Гораций
О, что такое открытое общество и понимание значимости рекламы! Все более-менее причастные к сельскому хозяйству личности наперебой информируют друг друга и общество об ожидаемом рекордном сборе зерновых. Такие громкие заявления, а особенно из уст высоких чиновников — вещь, которую бы в Европе оценили как непонятную, преждевременную и пагубную. Во всех странах с цивилизованным государственным управлением и четкой институционной структурой, большинство «аграрных» чиновников ограничены так называемым служебным молчанием. Ведь любое невзначай брошенное слово, в котором есть прогноз, экономический анализ или предостережение, моментально становится хозяйственным сигналом, словно ток пронзающим всю производственно-коммерческую систему.
Разрегулировать рынок просто, и дестабилизировать поведение покупателей или продавцов может каждое неосторожное заявление. Примеров того в западном мире множество. Потому и научились молчать. Слово должностного лица, особенно владеющего новейшей служебной информацией в условиях рынка удивительно легко материализуется в товарные и денежные потоки.
Не все, впрочем, полны оптимизма по поводу высокого урожая. Ведь если посмотреть в глаза тем, кто реально работает на поле, кто ежедневным трудом взлелеял колосья будущего хлеба, то можно увидеть, что там подобного восторга и энтузиазма нет вовсе. Спросите у них, каким будет урожай, — и искорка хлебопашеской надежды засветится, и сразу контрвопрос — «А какими будут цены?!», а потом совсем замедлено — «Что нам до этого»...
Что ни говорите, в сельском хозяйстве постепенно формируется ситуация, о которой мечтали коммунисты-большевики: формально являясь владельцами земельных угодий и части имущества, крестьяне устранены от результатов своих трудов. Крестьянин становится наемным работником, своего рода «сельскохозяйственным рабочим».
Не стоит думать, что высокий урожай — это исключительное благо. Ведь высокий валовый сбор поставит перед производством, системой заготовки и оптовой торговли много проблем. Присмотритесь: то, что исповедуют наши рулевые в сфере аграрной политики, это такой себе аграрный меркантилизм. Ведь еще на заре экономики как науки считалось, что чем больше золота и имущества, тем ты богаче. Подобно и сейчас руководители считают, что чем больше зерна в «закромах Отчизны» — тем лучше. Но несложные расчеты предоставляют возможность доказать, что большего эффекта можно достичь при средних, но стабильных урожаях, да еще подкрепленных системой переработки и дистрибуции. Помните, что едва ли не во всех европейских сельскохозяйственных справочниках нашу страну называют не «житницей», а своего рода «возмутителем рынка» — нестабильным, но существенным по потенциальным объемам производителем. С другой стороны, не нужно себя тешить иллюзиями, что улучшение производственных или экономических показателей сельского хозяйства автоматически приведет к решению проблем села. Эти проблемы просто получат иные значения и проявления, прекрасно иллюстрируя эпиграф Горация к этой статье.
Продолжительная дискуссия на тему «Каким быть украинскому селу» постепенно в практике, на фоне государственной бездеятельности, склонилась в сторону латифундистско- арендного типа землепользования. Это странная, но закономерность! Капитал формирует ту модель организации, которая ему выгодна. А поскольку государство практически бездеятельно в структурной политике, даже стратегического документа «Куда идем?» до сих пор нет, то последствия не заставили себя ждать.
Что даст нам рекордный урожай этого года? По массе экономического эффекта он, возможно, также будет весьма удачным, но станут ли такими последствия? Самая первая тревога — из-за цены, так как искушение использовать аграрную продукцию для гашения инфляции очень велико. Вторая касается способности эффективно продавать. Своими же такими непродуманными действиями в отношении регулирования внешней торговли аграрной продукцией государство «выкормило» таких себе спекулянтов-рвачей, вытесняющих цивилизованных дилеров, нацеленных на длительное агро- бизнесовое сотрудничество. Третий вопрос — что останется селу. Вызовет ли благоприятная ситуация на рынке зерна соответствующий рост в животноводстве, пищевой промышленности? Или знаменитые «продуктовые цепочки», описанные еще в 1965 году американскими учеными Д. Дейвисом и Р. Голдбергом, станут двигателями агробизнеса и развития села?
