Тайна волшебного звучания скрипок великого Страдивари раскрыта, считают исследователи, но мастерам это не поможет: деревья для скрипок великого ученика Амати росли в других условиях.
Скрипичный мастер Терри Борман (США) и радиолог из Медицинского центра Лейденского университета Беренд Стул (Голландия) исследовали плотность древесины трех скрипок Джузеппе Гварнери, двух скрипок Антонио Страдивари и семи современных скрипок и альтов, созданных самим Борманом и двумя другими известными современными мастерами, с помощью компьютерной томографии и программы, которая обычно используется для изучения плотности легких у пациентов, пишут РИА Новости.
Изучив верхние и нижние деки инструментов, исследователи обнаружили, что в среднем плотность древесины у современных и классических скрипок одинакова: верхние деки всегда изготавливаются из ели, а нижние — из клена. Однако для старинных еловых дек характерна большая однородность древесины в пределах годичного кольца — то есть разность плотности в годовых кольцах между ранней и поздней древесиной была менее заметна.
Необходимо отметить, что Генри Гриссино-Майер из университета Тенесси (США) также придерживается теории о том, что неповторимая музыкальность скрипок Антонио Страдивари объясняется особыми качествами дерева. Ученый, изучая спилы деревьев, установил, что ели, которые росли в Европе в 1625—1720 годах, имели очень узкие годовые кольца, что связано с кратковременным периодом похолодания в те годы. Эту плотную однородную еловую древесину и использовал Страдивари для своих скрипок, и именно в ней кроется секрет выразительного звучания, уверен Гриссино-Майер.
Сегодня к методам, приводящим к изменению первоначальной плотности древесины, относятся вымачивание в проточной или морской воде, кипячение в различных химических соединениях, обработка парами азотной кислоты и так далее. Старинные инструменты, судя по всему, подобным процедурам не подвергались. Тем не менее, никому пока не удалось добиться результата, приближенного к звучанию старых кремонских скрипок.
Это далеко не первая попытка раскрыть тайну скрипок Страдивари. Предполагалось, что качество звука зависит от формы инструмента, от толщины дек, от лака, покрывающего скрипку.
Теория «Волшебного лака» — наиболее популярна. Между тем, некоторые исследователи уверены, что лак, который использовали старые скрипичные мастера, практически не отличался по составу от обычного мебельного лака того времени. Вполне вероятно, что, по замыслу мастера, лак и специальная пропитка древесины выполняли исключительно защитную функцию и должны были лишь препятствовать появлению разнообразной живности.
Секреты звучания скрипок Страдивари постоянно «разгадываются», но как бы ни старались современные мастера, превзойти своего давнего предшественника они не в состоянии.
Сегодня в мире осталось лишь около 600 скрипок, сделанных итальянцем Антонио Страдивари и членами его семьи. И стоимость каждой составляет миллионы долларов.