Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Настольная книга для правителей

К 50-летию работы Лайнуса Полинга «Не бывать войне!»
8 сентября, 2008 - 20:27
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня»

Не упомню, от кого и когда впервые узнал о книге крупнейшего в ХХ веке химика, физика и биолога, общественного деятеля, дважды лауреата Нобелевской премии Лайнуса Полинга «Не бывать войне!» (No More War!). Но сейчас я вижу, чувствую, что как раз пришло время вспомнить о ней. Ведь фундаментальный труд «Не бывать войне!» Л. Полинга, изданный в 1958 году одновременно в Нью-Йорке и Лондоне, остается актуальным и сегодня, спустя пятьдесят лет после его опубликования. Разве не свидетельствуют в пользу такого умозаключения трагические последствия новой войны на Кавказе? Разве не стало тревожно у нас на душе, когда мы узнали об участии кораблей ЧФ России в военных действиях в акватории Черного моря, которые, собственно, касаются национальных интересов Украины? Что там ни говори, а беспокойная мысль «а если вдруг война...», наверное, овладевала не только моим сознанием, но и многих людей в нашей стране.

Для молодого читателя отмечу здесь: антивоенным проблемам посвящены сотни работ Полинга. Весь их смысл заключается в том, что они вносят в душу насущный элемент той тревоги, без которых душа и совесть погружаются незаметно в особого рода покой. В 1955 году Л. Полинг стал одним из одиннадцати человек, подписавших важный документ, который вошел в историю под названием «Манифест Рассела — Эйнштейна». В этом обращении к лидерам государств, политикам, ученым, широким слоям общественности есть такие строки: «Мы должны научиться мыслить по-новому. Мы должны спрашивать себя не о том, какие шаги надо предпринять для достижения военной победы того лагеря, к которому мы принадлежим, ибо таких шагов больше не существует; мы должны задать себе другой вопрос: какие шаги можно предпринять для предупреждения военного конфликта, исход которого будет катастрофическим для всех его участников?» Уже из этого, считаю, видно, как много пищи для размышлений дает их манифест...

Глубоко осознав, какую угрозу несет человечеству ядерное оружие, Полинг стал активно бороться против наращивания ядерных вооружений. Он выступил одним из инициаторов Пагоушского движения. Часто общаясь со сторонниками мира, американский ученый убедился, что у многих людей, к сожалению, отсутствует реалистическое представление о последствиях ядерной войны, а также ядерных испытаний, и что важной причиной этого является беспринципная позиция тех ученых, которые поддерживают интересы военно-промышленного комплекса. И это понятно, потому что система военного бизнеса на Западе стремится к самосохранению и росту. Действует «эффект самовозбуждения». Эти и другие вопросы Полинг рассмотрел в лекции «Наука в современном мире», с которой выступил 15 мая 1957 года в церкви Вашингтонского университета, что находится в городе Сент-Луис, штат Миссури. Своей лекцией он продемонстрировал поддержку «Декларации совести» Альберта Швейцера, лауреата Нобелевской премии мира (1952 г.), исходный принцип мировоззрения которого — «преклонение перед жизнью» как основа нравственного обновления человечества. Большая заинтересованность, которую проявили к ней присутствующие, еще раз убедили Л. Полинга в правильности замысла составить заявление о немедленном прекращении испытаний ядерного оружия, под которым могли бы подписаться и другие ученые и тем самым довести до общественности действительную точку зрения науки. В тот же день такое заявление было написано.

По оценке Александра Пилипенко из НАН Украины, «в течение двух недель под заявлением-воззванием поставили подписи свыше 2000 американских ученых. 4 июня 1957 г. Полинг передал его президенту США. Спустя некоторое время воззвание Полинга подписали 9235 ученых из 44-х стран, в том числе 36 лауреатов Нобелевской премии. Обращение было передано Генеральному секретарю ООН» (А. П. Пилипенко К 30-летию книги Л. Полинга «Не бывать войне!» // Юбилеи науки, 1988: (Ежегодник). — К.: Наук. думка, 1989. — С. 428). Недавно в интернете я обнаружил другие интересные данные: направленную Полингом петицию Генсеку ООН в целом подписали 11021 ученый из 49-ти стран мира. Как бы там ни было, обращение Лайнуса Полинга сыграло важнейшую роль в консолидации антивоенно настроенных ученых, в раскрытии позиции науки относительно ядерной войны и испытания ядерного оружия. Не говоря уже о том, что оно приблизило заключение Договора о запрещении испытаний ядерного оружия, благодаря чему стало немного спокойнее в мире. Согласитесь, такие результаты — это немало.

