Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Наталья ЗАБОЛОТНАЯ: На наших акциях посетители прежде всего хотят видеть искусство, а не так называемую актуальность

4 сентября «Антикварный салон» в Украинском доме представит произведения художников Парижской школы: Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Константина Бранкузи, Жака Липшица и других
22 августа, 2008 - 00:00

Украинский дом готовит новую масштабную художественную акцию. 4 сентября здесь откроется «Антикварный салон». Напомним, что уже несколько лет подряд арт-критиков, коллекционеров и просто любителей искусства здесь собирает «Арт-Киев» и «Большой скульптурный салон», специализирующиеся соответственно на живописи и скульптуре. В рамках обеих этих акций, кроме галерейных стендов и новейших работ наших мастеров, организаторы традиционно представляли и фрагменты антикварных коллекций. Например, живопись Марии Приймаченко или скульптуру Родена. Отныне своими антикварными фондами украинский бомонд будет хвастаться на отдельном мероприятии.

По словам директора Украинского дома Натальи Заболотной, здание бывшего Музея Ленина сегодня довольно востребовано. Здесь постоянно проходят серьезные форумы и конференции (наподобие «Мини-Давоса», подготовка к которому продолжалась в течение двух лет), творческие и культурные мероприятия. Договоры с заказчиками — украинскими и заграничными — подписаны, а планы заполнены на месяцы вперед. Впрочем, часто это учреждение, имеющее статус государственного предприятия, становится жертвой влияний. Пани Наталья вспоминает, как когда-то, незадолго до президентских выборов, Музей истории Киева из отдельного здания на улице Пилипа Орлика был перенесен в Украинский дом, что парализовало его потенциал. А бывшее помещение музея по поручению президента Кучмы было предано Верховному Суду. «Могло бы такое быть в цивилизованном государстве? Думаю, что нет, — допускает Наталья Заболотная. — А если кто-то завтра скажет: хочу парламентскую библиотеку?»

Сейчас в стенах Украинского дома опять сложилась противоречивая ситуация. Здесь проходит выставка украинского портрета, организованная общественным объединением «За поместную Украину». Она расположилась на всех пяти этажах здания очень плотными рядами. Здесь есть буквально все — начиная от Ларисы Долиной и Валерия Меладзе и заканчивая Нестором Махно и десятками украинских священнослужителей. В соответствии с замыслом организаторов этой экспозиции, Украинский дом в перспективе является лучшим местом для создания Музея украинского портрета. При этом художественная стоимость этих портретов не принимается в расчет. И это заметно. Ну, а пока выселить изображения «самых выдающихся» из здания на Европейской площади обещают лишь после того как для экспонирования будет приспособлен «Арсенал». Когда это произойдет, тоже непонятно.

Тем временем подготовка к другим запланированным мероприятиям идет. Ведь соглашения подписаны. Под бдительным наблюдением сотен неусыпных глаз, украшающих стены, проходит книжная ярмарка... Но разве помешают эти портреты Европейскому конгрессу кардиологов? — удивляются организаторы выставки. Такому серьезному мероприятию, куда съедутся специалисты со всего мира и для обеспечения которого Украинский дом обязан создать все необходимые, указанные в договоре, условия, портреты помешают. Несоблюдение мировых норм проведения подобных мероприятий, ведь даже лишний стул в коридоре может привести к международному скандалу. Возникают сложности, соответственно, с подготовкой «Антикварного салона», который должен вскоре открыться, — 4 сентября. Развязку ситуации пока что спрогнозировать сложно, ведь желания влиятельных мира сего часто превращаются в аксиомы.

О будущем художественном мероприятии и других акциях «Украинского дома» «День» разговаривал с директором Натальей Заболотной.

— В течение последних нескольких лет в Украинском доме регулярно проходят художественные акции «Арт-Киев» и «Большой скульптурный салон». Почему вы решили выделить экспозицию антиквариата, демонстрировавшуюся в рамках отмеченных мероприятий, в отдельное мероприятие — «Антикварный салон»?

