БРАВО, ВАКАРЧУК!
Выйти из числа наших «народних обранцiв» — это ведь не значит выйти из числа достойных людей, не так ли? У каждого в жизни свое призвание. И вспомнить о нем ВОВРЕМЯ разве не дорогого стоит?..
СВОЯ АМЕРИКА
Она у нас в Украине очень даже существовала, и почти в то же время, что и та, заокеанская. Только мы свою сохранить так ведь и не сподобились...
Дед Панасенко, вспоминая рассказы другого столетнего деда Бабуры, рассказал в 1883 году нашему запорожскому краеведу Якову Новицкому: «Любо було глянути, як наїдуть запорожці... Народ все широкоплечий, усатий, бравий... Голови голили... Тоді ще мода була носить чуприну, то оце у кого довга — візьме і обмота кругом вуха. Жупани, пояси, шапки, сапьяни на їх були дорогі... По боках і позад сідла у каждого пістолі, шабля... А на конях їздять!.. Оце, було, зіскоче, пригнеться і летить, як муха... Коней у них дуже гладких, важких, не було, а так, саме в тілі... А що було за швидкі, що за меткі, — так кати його батька зна... Було звіра там якого накине оком — ото вже й його: чи кабана дикого, чи сайгака, — везе в тороках... ДОРОГОЮ IДУТЬ — ЯК МАК ЦВIТЕ: I СИНIЕ, ЗЕЛЕНIЕ, ЧЕРВОНIЕ... (выделено мной — С. Г.). Коні добре знали козацький норов. Було ідуть тихо, потом виграють підтюпцем, а далі як залопотять... Пішла курява степом...» (см. Я. Новицький. Твори, т. 1., «АА Тандем», Запоріжжя, 2007 г., стор. 168).
ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ...
Книжный супермаркет в одном из спальных районов Запорожья. Книг на украинском языке — мизер, и все они выделены на какой-то весьма жалкий стеллаж-резервацию. Зато на самом видном месте красуется в разделе «Философия, психология» — «Всемирная история проституции» (твердая глянцевая обложка, прекраснейшая бумага и более чем 600 страниц текста), но зато... на языке русском!
ПЕРЕПУГ
Известна история с засланием в Сибирь (Тобольск), а затем и возвращением (в связи с угрозой очередного турецко-татарского нашествия) легендарного запорожского кошевого атамана Ивана Сирка. Но менее известна история лжецаревича Симеона. На Запорожье он объявился сразу же после казни в Москве Степана Разина (1674 г.) и вскоре после возвращения И. Сирко из ссылки. На настоящего царевича (умершего, ксати, в детстве и давно) он, конечно, был похож весьма мало... Однако запорожское товарищество ему почему-то поверило сразу. И произошло это, ясно, не без благосклонности самого кошевого. Зачем это ему понадобилось? К тому же, через весьма непродолжительное время тот же Сирко выдал этого лжецаревича Москве, да еще и с письмом царю извинительным. Сейчас, почти через 400 лет, трудно доискаться истинного смысла этих событий, но попробуем. Учитывая времена, когда всевозможные самозванцы не раз сотрясали и полностью даже разрушали Московское царство-государство, действия запорожского предводителя могут быть объяснены очень просто — ОН ДАЛ ПОНЯТЬ МОСКВЕ, КАКИМ ОБРАЗОМ ОНА МОЖЕТ ОПЯТЬ ЛИШИТЬСЯ СВОЕЙ ВЛАСТИ, если, конечно, опять захочет тронуть вольности запорожские и самого Ивана Дмитриевича Сирко... (См. Дм. Яворницький. Твори в 20 томах, т. 1., стор. 364—374).
МЕТАМОРФОЗЫ БОЛЬШИНСТВА
Пародоксальны зигзаги истории! То, что было нормой большинства (уважение прав и свобод личности, чувство собственного достоинства) для США и Запорожья в XVII— XVIII веке, нормой большинства для Европы (да и то не для всей и везде) стало только в конце ХХ века... Почему так? Да потому только, что любое большинство не только бывает быстро захвачено каким-либо порывом, НО И СТОЛЬ ЖЕ БЫСТРО УДОВЛЕТВОРЯЕТСЯ И ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ДОСТИГНУТЫМ!
