В Киеве, в который раз, отгуляли один из самых больших праздников еще дохристианского происхождения — Ивана Купала. Театрализованное фольклорное действо в рамках всеукраинского фестиваля «Червона рута» развернулось и в Оболонском парке. Здесь участники коллектива «Дай Боже», которые были и организаторами праздника, веселили гостей украинскими песнями и танцами. В основном использовался фольклор Центральной Украины. По словам одного из ведущих, Тараса Мельника, готовился коллектив к такому празднику в течение двух месяцев, хотя на поиски материалов пошел не один год.
— Инициатива проведения действа, — рассказал господин Тарас, — принадлежит нашему коллективу «Дай Боже». Мы неоднократно обращались к властям города помочь с организацией, но сначала они отбрасывали нашу программу. Мы даже финансирование частично были вынуждены искать сами. А все из-за неосведомленности об украинских традициях и о значении этого праздника для народа.
Уже не впервые коллектив «Дай Боже» берется за организацию дня Ивана Купала. До этого они выступали на Нивках и Русановке. Кроме традиционных хороводов, танцев и игр вокруг праздничного костра, к программе прибавились еще и новые обряды: сбор ненужных вещей, борьба с Купайлицей и другие. Суть последнего состоит в соревновании юношей и девушек за вишневую ветку. Девушки не хотят ее отдавать, но юношам все же удается забрать. Такой обряд символизирует девичью стеснительность, что очень ценилось и считалось обязательным для каждой украинки.
По традиции, участники праздника сожгли чучело Мары, скатили огненное колесо, спустили венки по Днепру и сварили в котелке пшенную кашу. Киевляне и гости, а особенно молодежь, не побоялись, взявшись за руки, прыгнуть через огонь, что является одним из важнейших этапов праздника. Случилась и травма — один из участников празднования, неудачно прыгнув через костер, чуть не обгорел. К счастью, все закончилось хорошо — обошлось только сожженной одеждой.
По-видимому, не одна киевлянка вернулась шестого июля домой в пышном зеленом венке, сплетенном из разных трав, цветов и веточек деревьев. Во всяком случае, во время празднования в Оболонском парке, девочек, девушек и женщин в этом роскошном украшении было немало. Кое-кто одел настоящие украинские костюмы: например, казацкий наряд. Уважать национальную одежду, не забывать свои традиции — вот основное задание празднования дня Ивана Купала.
КОММЕНТАРИЙ
Вадим СКУРАТИВСКИЙ, доктор искусствоведения, кандидат филологических наук, член-кор. Академии искусств Украины, историк, публицист:
— Этот праздник астрономический, связанный с космическим моментом, а поэтому можем сделать вывод, насколько он был важен для человека тогда. Его значение в украинской культуре и истории очень велика. Возьмите во внимание хотя бы тот факт, что если бы «красные» латыши 1917 года не пошли праздновать Ивана Купала, оставив без присмотра Москву и Кремль, которые охраняли, и открыв таким образом доступ ультрареволюционерам, то ход украинской истории был бы совсем иной. Если бы мы имели действительно нормальную историю XIX—XX веков, то этот праздник теперь мог бы собирать людей со всех уголков мира как, например, карнавал в Рио-де-Жанейро, почему бы и нет?