— Эти акции перерастают задуманный масштаб и нуждаются в расширении. Именно поэтому родилась идея впервые за последние десять лет провести «Антикварный салон», который откроет 4 сентября художественный сезон в Украине. Акция объединит 45 ведущих украинских галерей. Принимая во внимание наше законодательство, на территорию Украины весьма сложно ввозить и вывозить из нее произведения искусства, особенно если они выставляются на продажу. В рамках «Антикварного салона» традиционно будут представлены подарки постоянным посетителям наших акций в Украинском доме. Это масштабная экспозиция «Эколь де Пари» (Еcole de Paris) — Парижской школы живописи и скульптуры, рожденной на стыке XIX и XX веков. Этот период дал мировому искусству такие имена, как Пабло Пикассо, Амадео Модильяни, Константин Бранкузи, Жак Липшиц, Ханна Орлова, Марк Шагал. По оценкам специалистов, Парижская школа в значительной степени состояла из художников-иммигрантов, постоянно живших или часто бывавших в Париже в период последних годов XIX до 30-х годов XX века. Париж был воронкой, притягивавшей к себе все таланты из всех уголков земного шара. Именно эмигранты дали Парижской школе самые интересные артефакты. Приятно, что к этому причастна и Украина. Даже в творчестве Николая Глущенко есть период, который отнесен к Парижской школе. И именно этот период творчества будет представлен на нашем салоне 4 сентября. Будет экспонироваться Олекса Грищенко, Илья Павиль. Большую часть экспозиции предоставляет Александр Фельдман — около 30 произведений Манэ-Каца, Моисея Кислинга, Ханны Орловой, Марка Шагала. Скульптура Пикассо, Модильяни, Бранкузи, Липшица — из коллекции Игоря Воронова. Удалось привлечь к участию еще несколько коллекционеров. Например, львовянина Юрия Цвенгроша. Мы старались представить и украинку Александру Экстер, но не осмелились, потому что с оригиналами этой художницы в нашей стране большая проблема — очень много подделок.

В рамках «Антикварного салона» будет экспонироваться и православная украинская и российская икона XVI — начала XIX века, народная деревянная икона из собраний известных коллекционеров. Надеемся, что и Виктор Андреевич предоставит нам для экспонирования свою деревянную скульптуру.

— А вы уже обращались к Президенту с этой просьбой?

— Да. Но сейчас такой сложный период...

— Что можно сказать о колекционировании в Украине вообще, в том числе по сравнению с заграничным?

— Многие сегодня коллекционируют не все подряд. Некоторые понемногу приходят к коллекционированию определенного художественного направления. Например, Игорь Грынив сосредоточился на Львовской школе и Закарпатье, акцент на авангарде и неоконформизме преобладает в коллекции Игоря Черкасского.

Западный антикварный рынок насчитывает век, тогда как в Украине и антикварный, и арт-рынок находятся в зачаточном состоянии. Очень медленно движется процесс с законодательством. Россия свои границы открыла. Россияне могут вывозить произведения искусства на аукционы — Christie’s, Sotheby’s, выставлять своих художников за границей. Завозить в свою страну произведения искусства они могут абсолютно свободно, и все попадающее в Россию сразу приобретает статус национальной ценности. У нас же это называется контрабандой. Легально завезти произведение искусства означает буквально «раздеть» его владельца. И даже если коллекционеры ввозят живопись или скульптуру легально, они тратят на это массу времени и получают ярлыки подозрительных персон. Приведу цифры. В мире общий оборот рынка антиквариата равен двум миллиардам, а в Украине — 50 миллионам условных единиц. Но это официальная цифра. Неофициальные данные значительно выше, и, соответственно, государство от этого недополучает.

Сейчас также есть большая потребность в том, чтобы амнистировать коллекции. Коллекционеры боятся демонстрировать свои приобретения на публике. Они предпочитают оставлять их за границей в своих лондонских, парижских, пражских квартирах. Правда, сейчас мы этот процесс немного расшевелили, украинские ценители искусства начинают более-менее открыто демонстрировать то, что у них есть. А у них есть значительно больше, чем в наших музеях...

— Очень много работ украинских художников по тем или иным причинам сегодня хранятся за границей. Как вы считаете, есть ли шанс их вернуть?

— В городском музее Амстердама есть около 30 работ Казимира Малевича. Когда-то эту коллекцию он передал на хранение своему товарищу, который потом продал ее за очень символическую сумму музею. Между тем художник был украинцем по происхождению, его крестили в Киеве, в Александрийском соборе, он всю жизнь он подписывался: я — украинец. В этом году исполняется 130 лет со дня его рождения. Сейчас мы работаем над тем, чтобы организовать выставку Малевича в Украинском доме. В частности, я веду переговоры с Музеем русского искусства, «Русским музеем» в Санкт-Петербурге, с Третьяковской галереей, а также послом Голландии в Украине. И здесь еще одна проблема — очень большие страховые суммы. Ни одно страховое агентство в Украине не стоит столько, на сколько просят застраховать картину Малевича. Вопрос о возврате работ украинских художников на родину, может, и разрешим, но лишь на уровне высших государственных чиновников.

— Какие у вас планы относительно нынешнего «Арт-Киева»?

— В ноябре этого года мы уже в третий раз проведем большую выставку живописи «Арт-Киев» на пяти этажах Украинского дома, где будут представлены ведущие галереи Украины и десять стран мира. Сейчас у нас уже есть договоренности с двумя итальянскими галереями, работающими с современными художниками первого эшелона, — так называемым направлением «контемпорари арт». В большом выставочном зале готовится спецпроект. Будут выставляться работы Александра Гнилицкого из Германии и из украинских коллекций. Будут представлены и наши галереи, специализирующиеся на современном искусстве: Bottega, «Я Галерея» Павла Гудимова, «Ателье Карась», «Коллекция».

