Под занавес театрального сезона театр «Киев модерн-балет» предложил столичному зрителю балет «Андеграунд» (Underground) на музыку известного латвийского композитора Патериса Васкса — премьеру можно было увидеть на сцене Национального драматического театра им. И. Франко.
Очередной раз Раду Поклитару средствами хореографического искусства, благодаря режиссерской фантазий и драматическим ассоциациям, доказал, что современная культура призвана, в первую очередь, не развлечь зрителя, а заставить его задуматься над вечными проблемами бытия, в частности, о месте человека во всемирном движении. Не зря на постановку хореографической драмы «Андеграунд» режиссера вдохновила фраза известного французского писателя, представителя философии экзистенциализма Жан-Поля Сартра: «Ад — это другие».
Однако не стоит воспринимать сентенцию об аде буквально, да и библейские мотивы здесь имеют только лишь значение аллюзий и реминисценций. Философский контекст спектакля значительно более широкий: люди, которые оказавшиеся в одном замкнутом пространстве (кстати, одна из любимых идей Раду Поклитару), прячась от общей трагедии — войны, воспринимают жизнь не с перспективой на будущее, а только как данное мгновение. Поэтому любые эмоции, впечатления и чувства у них заострены. Угроза никогда больше не увидеть свет усиливает их впечатления от каждой минуты бытия. Они любят, страдают, сердятся. И все это для них чрезвычайно важно, ведь они могут и не встретить своего «потом» или «после». И андеграунд — это будто огромное пространство, в котором смешиваются чувства, позволяя быть причастными к жизни.
Художественные апартаменты спектакля (сценография Андрея Злобина) довольно игровые: каждая художественно выписанная деталь является своеобразным знаком, психологическим символом, помогающим зрителю воспринять и понять авторский замысел Раду Поклитару.
Вот на землю падают большие колонны — как символ катастрофы, и уже спустя некоторое время в красном свете (огня и крови) они словно сминают всех на своем пути, превращая в единую безжизненную массу. Кстати, эта сценическая картина сразу вызывает ассоциации с полотном Карла Брюллова «Последний день Помпеи» (причем такие аллюзии кажутся совершенно сознательными). В другом эпизоде герои в темных одеждах (художник по костюмам — Анна Ипатьева) исполняют, казалось бы, классический танец под лирическую музыку, однако масштабная декорация вызывает некоторую угнетенность и намекает на будущий крах этого «классического» спокойствия.
В спектакле использованы довольно специфические хореографические этюды (что, опять же, характерно для постановок Раду Поклитару): каждый участник действа «проживает» свою внутреннюю историю, выраженную в движении, и, вместе с тем, является неотъемлемой частью целого общества, наконец, андеграунда, который время от времени превращается в месиво тел, эмоций, судеб.
Кроме пластического мастерства, скрупулезно продуманных, даже геометрически «просчитанных» хореографических дуэтов, в которых актеры под час похожи на пластилиновые игрушки в руках какой-то высшей силы, в спектакле имеют место и настоящие цирковые трюки. Они являются средствами усиления эмоционального восприятия действа и, безусловно, позволяют актерам продемонстрировать свои умения. Например, один из участников спектакля стремглав поднимается по колонне, чтобы достать веревку, спускающуюся с потолка (то ли дорога в ад, то ли спасение) — и зритель заворожено наблюдает, чем же завершится его действие...
В спектакле множество аллюзий, позволяющих воспринимать балет «Андеграунд» в общекультурном контексте: мистические танцы героев в странных неестественных одеждах несколько напоминают бал у Воланда из романа «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова (тематически совершенно оправданная ассоциация), а некоторые сугубо атмосферные нюансы «провоцируют» воспоминания о кинолентах Эмира Кустурицы (в конце концов, перекликание существует и на уровне названия). К тому же, весь балет является «красноречивым» отражением нашей жизни — порывистой, несколько фрагментарной и иногда слишком «настоящей».