Этот форум ежегодно презентует современную академическую музыку Украины и мира в исполнении профессиональных коллективов и солистов. Соучредители фестиваля — Национальный союз композиторов, Министерство культуры и туризма, Национальная музыкальная академия им. П. Чайковского.
В ПОИСКАХ МОЦАРТА
Если девять дней подряд, с утра до вечера, ходить на фестивальные мероприятия, может сложиться впечатление, что в столице образовалась особая музыкальная реальность, некий параллельный мир, привлекательный и манящий. И действительно, публика активно посещала концерты, которые большей частью происходили при заполненных залах. Это удивляло, радовало и заставляло предположить, что люди не теряют надежду услышать — а вдруг? — Моцарта XXI века.
Надежду вселяла и фантастическая насыщенность программ именами известных и начинающих композиторов — за время фестиваля прозвучали произведения 130 авторов, в том числе 97 украинских, и состоялось более 60 мировых и украинских премьер.
Великолепным было созвездие исполнителей — «Киевская камерата» и капелла «Думка», хоры «Киев», «Крещатик», «Благовест», Ансамбль классической музыки им. Лятошинского, Национальный симфонический оркестр под управлением Владимира Сиренко и Симфонический оркестр Национальной филармонии во главе с Николаем Дядюрой, множество других коллективов и солистов. А на концерте-открытии блистали в «Сельских сценах» Евгения Станковича Нина Матвиенко и Валерий Буймистер.
Афишу фестиваля, выстроенного по принципу музыкальных проектов, можно было читать, как поэму: «Камерные силуэты», «Музыкальные моменты», «Симфонические параллели», «Фортепианные дуэты». Понравились музыкальные диалоги: в одном концерте звучали рядом сочинения украинских композиторов и их коллег из Польши, Швейцарии, Японии, США. Представлено было также творчество современных композиторов Грузии, России, Азербайджана, Македонии, Словакии, Канады.
Свежесть, яркость, полет фантазии, искренность — качества, которые не всегда отыщешь во «взрослой» музыке. Поэтому впечатлил проект «Новая генерация: музыкальные параллели», на котором работы молодых украинских и российских композиторов, в том числе студентов, так же свежо и искренне преподнес ансамбль новой музыки Nostri temporis.
ПАРАД ПРЕМЬЕР
Храмовые хоровые концерты духовной музыки в Михайловском Златоверхом соборе, храме Святого Василия Великого, костеле святого Александра, как всегда, были украшением фестиваля. Но в этом году всех ожидал сюрприз — грандиозная хоровая ассамблея «Vivat, Academia!», посвященная 95-летию Национальной музыкальной академии им. Чайковского. На сцене предстали 15 ведущих хоровых коллективов Украины — детские, юношеские, смешанные хоры, среди них «Веснівка», «Дзвіночок», «Детская опера», хор мальчиков и юношей капеллы им. Л. Ревуцького. А в финале все хоры вышли на сцену и в зал, и под управлением ректора академии Владимира Рожка исполнили «Молитву за Украину». Этот фейерверк хоровой культуры публика приняла с восторгом, подтвердив, что хоровое пение у нас остается одним из всенародно любимых видов искусства.
Вот уже десять лет успешно воплощает в жизнь замечательную идею музыкальных диалогов ее автор — музыковед Леся Олейник. Киевская публика хорошо знает ее как вдохновенного популяризатора музыки, и трудно сосчитать, сколько людей благодаря ее творческому дару ведущего приобщились к миру музыкального искусства. Поэтому не оставил равнодушным концерт-диалог «Украина — Польша», проведенный Лесей Олейник в Доме актера при участии струнного квартета Post Skriptum, а также одаренного пианиста и композитора Олега Безбородько (фортепиано). Известный коллектив Post Skriptum, в составе которого — Соня Сульдина, Виктор Иванов, Андрей Малахов, Дмитрий Глущенко, отличает чуткое отношение к музыкальным текстам, изящество исполнения, удивительно слаженная игра. Музыканты прекрасно исполнили произведения поляков Кароля Шимановского и Хенрика Гурецкого и украинцев Игоря Шамо и Валентина Сильвестрова. И, думаю, многие в этот вечер открыли для себя нового Шамо — не только автора замечательной песни о Киеве, но и создателя волнующего «Болгарского квартета».
