Глава меджлиса крымскотатарского народа, представитель коалиционной фракции «Наша Украина — Народная самооборона» Мустафа Джемилев в интервью «Дню» — о кавказских уроках и украинских рисках.
— Господин Джемилев, многие (в том числе и иностранные политики) сегодня, к сожалению, подливают масла в информационный костер страстей, примеряя осетинский сценарий на Крым. Ваше мнение в этой связи?
— Эти аналогии имеют некоторое основание, поскольку одним из главных аргументов для вторжения на территорию Грузии было якобы желание защитить от Грузии граждан, имеющих российское гражданство. В Крыму, и особенно в Севастополе, достаточно много людей с российскими паспортами. А разработать и реализовать сценарий там довольно просто: пророссийские организации, которых в Крыму великое множество, военнослужащие российского Черноморского флота или полувоенные формирования, называющие себя «казаками» и число которых, по их собственной информации, достигает почти пяти тысяч, начинают какие-то провокационные действия, провоцируют межнациональный конфликт, грубо нарушают украинские законы. Украина, в свою очередь, предпринимает против них какие-то меры, они тут же расцениваются соседом как посягательство на права российских граждан — и вот вам новая Южная Осетия. Даже вводить войска нет необходимости, там достаточно большой для региона и неплохо вооруженный контингент российского Черноморского флота.
— Что должна делать уже сегодня украинская власть, чтобы не допустить (минимизировать) возможное заострение ситуации в АРК?
— Должен быть разработан довольно обширный комплекс мер, но в первую очередь нужен тщательный мониторинг ситуации с гражданством людей, проживающих на территории Украины и, в частности, в Крыму. Если российские консульства, в нарушение норм украинского законодательства, выдавали российские паспорта людям, которые еще не вышли из украинского гражданства, то такие консульства должны быть закрыты, а выданные им паспорта аннулированы — или же должно быть аннулировано их украинское гражданство и решен вопрос о законности их пребывания на территории Украины.
Во-вторых, органы власти Украины должны, наконец, от слов перейти к делу и плотно заняться теми пророссийскими организациями, которые уже в течение многих лет провоцируют межнациональные столкновения, ведут активную антиукраинскую деятельность. Трудно и невозможно себе представить, чтобы какие-то большие группы людей маршировали по улицам городов России с украинскими или иными флагами, открыто требовали отторжения той или иной части России в пользу иного государства, устанавливали бы по своему усмотрению памятники военным или политическим деятелям иных государств и т.п. А у нас, оказывается, это вполне возможно, потому что у нас такая вот странная «демократия». Ну и, разумеется, необходимо как можно раньше, не дожидаясь 2017 года, определиться с вопросом о базировании в Севастополе российского Черноморского флота. Конечно, это нелегкий вопрос, сопряженный со многими осложнениями, но нерешение этого вопроса может создать для Украины такие проблемы, перед которыми померкнут все прочие.
— В разгар войны на Кавказе официальный Киев через МИД заявил о том, что «оставляет за собой право, согласно нормам международного права и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей и судов, которые могут принять участие в вышеуказанных действиях». Как вы расцениваете это заявление?
— Несколько кораблей Черноморского флота, как известно, направились к берегам Грузии, чтобы участвовать в войне России против этой страны и, в частности, уже потопили один военный катер Грузии. В свою очередь, Грузия, при наличии у нее возможностей и желания, согласно правилам войны, имеет право не только открывать огонь по этим кораблям, но также и по базам, откуда эти корабли вышли. В данном случае — по Севастополю и Крыму, т.е. по территории Украины. Таким образом, получается, что Украина втягивается в чужую войну против своего союзника по ГУАМ. Поэтому Украина, разумеется, вправе предпринимать меры для предотвращения столь пагубной и опасной для страны ситуации. Запрет на возвращение в территориальные воды Украины тех кораблей, которые участвовали в войне, и указ Президента от 13 августа о порядке пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями и самолетами Черноморского флота Российской Федерации, находящимися на территории Украины, являются довольно мягкими и толерантными мерами Украины по защите собственных интересов. Другое дело, насколько они выполнимы, если учесть, с каким государством мы имеем дело...
— Ваша оценка реакции мирового сообщества в целом и Украиныв, частности, на войну в Южной Осетии?
— Принимая во внимание, что имело место грубое и опасное для мирового порядка нарушение норм международного права — военное вторжение на территорию другой страны, ведение на ее территории военных действий, сопровождавшееся убийством мирных жителей, разрушением их жилищ и т.п., то реакцию мирового сообщества нельзя назвать адекватной. Полагаю, что следовало бы немедленно созвать Совет Безопасности или Генеральную Ассамблею ООН и ввести необходимые санкции в отношении агрессора, но этого пока не сделано. Бросились только «посредничать», уговаривать агрессора, чтобы он перестал стрелять и убивать людей. Реакция Украины, я бы сказал, была достойной и соответствующей ее возможностям в нынешней политической ситуации в самой стране.
— Насколько, на ваш взгляд, был прогнозирован кавказский «взрыв» именно сегодня и именно сейчас?