Вслед за воззванием и появилась книга «Не бывать войне!», в которой Полинг обстоятельно изложил свои пацифистские взгляды. При этом важно учитывать, что он — ученый и потому проблема войны и мира рассмотрена в его работе с позиций науки, естествознания. Такой подход не был тогда абсолютно новым, но книга ученого из США закрепила его. Он возник из требований самой жизни, поэтому не удивительно, что работа Л. Полинга «Не бывать войне!», как утверждают некоторые исследователи истории науки, «оказалась в центре интересной и принципиально важной реверсии отношения ученых к проблеме войны и мира». Мы должны также помнить, что ко времени работы Полинга над этой книгой ученые уже в течение 13-ти лет жили в условиях ядерного мира. Однако ядерный взрыв над Хиросимой потряс людей, создавших атомное оружие. Вина и бессилие были преобладающими чувствами, поскольку контроль ученых над ситуацией, созданной ими, был потерян, в результате чего был открыт путь на ядерную Голгофу.

О книге Полинга «Не бывать войне!» можно говорить много. Один из существенных выводов, по-моему, состоит вот в чем: она способствовала преодолению узкопрофессионального отношения ученых к действительности. «Настало время, — говорится в ней, — когда силы человеческого разума должны одержать верх над жестокостью и безумием войны». Эта принципиальная позиция автора является стержневой в его книге. Ведь война на ракетно-ядерном уровне — это решение, которое ничего не решает. Отсюда — так называемый «стратегический пат»: фигуры есть, но ходить некуда. Отсюда же — абсурдность, алогичность гонки вооружений, ибо накопление оружия не увеличивает безопасность, а уменьшает ее.

Миротворческий труд Лайнуса Полинга, на мой взгляд, являет собой образец именно такого подхода к борьбе за мир. Он является органическим синтезом принципов науки и человеческой морали с антивоенной тематикой. Ни защита, ни нападение, ни любое их сочетание не могут гарантировать безопасность. Следовательно, единственная гарантия безопасности — это лишь взаимная безопасность, а значит — предотвращение войны. «Не бывать войне!» Л. Полинга — это настольная книга для современных правителей. Мудрые лидеры государств не просто ее используют в своей деятельности — они по ней живут.

После недавнего военного конфликта на Кавказе, когда Грузия вынуждена была отступить перед военной операцией со стороны России, вновь активизировалась дискуссия о необходимости возвращения Украине статуса ядерной державы как фактора сдерживания. Столичный еженедельник «Комментарии», например, в №33 за 5 сентября с.г. посвятил этому серию специальных статьей под общим названием «Украина на ядерном пороге». Свои материалы на эту тему напечатал и ряд других газет. Что можно сказать по этому поводу? Логика, логика жизни требует иного решения. Потому что восстановление Украиной военного ядерного статуса не может стать для нее эффективным способом достижения внешнеполитических успехов. Об использовании ядерного оружия и говорить не приходится. Любой конфликт с его применением был бы не чем иным, как акцией стран, которые сошли с ума.

Насилие, его идеология и проявления — вне зависимости от конкретных побудительных мотивов — это, скажем прямо, проявление культурной и социальной патологии, и ее не излечить никакими гомеопатическими средствами. Только принципы и подходы, исключающие насилие как средство решения каких бы то ни было проблем, могут создать в обществе условия, показывающие насилие в его истинном свете — как извращение и отклонение от нормы человеческих взаимоотношений. Мир не станет лучше, если пытаться изменить его с помощью насилия, это могут сделать только методы и подходы, основанные на гуманизме и человечности.

И Лайнус Полинг именно этим и ценен для нас сегодня. Это он в 1965 году подписал Декларацию гражданского неповиновения «Совесть против войны во Вьетнаме». Надо отдать должное этому смелому американцу — он рьяно отстаивал свою антивоенную позицию, за что в 1962 году был удостоен Нобелевской премии мира. Ученого не испугали выступления некоторых коллег из сферы науки, которые, руководствуясь политическими и конъюнктурными соображениями, стремились опровергнуть его. Однако они так и не сумели ему помешать добиться своего. Неутомимый пацифист Л. Полинг последовательно боролся с теми, кто хотел сделать людей несчастными, убедительно доказав, что ученые могут внести особый вклад в сохранение мира именно как ученые. Книга Полинга «Не бывать войне!» наглядно показывает, что ориентироваться в современном мире, созданном наукой, невозможно без помощи ученых. Наука должна стать основой современной политики. Другой ее основой должна стать сила добра, морали, гуманизма.

Юрий КИЛИМНИК, кандидат философских наук, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