Мы используем абсолютно новый подход к формированию экспозиции. Поскольку антикварный ряд мы уже перенесли на «Антикварный салон», «Арт-Киев» будет экспонировать современное искусство.

— Относительно темы формирования экспозиции. Приходилось слышать заявления арт-критиков о том, что на «Арт-Киеве» и «Большом скульптурном салоне» отсутствует художественное кураторство...

— Есть несколько людей, которые могли бы быть достойными кураторами, но они сосредотачиваются исключительно на современном актуальном искусстве. Это то, что предлагают экспозиции «Пинчук—Арт-Центра», выставляя в основном иностранных художников. А в Украине в этом направлении сейчас работает еще не так много художников, чтобы исключительно на них можно было бы базировать такую акцию, как «Арт-Киев». Это не «Арт-Москва» и не «Арт-Базель». Нужно с чего-то начинать.

На «Арт-Киеве» представители «контемпорари арт» будут размещены на первом этаже. А дальше что? Нам хочется, чтобы с годами «Арт-Киев» дорос до «Арт-Базеля», где объединяется и антиквариат, и современное искусство, и еще множество различных стилей. Возможно, мы сделаем отдельно выставку современного искусства, но это будет не раньше, чем через полтора-два года.

Украинский дом — для людей. На наших акциях посетители в первую очередь хотят увидеть искусство, а не так называемую актуальность. И многие уже могут и хотят покупать искусство не на Андреевском спуске, а из рук профессиональных мастеров.

— Получается, ваши акции стимулируют арт-рынок. А как насчет самих художников?

— Работы постоянно дорожают... Действительно, мы уже стали своего рода чувствительным датчиком, сигнализирующем о работе украинского арт-рынка. К тому же, мы стимулируем художников. Во время первого скульптурного салона мы выставляли художественные работы скульпторов за последние три-пять лет, у них было очень мало новых работ. Некоторые считали, что в связи с этим нужно проводить акцию раз в пять или три года. Но мы рискнули, а художники не подвели ни нас, ни себя. «Скульптурный салон» стимулирует и авторов, и покупателей. Он создал спрос на современную скульптуру.

Конечно, не все признаются, что они купили и за сколько, но, по нашей информации, во время последнего «Большого скульптурного салона» было приобретено и сделано заказов на сумму от 5 до 6 млн. долларов. И это лишь современная скульптура, антиквариат у нас не продавался.

Соединение частных коллекций известных личностей и современных художников была на самом деле не «винегретом», а эффективным шагом. Приходили коллекционеры, которые на протяжении последних лет покупали только Глущенко, Шишко и давно ушедших авторов. А здесь они увидели современных художников, и с того времени начался отсчет их новых коллекций, уже современного искусства.

На мой взгляд, учитывая их начальный этап, наши проекты довольно успешны.

— Как сдвинуть с места механизм законодательных изменений в художественной сфере? Ведь есть в конце концов заинтересованные в этом депутаты-коллекционеры. Кто должен проявить законодательную инициативу?

— К примеру, Александр Фельдман давал несколько таких законодательных проектов, но они тормозятся. Дело в том, что есть депутаты, они действительно патриоты, но у них до сих пор очень недоверчивое отношение к обеспеченным людям. Они считают, что открытие границ для искусства — это ошибка.

Сейчас в Киеве строится «Мистецький Арсенал». Все хотят увидеть украинский «Лувр». В «Метрополитен-музее» в Нью-Йорке под каждой картиной подписано: «из семьи Ротшильдов», «передал Рокфеллер» и так далее. То есть это подаренные вещи. Желающие передавать произведения украинским музеям есть. В частности, среди представителей диаспоры. Но за подаренные вещи им необходимо компенсировать 40% от стоимости подарка. А потом этот презент еще и нужно привезти в Украину. Средств на это, понятное дело, нет.

В связи с этим я вспомню уникальный пример. Львовский художник Орест Дзындра в свое время уехал в Нью-Йорк. Как и Александр Архипенко, он хотел передать свое наследие Украине, но здесь скульптору ответили, что принять его работы не могут, потому что для них нет помещения. Тогда Орест Дзындра за свои средства построил дом, загрузил свою скульптуру на корабль и привез ее сюда. Сам художник умер около двух лет назад, но под Львовом теперь есть его музей.

— С какими еще проблемами вы сталкивались при подготовке ваших художественных мероприятий?

— Акции довольно сложные. К тому же, их уже три. Поскольку мы — государственное учреждение, то у нас ограниченные финансовые возможности. Приходится привлекать небезразличных. Кроме того, сам Украинский дом время от времени становится лакомым куском для имеющих влияние людей. Нам весьма сложно этому противостоять.

Маша ТОМАК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