— Как говорил один известный россиянин, умом Россию не понять, поэтому прогнозировать ее действия в той или иной ситуации — дело довольно трудное. Прогнозировать можно только действия демократических стран. Но тот факт, что в свое время все согласились с тем, что в этом регионе Россия будет выполнять функции миротворца, конечно, было большой ошибкой.
— Ваш коллега по фракции Андрей Парубий заявил о том, что, цитирую, «события в Грузии должны вывести наше вступление в НАТО в ранг первоочередных государственных вопросов». Насколько это, по-вашему, на сегодня реально?
— По этому поводу существует два противоположных мнения. Конечно, если бы Грузия и Украина были членами НАТО, то Россия вряд ли даже подумала бы о нападении на Грузию и корабли Черноморского флота не ходили бы бомбить эту страну, а если бы и захотели, то были бы заблокированы НАТОвскими кораблями. То есть, с точки зрения укрепления мира и стабильности в регионе вступление наших стран в НАТО весьма актуально и целесообразно. Но НАТО, как известно, старается не принимать в свою организацию страны, у которых есть проблемы с другими государствами, особенно территориальные. Кроме того, несколько стран НАТО, например Германия и Франция, примерно четверть потребляемого природного газа покупают у России, и они крайне не заинтересованы в осложнении отношений с ней, что неминуемо в случае приема Украины и Грузии в НАТО. Поэтому вопрос о вступлении Грузии и Украины в НАТО может быть в числе первоочередных только в том случае, если соображения о долгосрочных интересах в этих странах возьмут верх над интересами сегодняшними.
— В одном из интервью вы заявили, что российские бизнесмены массово скупают землю в Крыму, раздавая взятки, а для борьбы с крымскими татарами, самовольно селящимися на проданных территориях, бизнесмены нанимают русскоязычную молодежь, которая организованными группами нападает на татар. «Мы понимаем, что если Крым не отдадут России, Россия просто его выкупит», — ваши слова. В чем состоит ответное украинское «торговое табу»?
— Нет никакого «табу», потому что очень многие высокопоставленные чиновники в Киеве и Симферополе сами участвуют в земельном «дерибане».
— Как на сегодня относятся крымские татары к территориальным притязаниям некоторых политиков РФ, в частностигосподина Лужкова, относительно Крыма?
— Разумеется, крайне негативно, но крымские татары составляют меньшинство в Крыму, всего около 13%. А если учесть, что Киев проявляет почти полное равнодушие к законным требованиям крымских татар, то и они в последнее время на подобные высказывания перестали остро реагировать. Во-первых, уже как-то привыкли к этой болтовне разных лужковых-затулиных-жириновских, а во-вторых, на бытовом уровне люди начинают приходить к мнению, которое сводится к формуле: «Что бы мы ни делали для Украины, мы для них все равно чужие... Они потом между собой договорятся, а крымские татары опять будут крайними».
— Чем объясняется тот факт, что в стране нет еще полной законодательной базы для решения крымскотатарской проблемы?
— Именно это вызывает у крымских татар особое, мягко говоря, неудовольствие. Все наши попытки сдвинуть этот вопрос с мертвой точки наталкиваются на равнодушие или глухое сопротивление тех, от кого зависит его решение. Да и расстановка сил в парламенте тоже не та, чтобы легко принимались законы, направленные на решение насущных проблем страны. Есть в Верховной Раде депутаты, которые понимают важность этой проблемы и всегда готовы поддержать подобные законы. Есть равнодушные к этой проблеме, потому что это не приносит для них лично никаких дивидендов. Есть ярые противники, которые не только никогда не поддержат законы, направленные на восстановление прав репатриантов, но даже выступают в печати с оправданием сталинской депортации и геноцида крымскотатарского народа. Например, лидер Компартии Петр Симоненко выступил в печати с издевательским заявлением, что крымские татары должны поставить Сталину золотой памятник за то, что он их просто выселил, а не уничтожил всех. В любой цивилизованной стране подобные типы, оскорбляющие достоинство всего народа, как правило, несут уголовную ответственность, но у нас такие личности зачастую занимают высокие посты в государстве.
— Зимой вы назвали «очень светлым событием» провозглашение независимости края Косово. Как вы считаете, почему до сих пор не озвучена официальная позиция официального Киева в этой связи?
— Причин несколько. Во-первых, оглядка на Москву — как бы она еще больше не рассердилась на Украину и не мобилизовала против ее руководства всех своих сторонников в нашей стране. Во-вторых, опасения, как бы этот прецедент не стал примером для некоторых регионов Украины, в частности, для Крыма, хотя, правда, для такого рода опасений нет никаких правовых основ. Кроме того, широко распространено мнение, что в этой ситуации мы должны быть на стороне сербов, поскольку они «свои», то есть православные, славяне, хотя именно преступные действия руководителей этих «своих» и привели к распаду Югославии. Ведущие европейские страны давно отказались от принципа деления в политике на «своих» и «чужих» по расовому, конфессиональному или этническому признаку, но для значительной части украинского политического истеблишмента это пока еще весомый аргумент.