Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу, английский драматург

Сознательная украинская свадьба

На Киевщине молодежи напомнили, как женились наши предки
13 октября, 2008 - 20:28
СВАДЬБА — ЭТО НЕ ПРОСТО ПРАЗДНИК, ЭТО ОБРЯД, КОТОРЫЙ ОЗНАМЕНОВЫВАЕТ СОЗДАНИЕ СЕМЬИ И ПРОДОЛЖЕНИЕ РОДА. НА ЭТОМ НАСТАИВАЛИ ОРГАНИЗАТОРЫ ФЕСТИВАЛЯ, ПРЕДЛОЖИВ ВСЕМ ГОСТЯМ ВСПОМНИТЬ СВОЕ РОДОВОЕ ДРЕВО И СДЕЛАТЬ ЕГО ЧАСТЬЮ ОБЩЕГО — УКРАИНСКОГО / КТО ОСМЕЛИТСЯ УКРОТИТЬ ТАКУЮ КАЗАЧКУ? ДЛЯ ДЕКОРА ФЕСТИВАЛЬНОЙ ТЕРРИТОРИИ БЫЛО ИСПОЛЬЗОВАНО МНОЖЕСТВО СТАРИННЫХ ФОТОГРАФИЙ НАШИХ ПРЕДКОВ-МОЛОДОЖЕНОВ. ИХ ОБРАЗЫ ПРОВОЦИРУЮТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НЕЖНЫЕ ЧУВСТВА КАК МОЛОДОЖЕНЫ. ПЕВИЦА НИНА МАТВИЕНКО И ХУДОЖНИК ПЕТРО ГОНЧАР

Когда говорят о традиционной украинской свадьбе, то часто даже не представляют себе, как на самом деле она должна происходить. Между тем, глобальный интерес ко всему этническому, в том числе касается и свадеб. И хотя каждый регион Украины (и даже село) имеет собственный набор свадебных обрядов и традиций, костяк традиционной свадьбы почти везде дублируется. Фестиваль «Рожаниця», который 11 октября прошел на Киевщине в селе Бобрица, песнями, танцами и караваями напомнил, что такое настоящая украинская свадьба.

МУДРОСТЬ, ЗАЛОЖЕННАЯ В ПОЛОТНЕ

— Сама Украина разнообразна: там — болото, там — лес, а там — горы. От того и этническое искусство приобретает отличия, — объясняет Роман Корниенко, режиссер театра «Човен» и учредитель фестиваля свадебной традиции «Рожаниця». — Но мы здесь не пытаемся показать разницу, мы показываем многогранность украинской культуры. Фестиваль «Рожаниця» — это возрождение украинской традиционной свадьбы на основе народной культуры. В следующем году мы планируем, что свадьба состоится по-настоящему, все желающие смогут вступить в брак правильно, сознательно и формировать правильный здоровый род.

Когда мы говорим о традиционной свадьбе, то речь идет, в частности, о так называемых трех порогах: предсвадебный, свадебный и послесвадебный. Именно распределение на эти этапы объединяет различные украинские свадебные традиции в одну.

— Предсвадебный блок — наибольший, — продолжает рассказ Роман. — Именно свадьба — это уже почти финал. Предсвадебный блок помогает осознать новобрачной, что она — уже не девушка, уже не имеет права гулять, снимать платок, а новобрачного готовит к роли отца. А послесвадебный блок — это, как правило, шутливое бракосочетание родителей, которые готовятся к роли деда-бабы.

Именно слово «весілля» — производное от «веселиться». Веселье весельем, но новобрачные традиционно вообще не имели права ничего горького пить, — замечает Роман. — Они ели мед, закусывали хлебом, немного вина на вечер, но ничего больше. На них ожидало что-то другое, они должны готовить себя к созданию рода. Веселились только семьи. Сейчас традиция в основном отошла — и осталась только пьянка, — констатирует инициатор фестиваля.

Рожаница, которая стала символом фестиваля, — это знак женщины, которая рожает. В народной традиции, которая берет свое начало еще с дохристианских времен, она передается специальным символом, который стал элементом вышивки на рушниках и женских рубашках. Вышивается рожаница красными нитками на белом полотне.

— Мы избрали символ рожаница, потому что культ женщины возвращается в Украину. Я вижу ее агрессивной, но в Украине (потому что Украина — это женщина) она более мягкая. Традиционно рожаница изображается с поднятыми и опущенными руками: с поднятыми — когда поднимает солнце, и Покрова — когда опускает руки на людей. Но главное — это то, что у нее из головы выходит древо рода. Символ рожаницы встречается на рушниках. Причем рисунок идентичный, например, на рушниках Ровенщины и Черниговщины. Это божество сначала появлялось в описанном образе, а потом пришло к людям уже как Дева Мария. Мы хотим, чтобы люди понимали, что никакого дохристианства здесь нет, просто есть мудрость, которая заложена в полотне и любых этнических вещах.

— Символ рожаницы — это символ рода. Когда появилось христианство, он стал символизировать и Богородицу, и Берегиню, и Покрову, — прибавляет Ольга Золотарева, актриса театра «Човен», одна из организаторов фестиваля.

