Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Я в Україну повернусь»

Уехавшие на заработки хотят домой, но не знают, что здесь будут делать...
28 августа, 2008 - 18:47
ОДНОЙ ИЗ ПЕРВЫХ ВНИМАНИЕ ОБЩЕСТВЕННОСТИ НА ПРОБЛЕМЫ ЗАРОБИТЧАН ОБРАТИЛА ЮЛИЯ ТИМОШЕНКО. ПРИ ЕЕ УЧАСТИИ БЫЛ СНЯТ ФИЛЬМ «МАТЬ И МАЧЕХА» (ПО МОТИВАМ НОВЕЛЛЫ В. СТЕФАНИКА «КАМЕННЫЙ КРЕСТ») О ТОМ, ЧТО ЗА БОЛЕЕ ЧЕМ СТО ЛЕТ ЖИЗНЬ УКРАИНСКИХ ЭМИГРАНТОВ НА ЧУЖБИНЕ ПОЧТИ НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ / ФОТО С САЙТА «УКРАЇНСЬКА ПРАВДА»

Кто сказал, что мы не в Евросоюзе? Украинцы там давно. Вот только не так, как это себе видят некоторые наши политики, — с голосованием в Европарламенте, всякими политически-экономическими выгодами и тому подобным. Непосильный труд, абсолютная правовая незащищенность, унижение и осознание того, что ты не нужен никому ни там — за границей, ни здесь — на Родине, — вот украинские будни в западном цивилизованном мире.

С начала 90-х годов в Украине катастрофическими темпами начала расти бездна между богатым и бедным населением. В приблизительном соотношении это выглядело как 1—2% к 90%. 7—8% — средний класс, который в цивилизованных странах составляет основу общества, у нас превратился в незначительное промежуточное звено между теми, кто находится на грани выживания, и теми, кто может позволить себе более чем достаточный уровень жизни. Можно говорить много о социально-экономических сложностях первых лет независимости, но все равно выглядит неестественным тот факт, что украинцы со своей ментальной склонностью к мелкой частной собственности не смогли сформировать достаточно обеспеченную общественную прослойку. Куда делись те украинцы, которых в экономической социологии назвали бы средним классом работающих владельцев?

Отсутствие рабочих мест, низкая заработная плата, еще не налаженная система кредитования — все это и многое другое принудило украинцев протаптывать пути туда, где уже давно сформирована и надежно работает социально-экономическая инфраструктура. Массовый уход на заработки в страны Западной Европы (меньше — в Россию) превратился в примету целой эпохи. Сегодня же украинский средний класс возвращается домой. Легально или нелегально заработав деньги (часто немалые даже по европейским меркам), уехавшие на заработки готовы открывать свое дело и работать здесь, на Родине. Что же им после семнадцати лет может предложить их Родина, о которой они мечтали?

Недавно после визита в Португалию глава облгосадминистрации Ивано-Франковской области Николай Палийчук обратился к общественным организациям города с целью положить начало проекту по поддержке малого бизнеса для граждан Ивано-Франковщины, выехавших на заработки за границу и желающих вернуться. Причиной такой инициативы стал его разговор с эмигрантами в Португалии, которые признались, что с радостью вернулись бы домой, если бы им было там чем заняться (за достойную оплату, конечно же). В среднем за границей они получают от 800 до 2000 евро. Согласитесь, в областном центре Украины такие деньги заработать не так уж и реально.

Зарубежное нелегальное зарабатывание денег и полная социальная незащищенность оказались явлением массовым и неоднозначным. С одной стороны — оно имеет множество негативных последствий, причем не только для самих зарабатывающих. От выезда граждан на работу в богатые страны в первую очередь страдают дети, которых воспитывают бабушки, дедушки и родственники. Часто у детей развиваются потребительские настроения. Скажем, ученик шестого класса одной из ивано-франковских школ вытянул две гривни и начал деньгами вытирать школьную доску.

Такая деградация общества является всеохватывающей, ведь и сами граждане, покинув границы родной страны, теряют общественную активность и заинтересованность в экономической и политической ситуации государства. Мол, «мы здесь никто и от нас ничего не зависит». Хотя, как утверждает Геннадий Микитка, президент Центра европейской интеграции в Ивано-Франковске, «все зависит от личного уровня культуры самого человека. Когда он заработает на хлеб, крышу над головой, тогда начинает призадумываться: а что же дальше? Что есть выше?». Тогда человек переосмысливает ценности, обращается к духовному, начинает инвестировать в его истоки — церковь и образование.

Можно даже сказать, что часть украинских мигрантов более выразительно почувствовала себя украинцами после того как побывала за границей. В данном случае это стоит считать особенно позитивным следствием, поскольку вряд ли можно почувствовать себя европейцем, избежав осмысления своей принадлежности к определенному народу и государству. Как следует из интервью, которые проводились Институтом общественных дел среди украинцев, уехавших на заработки, такие метаморфозы произошли со многими украинцами — выходцами из западных областей Украины. Где-то около 65% из них готовы вернуться в Украину, если бы видели реальные перспективы самореализации.