Очень своевременным оказался концерт-диалог «Украина — Япония». Можно утверждать, что мы абсолютно не знаем японскую современную музыку, а ведь в Японии сегодня сочиняют 400 композиторов, известных во всем мире. И вот, наконец, первый шаг к знакомству. Три японских автора — Рюичи Горикоши, Ютака Такагаши и Шин Сато приехали в Киев со своими произведениями и провели мастер-класс. Их музыка необычна — это европейский высокопрофессиональный авангард с восточными интонациями. Ритмы хокку, цветение сакуры, тающий японский пейзаж на старинной гравюре — конечно, можно было только воображать тайный смысл опусов «Каменная летопись», «Гаруда» и Струнного квартета. Как заметил автор проекта Сергей Пилютиков, несмотря на внешнюю строгость и сдержанность, в этой музыке проступают славянские черты: огонь и сердечность. А сами гости во время мастер-класса сказали: «Если нет души — нет музыки». Трепетно и самозабвенно играли молодые музыканты ансамбля «Рикошет», чтобы донести до слушателей искания загадочной восточной души.
Мощным торжественным звучанием наполнил зал филармонии Национальный симфонический оркестр во время «Парада симфонических премьер». И здесь сочинение Сергея Пилютикова «Цвета и тени» явилось одной из самых заметных премьер фестиваля. Придать цветам и краскам голоса, заставить живопись звучать — если такой замысел был у композитора, он получил красивое воплощение. В Концерте для флейты Евгения Станковича (солистка Джудит фон Хопф, США) из переливающихся сочетаний звуков проступал долгожданный образ Волшебной флейты. А Симфония № 1 Виктории Полевой подарила открытие — можно слушать музыку и наблюдать, как рождается мелодия из хаоса жизни, можно вместе с музыкой проходить непростой путь к цельности и гармонии.
Проект «Будущее в прошлом» начался исполнением одноименного произведения Александра Красотова, украинского композитора, ушедшего из жизни год назад в этот день. Название предлагало искать ростки великих творческих открытий в минувших временах и верить, что поиск принесет плоды. Тему продолжили другие сочинения вечера: «Монологи Джульетты» Виталия Губаренко (солисты — Виктория Ченская, Дмитрий Агеев) и «Концерт-пикколо» для скрипки с оркестром Геннадия Ляшенко (солистка Богдана Пивненко).
На этом же концерте капелла «Думка» представила поэму-кантату «Гамалія» Мирослава Скорика, отметив 70-летие со дня рождения композитора, недавно награжденного званием Героя Украины. А сам маэстро продемонстрировал многогранность своего таланта, встав за дирижерский пульт на вечере «Музыка композиторов США», чтобы озвучить с оркестром «Академия» (Львов) свои аранжировки джазовых произведений.
Нынешний «Музик Фест» запомнится киевлянам, и в этом — огромная заслуга оргкомитета фестиваля, в который входят увлеченные и преданные музыке люди — Мирослав Скорик, Евгений Станкович, Леся Дичко, Леся Олейник, Тамара Невенчанная, Сергей Пилютиков, Геннадий Ляшенко, Иван Тараненко, Игорь Щербаков. Действуя в условиях так называемого виртуального финансирования, они сделали все возможное и невозможное, чтобы окрыленный праздник состоялся.
ЗВУКИ СКРИПКИ ГВАРНЕРИ
А самым необычным гостем фестиваля была скрипка. Уникальный инструмент работы венецианского мастера Пьетро Гварнери, созданный в 1738 году, специально привезли в Киев, и пел он божественным голосом в руках замечательной скрипачки Богданы Пивненко на всех ее пяти фестивальных выступлениях. Именно этот голос — одной из лучших скрипок мира — раздался в самом начале «Музик Феста».
Это был концерт-прелюдия, на котором Богдана Пивненко и Валерий Матюхин (фортепиано) исполняли цикл Валентина Сильвестрова «Мелодии мгновений». Семь посвящений композиторам и музыкантам звучали без перерыва, как один живой текст, который, по словам автора, представляет собой «пространство, где мелодии существуют на границе возникновения и исчезновения». И люди приняли как подарок эту музыку, сотканную из любви и надежды. Музыку, которая делает человека счастливым.