзя отрицать, что надежда на реальные изменения угасла с тех пор, как два года назад вновь начались переговоры. Эта потеря веры, к сожалению, создает динамику, которая сама по себе будет препятствием для того, чтобы пойти на уступки, необходимые для достижения постоянного соглашения.

Поскольку безвыходное положение является заманчивым, очень важно работать в тех сферах, где у напряженных переговоров есть потенциал для достижения хороших результатов. Пресная вода — одна из таких сфер.

По всему Ближнему Востоку вода является вопросом безопасности. Действительно, люди теперь признают два важных факта. Во-первых, исторически сложилось так, что страны, столкнувшиеся с противоречивыми притязаниями на воду, нашли способы для сотрудничества, а не вражды. Даже во время 60 лет конфликта в Иорданской долине вода чаще была источником сотрудничества, а не конфликта.

Во-вторых, недостаток воды редко бывает абсолютным и еще реже является объяснением бедности. Цитируем доклад ООН о развитии человеческого потенциала за 2006 год: «В мире воды больше, чем достаточно для домашнего использования, сельского хозяйства и промышленности... Недостаток является результатом политических процессов и деятельности учреждений во вред бедным».

Но почти каждая страна на Ближнем Востоке использует больше воды, чем возобновляется в природе. Для всего того, на что эти страны хотят использовать воду, ее просто недостаточно, и ситуация там будет только ухудшаться. И все же даже в Палестине главная проблема с водой — это не жажда, а задержка в экономическом развитии. В ближайшей перспективе Палестине нужно больше воды для того, чтобы обеспечить занятость и доход от сельского хозяйства; в долгосрочной перспективе необходимы образовательные, культурные и политические изменения для того, чтобы развить способность приспосабливаться.

Климат и география региона означают, что водные ресурсы неизбежно предназначены для совместного пользования. Но только если вода будет использоваться совместно рациональным образом, щадя хрупкую экологию региона, человеческая деятельность будет жизнеспособной.

Конечно же, никакое окончательное соглашение по вопросу воды невозможно до тех пор, пока не будет согласованных границ между государством Израиль и государством Палестина и какой-либо резолюции по израильским поселениям на Западном берегу. Но временное решение водных вопросов не должно ждать окончательного решения главных проблем. Возможно, найти рациональные способы совместного использования и управления водой проще, чем решить «большие» проблемы. На самом деле вода может помочь создать климат успеха, который будет способствовать достижениям в других областях.

Хорошие новости — это то, что количество воды, которая необходима для питья, приготовления пищи, других домашних работ и использования в целях гигиены, является небольшим. Большая часть воды используется для того, чтобы вырастить продовольственные продукты, так что если в стране жизнеспособная экономика, то есть возможности для экономии воды за счет импортирования большей части продовольственных продуктов, хотя каждая страна захочет сохранить какое-то гарантированное продовольственное снабжение из соображений безопасности.

Плохие новости — это то, что воду, в отличие от земли, нельзя просто разделить. Вода течет на поверхности и под землей. По мере движения она меняется в количестве и качестве и поддерживает разные экосистемы. Кроме того, спрос на воду меняется со временем. В настоящее время сельское хозяйство составляет всего несколько процентных точек израильского ВНП; в результате его экономике нужно меньше воды, чем раньше. Точно такое же преобразование, вероятно, произойдет и в Палестине, но пока оно еще не произошло.

Немногие израильтяне отрицают, что палестинцы нуждаются в большем количестве воды. Также большинство согласно с тем, что некоторое количество воды, которое ныне используется израильтянами, необходимо будет передать в палестинское пользование. В текущих переговорах неизбежно будут обсуждаться права на воду, которые, кажется, больше не являются крайне спорными, и переговоры могут предложить разные механизмы для передачи управления в одних случаях и для совместного использования в других.

Это вопросы, которые вполне можно обсуждать. Несомненно, можно найти гибкую и жизнеспособную формулу, почти наверняка включающую переходный период, которая позволит обеим сторонам приспособиться к разным системам управления водой и нести за них ответственность, а также будет эффективной в отношении изменяющихся условий и учреждений в будущем. Принцип справедливого разделения водных ресурсов для того, чтобы удовлетворить срочные потребности палестинцев в дополнительной воде, нужно взять в качестве отправной точки. Все остальное можно уладить.

Для совместного использования воды необходимо гибкое, непрерывное, коллективное управление водой, основанное на согласованных правах и обязанностях, а также постоянный мониторинг и механизмы по разрешению споров. Следует добавить еще один важный пункт: широкое общественное участие и прозрачность в плане как процесса, так и результатов, будут главными для успешного управления.

Мы считаем, что успех в мирном процессе и поиске решений проблем с водой между Израилем и Палестиной также помогут открыть дорогу для успеха в более широком регионе, между разными сторонами на реках Иордан, Оронт, Тигр и Евфрат. Вода может послужить катализатором для регионального сотрудничества, открывая путь к будущему всестороннему «Сообществу воды и энергии» для улучшения окружающей среды. Водяная и солнечная энергия в тандеме могут помочь продвинуть Ближний Восток от конфликта к сотрудничеству.

Стоимость бездействия или простой видимости действия, вероятно, будет высокой для всех на Ближнем Востоке. Будущую водяную политику больше нельзя рассматривать как расширение текущей политики, а скорее как новую возможность. Вода — это сущность жизни. Люди в Палестине и Израиле нуждаются в ней; люди в регионе нуждаются в ней. Сотрудничество с целью ее обеспечения — это единственная дорога вперед.

Вацлав ГАВЕЛ — бывший президент Чешской Республики, Андре ГЛЮКСМАНН — французский философ, Фредерик Виллем де КЛЕРК — бывший президент Южной Африки, Майк МУР — бывший генеральный директор Всемирной торговой организации, Йохэй САСАКАВА — японский филантроп, Карел ШВАРЦЕНБЕРГ — министр иностранных дел Чешской Республики, Джордж СОРОС — финансист, Аль-Хасан бин ТАЛАЛ — принц Иордании, Десмонд Мпило ТУТУ — лауреат Нобелевской премии мира, Ричард фон ВАЙЦЗЕККЕР — бывший президент Германии, Григорий ЯВЛИНСКИЙ — российский политик.

Вацлав ГАВЕЛ, Карел ШВАРЦЕНБЕРГ, Аль-Хасан бин ТАЛАЛ и другие. Проект Синдикат для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