Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Что хотел сказать Джеймс Мейс?

Одесский режиссер снимает документальный фильм о Джеймсе Мейсе
8 августа, 2008 - 18:56

Американский исследователь Голодомора и журналист газеты «День» Джеймс Мейс одним из первых понял все масштабы уничтожения украинского народа и на весь мир провозгласил Голодомор геноцидом украинцев. Многие наши соотечественники до сих пор до конца не осознали собственную трагедию. Чтобы рассказать украинцам больше, помочь увидеть правду, Валерий Барановский, главный редактор одесского муниципального телеканала «Круг» и одновременно владелец небольшой студии документального кино под названием «Провинция», решил снять документальный фильм. В рамках съемок Валерий Николаевич приехал в Киев, в редакцию газеты «День», поскольку одной из главных сюжетных линий фильма станет рассказ главного редактора Ларисы Ившиной, ее мысли и воспоминания. «День», пользуясь случаем, расспросил режиссера о фильме и его идее, как и когда она возникла.

— Условное, рабочее название ленты — «Схимничество Джеймса Мейса». Идея возникла именно потому, что Лариса Ившина познакомила нас с этой личностью, дала нам книгу, изданную газетой, «День и вечность Джеймса Мейса». Мы все это посмотрели и решили сделать фильм, где Джеймс Мейс будет одним из главных интеллектуальных персонажей, а не героем фильма, потому что героев там вообще не будет. Этот фильм будет состоять из многочисленных рассказов самых разных людей: свидетелей Голодомора, политиков, общественных деятелей, историков, которые оценивают, что это было, почему произошло, как повлияло на Украину, каковы последствия этой трагедии для нас и тому подобное. А ленту мы решили назвать именно так, потому что сама по себе личность Мейса, экзамен, который он нам всем устроил, — уникален. Это необычайно, невероятно, такого в принципе быть не могло, чтобы индеец из племени Чероки, ставший американским профессором, вдруг заинтересовался именно темой украинского Голодомора, поехал сюда и в конце концов превратился в украинца. Тем более, что он собирал материалы для известной книги Конквеста о Голодоморе — самого объемного и самого важного труда на эту тему. Он очень много сделал для того, чтобы эта книга, которая содержит в себе многосторонний портрет Голодомора в Украине 1931—1933 годов, была серьезной, достойной, глубокой и фундаментальной.

Мы собирались снимать такой фильм и до тезиса Ющенко «Голодомор — геноцид украинского народа». У нас есть каталог будущих фильмов, которые мы только собираемся снять, и там тема «голод» была заявлена еще до оранжевой революции. Но, к сожалению, денег не хватало. А теперь, как это не парадоксально, в силу того, что о Голодоморе заговорили и вокруг этой проблемы поднялось много шума и всевозможных политических аллюзий, появились и деньги. Деньги небольшие, но, тем не менее, достаточные для того, чтобы совершить путешествие по стране и снять высказывания различных людей.

Лента будет представлять собой бесконечный монолог свидетелей, людей, которые оценивают события, у которых есть своя концепция взглядов на то, что произошло, и на его последствия для нашей страны. Все это будет переплетено: через фильм пройдет вербальная ось, на которую будет нанизан разнообразный изобразительный материал, образы.

— Что именно вы снимаете в Киеве?

— Мы снимали Ларису Алексеевну, так же как до того снимали вдохновителя Партии зеленых, украинского писателя, публициста, общественного деятеля, дипломата Юрия Щербака, который тоже самостоятельно делал некоторые шаги в исследовании этой темы и пришел к собственным выводам. И с Ларисой Алексеевной мы общались именно потому, что у нее есть свои мысли на эту тему. Мы хотим, чтобы этот фильм не имел политической окраски. Потому что сегодня очень многие на такого рода темах спекулирует. Это для них чистой воды пиар и на самом деле им безразлична трагедия и погибшие люди, их интересует только одно: появиться в поле зрения публики, лишний раз произнести какие-то слова для того, чтобы остаться в памяти, и, возможно, на следующих выборах электорат поднимет за них руки. А у этих людей, которых мы записываем: и у Ившиной, и у Щербака, и у всех, кого мы снимали и будем снимать, отношение к Голодомору исключительно личное, потому что они настоящие украинцы и их интересует суть дела, они болеют за возрождение самосознания нации, чтобы Украина стала самостоятельным, полноценным, достойным уважения государством. В Киеве мы еще снимем директора архива кинофотодокументов, она очень много знает на эту тему и тоже очень проникается трагедией. Еще сегодня запишем жену Джеймса Мейса Наталью Дзюбенко-Мейс. До этого мы снимали свидетелей Голодомора в различных селах Одесской области. А потом мы поедем в Чернигов, там поговорим с историками и политологами, и они обещали дать нам адреса еще нескольких свидетелей. Сейчас свидетели Голодомора — это очень пожилые люди, учитывая, что эти события уже далеки от нас во времени. На то время они были детьми, но эти дети, как не удивительно, очень многое помнят.