Как справедливо отмечает в № 127 «Дня» талантливый экономист, руководитель группы советников НБУ Валерий Литвицкий, «...сельское хозяйство — в стагнации. Хороший урожай несколько улучшит положение дел, но фундамент агросектора остается нездоровым, устарелым. Реформы «просятся», но никак не дождутся своей очереди». Первые симптомы оздоровления воспринялись руководством аграрного сектора, учеными и политиками как результат их усилий. Но очевидно, что это, скорее, следствие обычного экономического цикла оздоровления. Коренные реформы, приближение отечественной аграрной политики к европейским нормам, требованиям и принципам — очень важная задача.
О необходимости приближения сельского хозяйства Украины к «континенту Европа» пишу и выступаю в научных дискуссиях уже больше полутора десятка лета. Десятки публицистических статей, и в десять раз больше — научных публикаций, горячие патетические выступления на ежегодных Конгрессах экономистов-аграрников не дают почти никакого результата. Если коллеги-ученые еще как-то проявляют интерес, то в среде государственных руководителей — полное игнорирование. Хотя десятки раз слышал настоящее «мальчишеское» хвастовство высоких чиновников: «Вот недавно был (название страны), такое видел (название экономического чуда), нам нужно такое сделать!» Не понять им слова гениального Й. Шумпетера, что для того, чтобы внедрить немецкую бюрократию в хорошем понимании этого слова, мало завести немецкую методику учета и знаменитые гроссбухи, еще нужны немецкие счетоводы, а потом, как окажется, и самих немцев с их страной завозить...
Сугубо «аграрная политика» в европейском понимании уже не рассматривается как самостоятельная. Три кита политики, нацеленной на село, сельское хозяйство и сельские территории, это: собственно общая сельскохозяйственная политика (САП ЕС); политика развития сельских территорий; и политика конвергенции (сближения, объединения, приближения). После Лиссабонского саммита 2006 года все они объединены одной общей Стратегией.
Собственно, САП ЕС, как и аграрная политика многих неевропейских, экономически или хозяйственно успешных стран, в свою очередь, состоит из трех основных направлений: а) регулирование аграрного рынка; б) экономическая поддержка и улучшение доступности к финансовым ресурсам; в) поддержка модернизации и структурных изменений. Конечно, есть базовое министерство — преимущественно сельского хозяйства или сельского хозяйства с добавками рыбоводства, развития села и тому подобного — какой стране что важно и исторически сложилось. Однако отраслевое министерство лишь формирует аграрную политику, координирует и отслеживает ее исполнение и результаты. Основная нагрузка воплощения (как любят у нас по кальке из русского говорить — реализации) аграрной политики в Европе лежит на специальных правительственных или государственных институциях. Все эти институции находятся под двойным правительственным (в основном, отраслевое министерство руководит, Министерство финансов — контролирует) и парламентским (обязательно с перестановкой оппозиции) контролем и вынуждены действовать публично, с периодической полной отчетностью. Такие предостережения неслучайны, ведь эти институции распоряжаются «святая святых» — бюджетными средствами, а их влияние на экономику может быть существенным.
Возьмем для примера первое направление аграрной политики — регулирование рынка. Внешне у нас также благочинно. Есть Аграрный фонд, призвание которого — регулирование рынка. Но удалось ли ему хоть раз это сделать? Является ли этот фонд достойным участником большой игры, как называют систему агробизнеса. Вы будете удивлены, когда узнаете, что Положение «Об Аграрном фонде» занимает лишь четыре страницы текста! И это касается самого сложного регулирования, где каждый шаг должен быть выверен. Какие уж там публичный контроль, отчетность, превентивные мероприятия! В конечном счете ни организационная структура, ни нормативное обеспечение, финансовые возможности или принципы деятельности Аграрного фонда даже приблизительно не напоминают европейские. Потому и результаты не очень утешительны. Но, чтобы лучше расходовать бюджетные деньги, придумали для Аграрного фонда два помощника: Государственный резерв и местные закупки. Поверьте, подобного нет нигде в Европе! Ведь Госрезерв — это что-то иное, а не государственная регулирующая институция, его функции и принципы работы совершенно другие.