Кто такой наш уехавший на заработки в социальном измерении? На одном из интернет-сайтов размещена статья Ивана Маркова под громким названием: «Украинский средний класс зарождается в Италии». Ирония не без оснований. Марков пишет, что опрошенные украинцы, зарабатывающие в Италии, считают себя потенциальными бизнесменами. Почти половина (47,05%) этих людей имеет высшее образование, 32,63% — среднее, 26,14% — среднее специальное. Они представляют широкий спектр специальностей: технические (51,61%), гуманитарные (19,35%), медицинские (3,22%). Все разнообразие возрастных и социальных групп, образовательных уровней, специальностей и сфер занятости тех, кто не нашел применения своим силам в Украине, за границей сужается к единому понятию: уехавший на заработки нелегал.

Среди них те, кто планирует положить начало собственному бизнесу в Украине, составляют 25,80%. А это четверть мигрантского капитала, который может инвестироваться в украинскую экономику. Стоит не забывать и о мигрантских инвестициях в образование — дети уехавших на заработки имеют возможность получать профессию в престижных учебных заведениях как в Украине, так и за ее пределами.

При проведении сравнительного анализа рейтинговым агентством социально-экономического развития аналитического центра «Институт реформ Украины» на уровне городов областного значения первые позиции принадлежат именно городам западного региона. И далеко не последнюю роль здесь играют значительные потоки валюты, поступающие жителям западных областей от их родственников, работающих на заработках в Греции, Португалии, Италии, Испании и тому подобное. По оценкам экспертов, остарбайтерами является практически 20% (более 2 млн. человек) населения запада, которое регулярно переводит в Украину значительные объемы заработанных средств. Например, уехавшие на заработки из Ивано-Франковщины (около 250 тыс. человек) различными способами ежегодно переправляют в Украину от 700 млн. до 1 млрд. дол. США. В Черновицкой области, треть жителей которой (170—180 тыс. человек) работают на заработках, поступления от трудовых мигрантов превышают 300 млн. дол. за год, что втрое больше бюджета области.

Такой специфический вид доходов жителей Западной Украины обуславливает высокие потребительские расходы и расходы на приобретение недвижимости, а также — на платное образование.

Как видим, оснований смотреть на явление отъезда на заработки «сквозь пальцы» у власти достаточно.

«Голодных там нет...» — резюмирует Геннадий Микитка. Тем паче, «о наших там заботятся». Например, по словам пана Микитки, в одном только Валенсийском округе (Испания) на поддержку эмигрантов на два года выделено 980 млн. евро. Хотя, по словам пани Марии Т., уехавшей на заработки в Италию, «здесь ты просто никто — раб». Ей хочется домой, к родным, хочется видеть, как растет внучек. Однако поехать не может — ожидает выписки документов на легализацию, чтобы потом опять можно было вернуться в Италию без препятствий. Впервые же туда добиралась нелегально — мороз по коже пробегает, когда начинает вспоминать о тайном переезде в грузовом бусе.

Украинский центр «Женские перспективы» провел социологический опрос украинских трудовых эмигрантов в Италии. По его результатам, для выезда за границу почти 90% получили туристическую визу. При этом 49,48% человек имели визу сроком 7—10 дней, 36% — на две недели, 10,65% — на один месяц, 2,04% — на три месяца и 1,8% — визу на полгода. То есть в основном эти люди на момент опроса находились в Италии нелегально. Только 3,85% респондентов утвердительно ответили на вопрос: «Имеете ли вы разрешение на работу?», 69,61% работают без официального разрешения, а 26,53% не смогли ответить на этот вопрос.

Однако проблема собственно не в легализации такого явления, а в том, как возвратить украинцев в Украину.

Именно на Ивано-Франковщине взялись за реализацию проекта по возвращению уехавших на заработки из-за границы. Он предусматривает налаживание новых и расширение существующих связей с регионами тех стран, где украинцы нашли работу. А еще Ивано-Франковское общественное объединение «Бюро по правам человека» положило начало программе защиты прав трудовых мигрантов и их семей «Я в Україну повернусь». В планах бюро построить в городе Ивано-Франковск на Привокзальной площади часовню-мемориал погибшим и пропавшим без вести землякам, уехавшим на заработки.

По словам председателя объединения «Бюро по правам человека» Мирона Дмитрика, основные направления программы «Я в Україну повернусь» предусматривают «лоббировать законодательное обеспечение прав трудовых мигрантов — граждан Украины, а также бесплатную правовую защиту семей, члены которых погибли, работая за границей, содействовать трудоустройству тех, кто возвращается на Родину, и осуществлять контроль за деятельностью фирм-посредников, занимающихся трудоустройством за границей на предмет предотвращения случаев мошенничества и торговли людьми».

Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День», Людмила МАСИК, Ивано-Франковск
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