Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Смыслы

15 августа, 2008 - 00:00

ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

Что важнее? Последние века истории прошли под влиянием всякого рода общественных пертурбаций. Все же чисто индивидуальное умалялось всячески и даже уничтожалось зачастую нещадно. И сейчас мало что в этом смысле изменилось: все так же мы превозносим лишь коллективное — партии, союзы, коалиции всевозможные и т.п. И ждем по-прежнему только от них позитивных изменений. А их нет как нет... А откуда им взяться, если любое сущностное, действительное изменение должно начинаться с духовных задатков каждой отдельной личности и ее продуктивного воздействия на любую общественную структуру! И никогда нельзя преуменьшать значение идей выдающихся мыслителей своего (и не только своего!) времени на общественность. Альберт Швейцер вот как выразил все это в своей «Культуре и этике»: «Кант и Гегель властвовали над умами миллионов людей, которые за всю свою жизнь не прочли ни одной строчки их сочинений и даже не подозревали, что повинуются им». Книга эта вышла в 1923 году в Германии... Если каждый отдельный индивидуум не удосужится ныне укрепиться в мысли своей и сознании, начинает очень быстро укрепляться совершенно неосознанное, бездумное общество. А уж оно ведет только от катастрофы к катастрофе!

ГОСУДАРСТВО

Какое государство мы сейчас строим, т.е. основанное на чем? Какая этика является его движущей силой? И это «этика» только властолюбия, взяточничества и воровства, внушающая только разочарование или все-таки это этика гуманистическая, внушающая активную творческую энергию и оптимизм? Античные философы Платон и Аристотель в свое время беспокоились том, что благополучие их города-государства может оказаться подорванным в результате увеличения численности населения. Нам же ныне разве не впору обеспокоиться благополучием нашего Украинского государства, только уже наоборот, из-за катастрофического сокращения численности населения?

ВОЛЬНОСТИ

За свои самарские земли (река Самара и леса вблизи современного Днепропетровска) запорожские казаки всегда боролись непримиримо. Почему так? Да потому, что никогда не любили они быть зависимыми от кого бы то ни было! Ведь именно на этих своих «вольностях» они отдыхали душой и телом: тут были их зимовья, рыбные и охотничьи угодья, тут держали они свои пасеки. И тут молились Богу. Татарские, русские и польские современники запорожцев представляли их миру только как пьяниц, гуляк и воров. Поражает вообще не только неискренность, лицемерие, но и просто самая обыкновенная мелочность всех этих комментаторов. Вот, к примеру, русский секунд-майор А. Никифоров (див. Д. Яворницький. Твори. Том 1. Київ-Запоріжжя, 2004 г.) 10 мая 1749 г. не поленился отправить по начальству целый тридцатистраничный реестр учиненных запорожцами «обид» окрестным татарам. Тут все подсчитано — до медного котла, топора, шапки и кафтана... Все это они, ясно, считали-подсчитывали, а сами между тем сколачивали в близлежащих местах всевозможные «ретраншименты» — Новосеченский, Новобогдановский, Усть-Самарский да садили всюду свои драгунские команды, конечно, вовсе не для борьбы с татарами или с кем бы то ни было, а для присмотра за до сих пор непостижимо вольными запорожцами. И где им было знать и понять, что этим самым своим «вольностям» запорожцы четко всегда знали ВРЕМЯ, МЕСТО И ГРАНИЦЫ.

ПРОГРЕСС

И в самом простом и рациональном понимании — это автоматическое непрерывное улучшение, развитие всего существующего. Однако самым неожиданным образом в него вплетаются периоды не только странного какого-то застоя, но даже движения вспять. Марксистко-лениское учение о таких регрессивных моментах в истории человечества мало что рассказывает. Для этой «теории» всякого рода отсталость и разные «медвежьи углы» принадлежат, скорее, не объективности, а всему субъективному. Мешают и препятствуют не обстоятельства (их преодолевают), а... люди! Вот их-то и надо в первую очередь перевоспитывать (или просто уничтожать, если не получается), чтобы они не закрывали конечную цель любого прогресса — светлое будущее. Но вот в чем и заковыка: объективность не терпит над собой долго любого волюнтаризма. Она, как порядочная женщина, разве не САМА отстраняет и убирает от себя ВОВРЕМЯ любого своего незадачливого любовника и насильника?