Подобные дохристианские символы абсолютно не противоречат религии, они очень органически вплелись в нее и стали ее частью.

— Если к этому разумно подойти, то конфликтовать такие символы не должны, — убеждена Ольга. — Мы пытаемся не отбрасывать этот исконный символ, но поскольку у нас христианское государство и все мы крещенные, то пытаемся эти вещи сочетать. Каждый рисунок на вышиванках, которые мы носим, — это не просто ромбик или кружочек. Очень важно, чтобы такой символ как рожаница, носила на одежде именно женщина. Символы вообще следует уметь компоновать — и толковые вышивальщицы об этом знают.

Традиционная украинская свадьба в большей степени состоит из обрядов и традиций совсем не христианского происхождения, но, в то же время, эти ритуалы никем из религиозных деятелей не запрещаются. Жители села Бобрица не видят в этом ничего угрожающего:

— Эти традиции существуют у нас от деда-прадеда, и мы их передаем своим детям, — говорят женщины.

БОБРИНЦЫ ПОМНЯТ СВОЮ ИСТОРИЮ

Основание фестиваля «Рожаниця» (проходящего уже во второй раз) приурочено к Храмовому празднику села Бобрица, до которого от Киева — рукой подать, но которое сумело сохранить свою идентичность. Здесь есть достаточно интересное музейное собрание, рассказывающее об истории поселение. В течение двух лет жителю Бобрицы Николаю Ковальчуку удалось собрать полноценную экспозицию для местного музея, для которого, к сожалению, пока что не выделено помещение. Здесь есть национальная одежда, предметы быта, но основное богатство экспозиции — это фотографии и документы, рассказывающие историю Бобрицы. Их собрано 2,5 тысячи. И все они касаются исключительно этого села. Николай Ковальчук вместе со своей односельчанкой даже книгу издали об истории Бобрицы — «Безсмертна частка України — маленька Бобриця моя».

Первые поселения на территории современной Бобрицы датируются ХІ—ХІІ веками. Это были передовые защитные корпуса княжьего Белгорода. Но активно заселяться село начало в Богданову эпоху — 1600-е годы. А река Ирпень, которая течет сразу за селом, была границей между Польшей и свободными казацкими землями.

— В советские времена было репрессировано 18 бобринцев, — продолжает рассказывать Николай Ковальчук. — Некоторые семьи были репрессированы за то, что жили зажиточно, создавали свое благосостояние своими же руками, любили, рожали детей. Некоторые были расстреляны и замучены за то, что не вступили в колхоз.

Теперь фотографии и списки этих людей стали частью истории Бобрицы, которую, поблагодарим Бога, есть кому вспомнить.

ОТОРВАННОЕ СЧАСТЬЕ

Насыщенная программа фестиваля включала небольшие инсценировки ключевых свадебных обрядов, которые характерны для различных регионов Украины. Один из самых интересных — это вынос ритуального полотна Пресвятой Богородицы Покровы. Огромное полотно освящается в церкви. Далее ткань, которую держат в руках незамужние девушки, щедро осыпается зерном и конфетами, чтобы ткань вбирала в себя силу и благосостояние. И наконец полотно разрывают между собой девушки. Каждая — как можно больше — на рушник или даже на рубашку. Выхваченный кусок полотна девушка должна вышить красными нитками. В перспективе этот рушник или рубашка станет частью свадьбы девушки.

— Я была здесь в прошлом году, и мне удалось оторвать немалый кусок полотна, и я уже даже вышила его... но замуж еще не вышла, — рассказывает одна из участниц ритуала.

Невдалеке за этим обрядом с любопытством наблюдают участницы этнографического коллектива из Ровенщины «Троян». В их регионе такого обычая нет. Но и традиционную свадьбу теперь почти никто не устраивает.

— Когда-то и каравай пекли, и каравайницы были, дружки были. Я сама так выходила замуж, в венке с лентами. Сейчас уже не так, — рассказывает одна из участниц коллектива. — Раньше свадьба была веселая, красивая, песни разные пели. Вот, например, песня каравайниц: «На гроді калюжа/ Лежить мила недужа/ Як музики зачую/ То я танці танцюю». Интереснее была свадьба. Теперь напьются, наедятся, песен нет никаких, только одна: «Горько!».

Народные певцы из коллектива «Джерело» (Винницкая область, Литинский район, село Гончаровка) рассказывают, что их село, наоборот, сохранило все свадебные традиции:

— У нас в основном традиционные свадьбы — село же маленькое. На свадьбу ходит все село. И на каравай у нас просят все село, все женщины приходят, несут яйца, муку, сметану, у кого что есть... А в понедельник после самой свадьбы все песни и обряды должны показать, что девушка шла к браку честной. «Не журся, матінко, не журся/ В червоні чоботи узуйся/ Топчи ворога під ноги/ Заробила твоя дочка пироги». Эта песня означает, что молодая честная, не гулящая.

Об этих и других свадебных традициях можно рассказать еще многое, а вот организаторы обещают, что в следующий раз еще и продемонстрируют наживо, какой должна быть настоящая украинская свадьба.

Маша ТОМАК, фото Руслана КАНЮКИ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