А как в Европе? Во всех странах ЕС действуют специальные институции регулирования рынка — в некоторых странах это Агентство регулирования аграрного рынка (Польша) или же Интервенционный сельскохозяйственный фонд (Чехия). Интервенционные фонды имеют несколько более глубокие функции, и фактически постепенно заменяют агентство регулирования аграрного рынка. Сперва отметим, что деятельность всех этих институций регламентируется внутренними законами страны и централизованной директивой Комиссии ЕС. Очевидно, что все они взаимодействуют на общем аграрном пространстве. Во-вторых, они определены и лицензированы как платежные агентства ЕС. Так, известные всем прямые платежи и площадь угодий (SPA) в основном платят институции регулирования рынка. В-третьих, действуют не по принципу «когда рак свистнет», то есть после наступления события (высокий или низкий урожай, избыток или перепроизводство продукции), а более превентивными, предупредительными действиями. Практическая деятельность интервенционных фондов и агентств построена таким образом, что они фактически зарабатывают определенную часть средств.
Могли бы мы создать такую систему в Украине? Как говорил один мой знакомый, опытный управленец и не тонущий госслужащий, «нет никаких объективных оснований, чтобы это не было выполнено». Есть ли на эту тему научные публикации? Ответ — да. Обращался ли кто-то за разъяснением? Ответ — нет. Заказывал ли кто-то из отраслевого министерства аграрной политики более подробную информацию, предлагал научную тему? Ответ — нет. Как метко сказал Джери Сакс: «Есть непонятное разногласие между разработанными методами управления и реальной его практикой». Можем ли мы рассчитывать на вхождение в ЕС с существующей «трехглавой» системой регулирования аграрного рынка? Ответ — нет. А выводы уж пускай делают читатели. В правительственных кабинетах их наверняка проигнорируют...
Подобная неутешительная и отличная от европейской ситуация — и в сфере экономической поддержки сельского хозяйства, и в области структурной политики. Кто бывает на юге, видит измученные жаждой степи. Земля, кажется, просто просит воды. Но с точки зрения экономики земля просит кое-чего другого — адекватной аграрной политики. Еще в 1965 году волей случая было сделано уникальное и простое (как это бывает с большинством изобретений) открытие капельного орошения. Теперь детерминированные технологии орошения (капельное, подземное, туманно-навесное, импульсное) отшлифованы до деталям. Явным лидером, открыто готовым делиться достижениями в этих технологиях, является Израиль. Рациональное сочетание экономии, экологии, технологии и удобства, позволяющее выращивать сады, виноградники, пропашные и овощные культуры даже в пустыне! В большинстве европейских стран, в частности, в Чехии, есть специально поддерживаемое направление «Сохранение и рациональное использование воды», а в нем — программа «Капельное орошение». Найдете ли вы что-либо подобное в перечне отечественной аграрной политики? Но разве водные проблемы Чехии сравнимы с проблемами Херсонщины или Крыма? («День» писал недавно о проблемах орошения в Крыму. Вот бы соединить Крымский канал с капельным орошением — результат был бы поразительный). Спросите у людей, разбирающихся в экологии, насколько полезны сады и многолетние насаждения именно в этом регионе, здесь и лес поливать не грех.
Теперешний урожай уже наполняет закрома. Это действительно поразительная пора. Кому пришлось бывать на гумне и зернохранилищах, и чье сердце еще не зачерствело — помнят, какая это прекрасная пора, какая поразительная картина — поток золотого зерна. В этом году совпали во времени большой, всевозростающий мировой спрос и хороший урожай. Другое хорошее обстоятельство — членство в ВТО, значительно упрощающее доступ на внешние рынки. Как воспользоваться этими исключительно хорошими обстоятельствами? Уже сейчас на это, а не на жатву, должны быть направлены усилия управленцев аграрной отрасли.