ШИРОКАЯ ПУБЛИКА-3

2 февраля 1870 года Лев Толстой в свой Дневник записал занимательную сказку:

— Один повар готовил обед. Нечистоты, кости, кровь он бросал и выливал на двор. Собаки стояли у двери кухни и бросались на то, что бросал повар. Когда он убил курицу, теленка и выбросил кровь и кишки, когда он бросил кости, собаки были довольны и говорили: он хорошо готовил обед. Он хороший повар. Но когда повар стал чистить яйца, каштаны, артишоки и выбрасывать скорлупу на двор, собаки бросились, понюхали и отвернули носы и сказали: прежде он хорошо готовил обед, а теперь испортился, он дурной повар. Но повар продолжал готовить обед, и обед съели те, для которых он был приготовлен.

Вот ведь как! Каждый настоящий писатель пишет тоже не для публики вообще (широкой), а для публики вполне определенной (своей), т.е. той, КОТОРУЮ ОН ВСЕГДА ИМЕЕТ ВВИДУ!

ЭТИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ

Это то, чем отвечает человеческое сообщество на стихийные, катастрофические и разрушительные природные (и созданные искусственно) «негаразди». Наводнения, ураганы, техногенные катастрофы, войны одних разъединяют, уничтожают и втягивают в свой ужасающий оборот, а других возвышают, объединяют и сохраняют именно в своем взаимопонимании, сочувствии, взаимопомощи, солидарности и единстве! Этот самый нужный всем капитал может быть, приобретен, конечно, только в спокойные и неконфликтные времена — чтобы в экстремальные вовремя БЫЛО ЧЕМ ОТВЕТИТЬ...

ЛОГИКА

«Мы бомбардируем Гори (50 км от Цхинвали, грузинская мирная территория — С. Г.), чтобы понудить Грузию к миру» (Д. Медведев). Вот так логика! Убить почти шесть десятков мирных жителей, в результате этих авианалетов — это, оказывается, означает стремление к миру... А то, что этот «мир» заряжен будет неприятием, злобой и жаждой мести не только политиков, но и простых людей, ЭТО не значит уже вовсе ничего???

СНАЧАЛА

Никогда нельзя из ложного сделать что-то правдивое, из злого — доброе, из ненавистного — любовное и из несправедливого — справедливое. Все настоящее, действительное и судьбоносное надо начинать сначала: всякому значительному Результату должно предшествовать только нравственное (по средствам) Деяние. Всякому такому деянию причиной должно служить только качественное Слово. Ну, а такому слову может быть основанием только честное и искреннее Чувство и Мысль!

ВОПРОС

Россиянам: разве не стыдно жить в таком государстве, которое ради «понуждения к миру» государств соседних и ДРУГИХ, всегда очень легко идет на уничтожение их граждан?

МЕНТАЛИТЕТ

На книжном развале — «Большой дневник стервы». Прекрасный глянцевый переплет, более 600 страниц экономного текста, очень хорошая бумага. Издательство — «Астрель», Москва. Ну и как это сообразуется с нашим менталитетом? Да никак, и никогда не сообразовывалось! Конечно, всякого рода извращений женской сути и тут всегда было предостаточно. Но никогда это здесь не признавалось НОРМОЙ, не возводилось в ИДЕАЛ и не тиражировалось прилюдно как УБЕЖДЕНИЕ и в угоду скучающей широкой публики!

Сергей ГЛУЩЕНКО, Запорожье
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