Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Момент истины для Бельгии

Сможет ли фламандская и валлонская общины прийти к компромиссу и предотвратить раскол страны?
6 августа, 2008 - 17:45
НА КАРТЕ РАЗНЫМ ЦВЕТОМ ОТМЕЧЕНЫ ФЛАНДРИЯ (СВЕРХУ) И ВАЛЛОНИЯ (ВНИЗУ). ТЕПЕРЬ ОСТАЛОСЬ ДОЖДАТЬСЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ СЕНТЯБРЯ, ЧТОБЫ УБЕДИТЬСЯ В ТОМ, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ СБУДУТСЯ ПРОГНОЗЫ О РАСКОЛЕ КОРОЛЕВСТВА БЕЛЬГИЯ НА ДВЕ ЧАСТИ

Похоже, маленькое Королевство Бельгия, известное своим шоколадом и многообразием сортов пива, обречено на постоянные испытания. Если на протяжении веков эта страна была полем главных европейских битв, а в прошлом веке пережила две немецких оккупации, то теперь она стоит перед угрозой распада на две части: Фландрию и Валлонию. И это несмотря на то, что Бельгия за последние 50 лет пережила экономический бум и стала образцом западной либеральной демократии.

Напомним, что последние 14 месяцев после парламентских выборов в июне 2007 года Бельгия переживает политический кризис. И многие уже пророчат распад королевства из-за растущего напряжения между двумя основными общинами: фламандской на севере и валлонский на юге страны. Первая состоит из фламандцев, которые разговаривают на голландском языке и составляют 60% от 10,5- миллионного населения королевства. Вторая — валлонцев, разговаривающих на французском языке и составляющих меньшинство. Кроме того, в Валлонии проживает немецкое меньшинство численностью 70 тыс. человек. Третьим федеральным регионом является столица Брюссель, в которой два официальных языка: голландский и французский. Третий неофициальный язык в Брюсселе — английский. Это вызвано тем, что здесь размещена штаб-квартира Европейского Союза и НАТО. Понятно, что дипломаты из большинства европейских стран вынуждены пользоваться именно английским языком, который наряду с французским является официальным языком Альянса.

Однако не в языке или культурных особенностях кроется главная причина нынешнего политического кризиса в Бельгии. В деньгах, как это не удивительно звучит. Более богатый фламандский регион хочет большей автономии. А некоторые политические партии, в частности, правая Фламандская националистическая партия, вообще требуют независимости для Фландрии. При этом сторонники отделения опираются на статистику, которая свидетельствует, что по ВВП отрыв между Фландрией и Валлонией составляет 20%, а уровень безработицы — 6% против 16%. Когда доля северного региона в национальном экспорте превысила 80%, фламандцы сказали: «хватит кормить бедняков».

Со своей стороны, валлонские политики опасаются, что большая автономизация Фландрии может привести к разрушению системы социального обеспечения граждан, а в перспективе — к расколу страны. Некоторые из этих политиков даже заявили, что в случае отделения Фландрии не исключено, что Валлония может присоединиться к Франции. Кстати, данные опроса общественного мнения, недавно проведенного во франкоязычных районах Бельгии, подтверждают, что за объединение с Францией в случае распада Королевства выступает 60% опрошенных.

Понятно, что настроения населения передались политикам, избранным в парламент в прошлом году. Вследствие существующих противоречий между регионами правящая коалиция была сформирована только через девять месяцев после выборов — в марте 2008 года. Премьером стал лидер фламандских христианских демократов Ив Летерм, которому все же не удалось уладить расхождения между двумя политическими лагерями: фламандцами и валлонцами.

Однако две стороны в противостоянии, похоже, не заметили какую цену придется заплатить стране за эгоистичность и недальновидность фламандцев. А бельгийские экономисты уже бьют тревогу. Они прогнозируют, что в сентябре инфляция превысит 6%, тем временем, как рост экономики с 2% в 2008 году уменьшится до 1,5 в будущем году. По данным Национального банка Бельгии, убытки составят 2,5 млрд. евро из-за несостоятельности правительства реагировать и своевременно принять меры по преодолению последствий мирового финансового кризиса, увеличению цены на энергоносители. Тем временем, потеря доверия к политическому классу Бельгии влияет на поступление прямых иностранных инвестиций. По оценкам экономиста нидерландско-бельгийского банка ING Жюльена Мансо, из-за кризиса Бельгии приходится больше выплачивать на рефинансирование государственного долга, который достиг 85% ВВП и составляет 200 млрд. евро.

