Война в Грузии, а особенно ее освещение в СМИ, способствовала тому, что отношения украинцев к россиянам и особенно россиян к украинцам очень ухудшилось, считают социологи. Если в апреле этого года 47% украинцев относились к России очень хорошо, то в сентябре их стало 42%, а вот в России тех, кто относятся ныне к Украине очень хорошо — только ... 2,5% (полгода назад было 5,5%). При этом в Украине почти не изменилось число людей, которые в целом хорошо относятся к России — 88%, зато в России же количество таких сократилось с 54% до 37%. Плохо ныне относятся к Украине 52% граждан, а у нас с таким отношением к северным соседям есть почти 9% граждан. Это — данные социологических исследований Киевского международного института социологии (КМИС) и московского аналитического центра «Левада-Центр», которые, изучая мнение граждан обеих стран, ставили им одинаковые вопросы: «Как вы в общем сейчас относитесь к России (Украине)?» и «Какими бы вы хотели видеть отношения Украины с Россией?» (и наоборот).
К тому же «Левада-Центр» зафиксировал, что у россиян наблюдается плохое отношение не только к Украине, но и к США (67% ), ЕС (39%) и Грузии (75%). «В сентябре все четыре индекса достигли исторических минимумов. Иными словами, россияне так плохо к этим странам еще никогда не относились. Очевидно, что это связано с последними событиями на Северном Кавказе», — говорится в заключениях российских экспертов. Об определяющей роли в такой ситуации СМИ и будущем украинско-российских отношений «Дню» рассказал президент КМИСа, профессор Валерий ХМЕЛЬКО, институт которого более 10 лет изучает, в частности, тему украинско-российских отношений.
— Валерий Евгеньевич, почему, по вашему мнению, в последнее время так ухудшились отношения россиян к украинцам, если, говоря по-простому, украинцы ничего плохого России не сделали. При этом отношение украинцев к россиянам почти не изменилось в то время, когда Россия воевала на Северном Кавказе и еще и обвиняла Украину в содействии грузинской армии?
— Думаю, что в том, что у россиян ухудшилось отношение к Украине, виновата пропаганда, которую мы наблюдали и наблюдаем в российских СМИ. Когда военные события происходили в Грузии, я находился в Хорватии, где имел возможность смотреть российские каналы и Би-Би-Си, и CNN — другого не было, чтобы было мне понятно. Я с доверием к ним отношусь, особенно к Би-Би-Си. Поэтому я видел насколько отличается информация, которую дают российские каналы от той, которую транслировали другие две компании и как эта информация российских СМИ работает на то, чтобы создать негативное отношение россиян и к Грузии, и к Украине. Потому что они настаивали на том, что мы виноваты в том, что продавали как будто бы незаконно Грузии оружие. Были и другие обвинения: якобы кто-то из наших принимал участие в подготовке нападения на Цхинвали. Т.е. они изображали украинцев как соучастников грузинской агрессии, как это они называли. Такая подача информации продолжалась и когда я уехал в Киев: в наших СМИ можно было прочитать и услышать о том, что россияне продолжают так изображать ситуацию. А поскольку других источников для массового зрителя и слушателя в России нет, то, думаю, что это и сработало.
— Почему тогда у украинцев отношения к России мало изменилось, или мы так не подвержены влиянию СМИ?
— Потому что все-таки речь идет не об отношении к руководству России, а об отношении к россиянам. Думаю, что Россия для украинцев — это не Путин, Медведев или те, кто принимают решения, или те, кто ведут эту агитацию, а их знакомые, друзья, родственники, которые живут там. Особенно — для жителей восточной и южной части, но и для значительной части Центральной Украины. Т.е. Россия у них не идентифицируется с теми, кто фактически так недружелюбно изображает агрессором Грузию. Зато российские СМИ негативно изображают не только руководство Украины в этой ситуации, они еще и говорят, что в этих событиях участвовали сами украинцы.
— Можно ли утверждать, что эта агитация в российских СМИ была запланированной?
— Насколько это так я не собираюсь судить, но думаю, что это не случайно. Хотя это может быть и самоорганизация российских СМИ, которые пытаются подстроится под требования своего руководства. Не обязательно, чтобы им давали прямые указания. Потому что когда есть желание удружить, иногда происходит, как в пословице «Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьет».
Т.е. могут быть различные факторы, которые вызвали такое общественное мнение. Думаю, что теперь российские СМИ, а особенно телевидение, которое больше всего влияет на мнение граждан, уже прошли такой отбор, что даже нет потребности каждый раз указывать, что определенные события следует изображать именно в таком ракурсе. Они просто угождают.
— Процент украинцев, которые изменили свое отношение к России увеличился с 6,8% до 9%. Если взять географический разрез, то где больше всего заметные эти изменения?
— Мы не один год мониторим украинско-российские отношения, и не раз наблюдали, что в ситуациях, когда Россия начинает вести себя по отношении к Украине не дружественно, больше всего колебаний в изменении отношения к северному соседу есть на юге и востоке нашего государства. Потому что на западе в отношении к России мы наблюдаем более стабильные и критические оценки, там ситуация мало меняется.
— Можно ли утверждать что такая агитация России приведет к еще худшему отношению россиян к украинцам и наоборот?
— Не обязательно. Думаю, что все будет зависеть от того как будут складываться отношения между руководством наших стран, а они могут меняться. Поэтому я не берусь прогнозировать. Если же телевидение России будет изображать Украину так, как тогда, безусловно, отношение к нам у россиян будет ухудшаться. Но не думаю, что это может продолжаться в любом случае. Возможны различные изменения и от каких факторов это будет зависеть пока что сказать трудно.
— Некоторые наши политики обвиняют пропрезидентскую партию и самого Президента в ухудшении отношений с Россией? Насколько они объективны, ведь, по существу, информационную войну ведет сама Россия?
— Думаю, что принципиальность наших политиков в оценках некоторых действий России не нравится их нынешнему руководству и поэтому сказать, что мы виноваты... Если бы наши политики что-то искажали, тогда можно было бы говорить о нашей вине. Но я таких проявлений — высказываний, которые бы не отвечали реальной ситуации — не наблюдал. Хотя, безусловно, некоторые высказывания были довольно жесткими и, думаю, что кому-то это не понравилось. Но это не значит, что виноваты наши политики. Думаю, что виноваты те события, которые задействовали руководство России в военных действиях в Грузии. Потому что руководство России оценивают жестко не только в Украине, но и в мире.