Правительство одобрило проект государственного бюджета на 2009 год, подготовка над которым продолжалась почти шесть месяцев и внесло его в парламент. Напомним, что раньше Кабмин утвердил прогнозные макроэкономические показатели на 2009 год, по которым потребительская инфляция ожидается на уровне 9,5%, инфляция цен производителей — 18,5%, рост ВВП — 6%, рост промышленного производства — 5,7%. По словам министра финансов Украины Виктора Пинзеника доходная часть бюджета рассчитана в объеме 285 миллиардов гривен, а расходная — 302,4 миллиарда гривен. Простая арифметика показывает, что дефицит бюджета по сравнению с нынешним в 2% от ВВП, сократится до 1,4%. По мнению должностного лица существуют скрытые ресурсы для покрытия дефицита. В частности, госзаймы и приватизация. Хотя именно из-за блокировки приватизационного процесса, правительству в этом году пришлось поставить крест на значительной части своих амбициозных планов.
Со своей стороны премьер-министр Украины Юлия Тимошенко отметила, что проект Госбюджета-2009 учитывает большинство предложений министерств и ведомств, предусматривает значительные расходы на развитие и финансирование мощных инвестиционных программ. А его главными признаками станут децентрализация финансовых потоков и «восстановление социальной справедливости», которая переводится на экономический язык как увеличение социальных издержек на зарплаты и возвращение обесцененных вкладов. Ставку на социальную составляющую бюджета подтвердил и Пинзеник. По его словам, финансирование Пенсионного фонда в следующем году составит 44 миллиона гривен. Кроме того, заработает единая тарифная сетка. Что же будет с финансированием так называемых инвест-проектов, говорили мало.
Известно, что «Укравтодору» направят 24,5 миллиарда гривен, на программы по созданию собственного ядерного цикла — 612 миллионов гривен, на программы «Укрытие» — 450 миллионов гривен, отрасль самолетостроения — 1,2 миллиарда гривен. Львиная доля бюджетных поступлений по правительственным прогнозам поступит в виде госдотации в животноводство — 3,7 миллиарды гривен. А вот местным бюджетам дополнительно спрогнозировали 7,5 миллиарда гривен.
Однако правительственное одобрение проекта бюджета не прошло без приключений. Так, начальника Главной социально-экономической службы Секретариата президента Романа Жуковского не пустили на это заседание. Как результат, президентские замечания никто на заседании не услышал, а их, по словам Жуковского, было немало. Так, по расчетам Секретариата Президента, планируя переходить на контрактную армию в 2009 году, правительство должно было выделить Минобороне не менее 17,2 миллиарда гривен, из которых, по меньшей мере, пять миллиардов — на перевооружение армии. А проектом бюджета на указанные программы предусмотрено значительно меньше. Забыли и о программе удешевления жилья для людей, о которой не раз напоминал правительству гарант. Кроме того, на финансирование всех противопаводковых программ в Украине необходимо 670 миллионов гривен, а правительственное добро дали только на 6,5 миллиона.
Хотя одно из президентских пожеланий правительство все-таки одобрило. «Правительство приняло решение поручить нескольким ведомствам: Министерству иностранных дел Украины, Минфина, Минэкономики, Минюсту и другим причастным к этому организациям выйти из предложением для российской стороны о погашении в течение следующего года долга, который имеет Украина перед Россией в сумме $1,3 миллиарда», — сообщил председатель внешнеполитического ведомства Владимир Огрызко. После этого, по словам министра, Украина будет поднимать вопрос о новой арендной плате за пребывание Черноморского флота на украинской территории.
Реально ли достичь экономических макропоказателей, заложенных в проекте бюджета-2009, но с какими рисками в ходе их выполнения может столкнуться правительство? Об этом «День» спрашивал экспертов.
Ярослав ЖАЛИЛО, президент Центра антикризисных исследований:
— Говоря об этих рисках, следует четко понимать, какую экономическую политику предусматривает бюджет. Я этого пока не знаю, поэтому об экономических последствиях такого проекта бюджета говорить рано. Что же касается рисков выполнения проектных показателей на 2009 год, то здесь следует дать ответ на вопросы: реален ли показатель экономического роста и инфляции. Вполне вероятно, что поступления в бюджет будут увеличиваться и не только за счет нынешних темпов экономического роста, но и из-за увеличения показателя инфляции.
В целом же, нынешние темпы экономического роста можно сохранить и даже улучшить, но если грамотно проводить экономическую политику. Инфляционный показатель я считаю заниженным. Детального анализа мы пока не проводили, но с большой накидкой он может быть до 12%.
Виктор ЛИСИЦКИЙ, экономист:
— Один из главных рисков — это зафиксированный в проекте бюджета-2009 год показатель инфляции. Можно приветствовать попытки правительства укротить инфляцию и удержать ее в рамках десяти процентов, но инфляция все равно в следующем году будет больше. Что касается дефицита бюджета, то в европейских странах с развитой рыночной экономикой допускается дефицит и до 3% ВВП. Нашему же государству следует ориентироваться на профицит, хотя будет неплохо, если дефицит бюджета все-таки удержат в пределах 1,4% ВВП. Что касается роста самого ВВП, то он будет больше определенного правительством показателя. Это традиционный скрытый резерв, который будет подаваться как десерт позже. Я поддерживаю мнение Президента, что на армию следует выделять больше денег. А его инициатива с доступным жильем не очень мне импонирует. Почему? Потому что доступное жилье за огромные бюджетные средства не построишь: их будут разворовывать, разворовывать и еще раз разворовывать. Чтобы этого не было, сначала следует принять абсолютно надежные механизмы строительства такого жилья при минимальной финансовой поддержке государства. У нас существует проект концепции по строительству доступного жилья, который разработало Министерство регионального развития и строительства. Но там нет пункта о защите бюджетных средств от дерибана. Поэтому Президенту лучше сосредоточиться не на сумме денег, а срочно требовать от правительства разработки концепции, положения или специального порядка, который позволит в правовом поле разворачивать соответствующие программы как на государственном, так и на региональном уровне.