Очевидно, что бельгийская политическая элита понимает серьезность нынешнего кризиса и пытается найти институциональные пути выхода из него. В частности, король Бельгии Альберт II и премьер-министр Ив Летерм пришли к согласию относительно необходимости проведения институциональной реформы. Во время дебатов в парламенте бельгийский премьер заявил, что коалиция, состоящая из пяти партий, объединяющих представителей валлонской и фламандской общины, полна решительности провести реформы по предоставлению больших полномочий регионам. Однако 14 июля, после того, как кабинету министров не удалось наделить регионы большей властью и положить конец кризису власти в стране, Летерм подал королю просьбу об отставке. Однако Альберт II не принял ее и вместо этого 17 июля поручил трем «мудрецам» переговорщикам Франсуа-Ксавьеру де Доннеа, Реймонду Лангендриесу и министру-президенту немецкоязычной общины Бельгии Карлу- Хайнц Ламберту до конца июля разработать рекомендации относительно выхода страны из кризиса.

Понятно, что за такое короткое время вряд ли можно было найти решение этой проблемы. Поэтому 31 июля, после встречи с «мудрецами» в присутствии премьера, король заявил о достижении прогресса. Как отмечалось в сообщении для прессы, Альберт II попросил посредников доложить о своей работе во второй половине сентября. И, в частности, они должны изучить, каким образом могут быть обеспечены гарантии для начинания институционального диалога. При этом, по мнению короля, следует сосредоточить внимание на межинституциональном диалоге и, в первую очередь, выяснить, каким образом можно связать друг с другом разные институты: регионы, коммуны и федеральное государство в ходе глубокой реформы государства. Иными словами, как безболезненно разделить полномочия между тремя субъектами.

Однако решение этого вопроса усложняют требования фламандцев, чтобы переговоры вели две национальные общины: голландскоязычная и франкоязычная. Тем временем франкоязычные партии настаивают на том, чтобы за столом переговоров сидели три региона: фламандский, валлонский, а также Брюссель.

Как сообщил бельгийский либерал Франсуа-Ксавьер де Доннеа, представленный королю предварительный отчет констатировал волю политических партий прийти к согласию относительно нового распределения полномочий между государством и «федеральными субъектами» — регионами и коммунами.

Итак, обозреватели считают, что в середине сентября для Бельгии наступит момент истины. Уже на горизонте накапливаются тучи и ожидается, что осенью в стране, пребывающей в состоянии кризиса с июня прошлого года, может произойти очередная вспышка напряжения ввиду того, что запланированные на июнь следующего года региональные выборы оставляют мало места для компромисса. Как известно, во второй половине сентября «мудрецы» должны представить выход из затяжного политического кризиса. Но с другой стороны, нельзя назвать случайным то, что на 21 сентября запланирован съезд фламандских националистов, которые уже жаловались, что на данный момент не было удовлетворено ни одно из их требований. Таким образом, это фактически означает, что националисты дают небольшую отсрочку как переговорщикам, так и своим союзникам из фламандской христианско-демократической партии. Ведь союз этих двух партий уже заявлял о желании немедленно применить «конфедеративную логику». А это вписывается в «диалог коммун с коммунами», к которому приглашены регионы и который позволит фламандцам добиться цели еще до региональных выборов, запланированных на июнь 2009 года.

Со своей стороны, франкоязычная община Бельгии тоже не собирается сдаваться. Валлонские центристы во главе с Джоуль Милке, известной во Фландрии как «мадам нет», предупредили, что будут оставаться твердыми сторонниками защиты прав франкоязычных вокруг и в самом Брюсселе. С их точки зрения, межинституциональный диалог должен базироваться на равных правах регионов, коммун, а также федерального государства. «Фламандцы хотят, чтобы франкоязычные сдались, не борясь за статус Брюсселя и его околиц и не начиная переговоров», — заявил еще один враг Фландрии Оливье Менген, лидер Фронта франкоязычных Брюсселя. Он сказал, что опасается глубокого кризиса, который приведет к досрочным выборам за долго до июня 2009 года.

Остается надеяться, что бельгийские «мудрецы» окажутся на высоте и предложат решение, которое будет устраивать обе стороны конфликта. А фламандские и валлонские политики будут достаточно мудрыми, чтобы в момент истины пойти на компромисс и сохранить единство страны. И таким образом доказать, что Бельгия успешно прошла испытание на регионализацию и тем самым показала другим странам пример, как можно решать вопрос распределения полномочий между государством и регионами, не разрушая при этом целостность страны.

Мыкола СИРУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