ПРОБЛЕМА ПЕРЕВОДА
В цивилизованном государстве (там, где действуют, выполняются и уважаются законы) второй, третий и даже десятый государственный язык не только возможен, но и необходим! Ведь за каждым из них признаются не только равные права, но и обязанности. В государствах же нецивилизованных, диких и варварских (где никакие законы не признаются и не выполняются), возможен и необходим язык государственный только один, пока... люди не научатся законы государственные уважать и выполнять — ведь каждый тут права свои превозносит до небес, а обязанности свои умаляет донельзя. То же ведь и с проблемой перевода — пока ты не научился достойно переводить, любой иноязычный текст для тебя окажется абракадаброй или только переводом собственной неучености!
УРОВЕНЬ И КАЧЕСТВО
Уровень жизни и ее качество — это одно и то же? Или все-таки нет? Желание отождествить одно с другим — понятно, но послужило ли оно когда-либо и кому-либо на пользу? Уровень морей и океанов, ясно, для географии, метеорологии и других наук — достаточно приемлемая точка отсчета. А жизнь человеческая разве может только этим ограничиться? «Существует лишь одна правильная точка для наблюдения: нужно войти в эту жизнь, посмотреть на нее ИЗНУТРИ (выделено мной — С. Г.) и убедиться в том, чувствуется ли ее упадок, иначе говоря, чувствуется ли ее неполноценность, немощность и пошлость... Для меня несомненным свидетельством упаднической жизни является такая жизнь, при которой люди думают, что лучше их жизни быть не может» (см. Хосе Ортега и Гассет. Восстание масс. сб. «Дегуманизация искусства» М.,«Радуга», 1991 г., стр. 63).
Так вот, способны ли мы сейчас войти и посмотреть на свою жизнь и жизнь предшествующих эпох ИЗНУТРИ?
ОЛИЦЕТВОРЕННАЯ СОВЕСТЬ НАЦИИ
Русский граф Лев Николаевич Толстой ею ведь и является! И в дни его юбилея (180 лет со дня рождения) вспоминается одна его запись в дневнике 26 октября 1894 года: «Хотят удержать и спасти тонущее самодержавие и посылают на выручку ему православие, но самодержавие утопит православие и само потонет еще скорее»... Пророческие слова и на все времена!
P.S. Это он высказался относительно того, что российские власти велели тогда присягать себе даже 12-летним детям (в связи с восшествием на престол нового (и последнего??? — С. Г.) самодержца Николая II).
КАМЕННЫЕ БАБЫ
Кто был в Музее Дм. Яворницкого в Днепропетровске, конечно, вспомнит эти странные женские каменные фигуры во дворе, со сложенными ручками на груди, когда-то в изобилии находившиеся по всей степной Украине. Кто они и откуда взялись?
Давно это было... Сначала ведь Бог создал людей, а затем уж Солнце. Так вот, ЭТИ люди привыкли всегда жить в кромешной тьме и питались только плодами растений. И вовсе не хотели ничего ДРУГОГО. Но когда на небе все-таки воссияло наше светило, они быстренько как-то все сразу переполошились и, чтобы избавиться от него, начали всходить на высокие могилы-курганы и плевать на него. Бог проклял за это людей, и где они стояли, там и окаменели!
P.S. Но, оказывается, у этих людей ЕСТЬ НАДЕЖДА (ШАНС) сделаться живыми — настоящими, какими их Бог создал... Случилось, рассказывают, как-то одному человеку проезжать верхом мимо этих могил, и попал он под дождь.Он съехал на могилу, сбросил с лошади седло, накрыл им одну каменную бабу, а сам спрятался под другую. Смотрит — с соседней могилы идет баба. Подошла и сказала соседке: «У тебя, сестрица, и гость есть?» Тогда обе бабы стали расспрашивать человека, как и что там делается на белом свете, — носят ли на рождественских святках вечерю, ходят ли еще в гости кум к куму и кума к куме, брат к брату и сестра к сестре? Поют ли, наконец, еще по утрам петухи???
— Все это есть! — сказал человек).
Тогда пришедшая баба призадумалась-пригорюнилась да и говорит:
— Долго тогда придется нам еще стоять, сестрица!
Сказала — и ушла в свою могилу (см. Я. Новицький. Твори, том 1., Запоріжжя, «АА Тандем», стор. 59).