— А когда съемки, путешествия по Украине закончатся и фильм будет готов встретиться со зрителем?

— Я думаю, фильм появится очень скоро, месяца через полтора мы его сделаем.

— На какую аудиторию рассчитана лента?

— На самую широкую. Такой фильм можно было бы показывать на телеканале «История», если бы такой у нас был. Правда, у нас есть телеканал «Культура», но он, к сожалению, слабый. Фильм по своей сути просветительский, но он отличается от просветительских лекций, которые с избытком транслируют сейчас наши телеканалы. Например, лекции телеканала BBC на политические темы или кинолекции, которые снимают «Интер», «НТВ». Эти кинолекции отличаются тем, что там всегда в центре событий какой-то журналист, историк, политолог, который рассказывает свою версию событий в сочетании с дополнительным изобразительным материалом. Мы строим свои фильмы как кинофильмы, в кинотексте обязательно присутствует развернутый кинематографический образ. Нет необходимости словесного толкования всего, что происходит, комментирования, не нужно разжевывать и ложечкой класть зрителю в рот — зритель самостоятельно делает выводы. Это мы называем беспереводной семантикой кино — между экраном и зрителем нет толкователя, переводчика, одним словом — посредника. Понимание, осознание, ощущение приходит естественно, как это происходит, когда слушаешь поэзию.

— Где можно будет увидеть фильм?

— Я думаю, на всех телеканалах — к этой работе доброжелательно отнесся Президент. Разместить сегодня на телеканале фильм — всегда пожалуйста, только заплати, причем много. Меня это всегда удивляло: я сделал фильм, принес, ну так покажите, почему я должен за это еще платить? Мы бы не просили денег за прокат, чтобы телеканал купил ленту у нас. Так как мы считаем, что эта тема очень важна и актуальна, мы будем согласны, чтобы телеканалы транслировали этот фильм бесплатно.

— А планируется ли показывать фильм в университетах, школах?

— Да, конечно. Фильм выйдет на DVD-дисках — их можно будет размножить, раздать. Если найдутся те, кто захочет эти диски распространять, и те, кто захочет приобрести — пожалуйста. Мое дело — осуществить, сделать сам фильм и предложить. Лента будет украиноязычной, но будет иметь субтитры на английском, русском языках, возможно других.

— Я так понимаю, что лента будет собранием отношений, воспоминаний, мыслей разных людей. Там будет, возможно, также ваше отношение, а какое оно?

— Мое отношение аналогично отношению людей, которых я снимаю, которых уважаю. Я считаю, что можно и нужно квалифицировать то, что происходило в 1931—1933 годах, как геноцид украинского народа. Кое-кто пытается заявить на эту тему, что какой же это геноцид украинского народа, если там россияне, евреи, цыгане страдали не меньше. Я хочу сказать, что им нужно просто вслушаться в то, что произносит даже наш Президент. Он говорит: «украинского народа», а народ в то время, да и сейчас, кроме украинцев, состоял из большого количества национальных меньшинств. Но так как Голодомор в основном затронул село, есть такие документы, что села в определенных районах и областях Украины заносились на так называемую черную доску, то есть в список сел, которые нужно было оставить абсолютно без каких-либо средств для выживания, забрать все: зерно, птицу, живность. Если внимательно посмотреть, во всяком случае, по Одесской области, то на «черную доску» заносились только украинские села, а не русские, болгарские, гагаузские. Села, где преобладали другие национальности, таким гонениям не подвергались, хотя там тоже было голодно. Геноцид был направлен против украинского крестьянства, его уничтожали как класс, потому что этот класс пугал верхушку коммунистического режима.

— Что вы хотите сказать украинцам этим фильмом?

— Хочу сказать, что нужно знать собственную историю для того, чтобы уважать себя и потихоньку восстанавливать свое духовное состояние, становиться достойной, сильной, дружной нацией.

Елена УРБАН
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